Проект "Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ"

  • doc
  • 16.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОИСЕЕВА СТАТЬЯ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ.doc

ЛОГОТИПМинистерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ) Педагогический факультет

 

 

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

ПРОЕКТ

 

«Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ»

Авторы: наставник

Моисеева Раиса Ивановна;

студенты-практиканты

643 группы ТГПУ:

Чолокоглы Элла

Фирсова Мария

Князева Евгения

Седенсон Анастасия

Кузьмина Марина

Исаева Анна

Томск-2015 год

 

Актуальность:

Актуальность данного проекта состоит в разнообразии форм поведения внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ. Данная тема работы актуальна в наше время, потому что:

1)  увеличивается количество детей с ОВЗ,

2)  с 1 сентября 2016 года вступает в силу новый Закон РФ о введении ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

 

Категория детей:

Мы работали со слабослышащими детьми 2 «А» класса, классным руководителем которого была Моисеева Раиса Ивановна.

Раиса Ивановна сопровождала нас, помогала в проведении всех мероприятий, искала пути наибольшего безболезненного сближения с обучающимися – была нашим наставником..

Слабослышащие дети – дети с недостаточностью слуха различной степени от I, до IV, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от15-20 дБ до 75 дБ.

В произношении детей с нарушениями слуховых функций обнаруживается характерное смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, твёрдых с мягкими, аффрикат (ч) (с) с одним из звуков их составляющих.

Характерно, что в процессе обучения слабослышащие дети легко усваивают произношение звуков, но не всегда правильно употребляют их в словах.

Слабослышащий ребёнок в одних слова произносит данный звук правильно, а в других замещает его звуком, сходным по звучанию. Это показывает, что нарушения произношения у детей данной категории обучающихся не связано с моторными затруднениями. Причина неправильности лежит в недостаточном овладении звуковым составом слов в следствии неполноценного восприятия их на слух.

Для таких детей характерны отклонения также в письме: в основном это замещения букв, которые отражают отмеченные выше замещения звуков в произношении. В целом, слово в письме более глубоко искажается, чем в произношении. По причине нарушения речевой деятельности, дети используют жестовую речь. Тем не менее, наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

 

Описательные характеристики обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Влад – воспитывается в многодетной семье. Несколько отстаёт в развитии. По мнению нашего наставника Моисеевой Раисы Ивановны у него в развитии наблюдаются улучшения. Очень общительный мальчик, с большим желанием выполняет все трудовые операции.

Елизавета – воспитывается в семье, где родители глухие. В воспитании девочки помогает бабушка Людмила Петровна. Елизавета очень скромная, несколько стеснительная, в тоже время очень приветливая девочка.

Лера – воспитывается в многодетной семье. При поступлении в первый класс не имела авторитета у детей. Её обижали. Но Раиса Ивановна организовала так жизнедеятельность классного коллектива, что на обиды просто не было времени. Сейчас Лера преуспевает во всех делах, хорошо учится, ответственная, милосердная. Всегда приходит на помощь. Она быстрее понимает материал чем остальные, помогает одноклассникам, ребята обращаются к ней за помощью.

Семён – малоактивный, медлительный и очень стеснительный ребёнок. Воспитывается в неполной семье. В процессе общения проявляет интерес к любому делу, но ему трудно даётся выполнение творческой работы, работы, предполагающей включение мелкой моторики.

Артём – воспитывается в многодетной семье, очень общительный ребёнок. Он немного постарше остальных детей. Во время урока часто общается с одноклассниками с помощью жестовой речи.

Екатерина – воспитывается в многодетной семье, весьма любопытная и вполне подвижная девочка. Любит выполнять все трудовые поручения.

Виктория – воспитывается в многодетной семье. При поступлении в первый класс у Виктории отсутствовала речь. Она не могла выполнить действия педагога: «Дай», «Возьми» и др. Речевой материал усваивает с трудом, но если она запомнила материал, то с удовольствие использует его в речи.

 

Цели проекта:

1)  Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

2)  Удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с обучением и применением информационных технологий.

3)  Подготовка личности к общественной и социальной жизни.

4)  Развитие у детей мелкой моторики.

5)  Развитие творческих способностей.

 

Задачи: в соответствии с указанными задачами, определены основные цели внеурочной деятельности обучающихся.

1)  Организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий.

2)  Организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

3)  Развитие школьников посредством новых методов, осуществляемых в ходе внеурочной деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

ü Активное участие детей на занятиях.

ü Развитие патриотического отношения к Родине.

ü Закрепление культурных навыков поведения.

ü Развитие творческих способностей.

 

Новизна

Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь молодым педагогам ввести новые виды, формы проведения внеурочной деятельности для детей с нарушениями слуха. Помочь в развитии общения и коммуникации между детьми и взрослыми. Новизной проекта также является то, что мы создаём новые формы проведения внеурочной деятельности под руководством наставника Моисеевой Р.И. – это даёт нам опыт в составлении уроков и их проведения для слабослышащих детей.

 

Материально-техническое обеспечение:

ü Ноутбук

ü Фотоаппарат

ü Принтер

ü Бумага, ватман, цветная бумага и картон.

ü Клей, ножницы, карандаши, фломастеры, ручки, прищепка, верёвка.

 

Кадровое обеспечение:

Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов в качестве наставника.

Карауш Ирина Сергеевна - старший научный сотрудник отделения

пограничных состояний ФГБУ «НИИ психического здоровья» СО РАН, к.м.н.

 

Описание проекта

Проект направлен на деятельность с особенными детьми, которые имеют депривацию сенсорных анализаторов. Мы хотели как можно больше разнообразить формы проведения занятий. При составлении занятий мы основывались на особенностях детей. Темы для занятий мы разработали с Раисой Ивановной. Определили, в какое время мы будем взаимодействовать с обучающимися. В итоге мы провели занятия, отражающие следующую тематику:

1)    Этикет

2)    Духовно-нравственное развитие

3)    Патриотическое воспитание

4)    Познавательная активность

5)    Физкультурно-оздоровительная деятельность

6)    Артикуляционная гимнастика

7)    Концертная деятельность

 

Формы проведения занятий:

1)    Урок-праздник

2)    Урок-интервью

3)    Урок-игра

4)    Урок-кругосветка

5)    Настольная игра с элементами игры по станциям

6)    Ролевая игра

7)    Художественно-творческая игра

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Одним из важнейших приёмов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Большое значение для развития организма ребёнка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки и внеурочные мероприятия разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, мы не забываем также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке или на занятии.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы и на другие мы нашли с помощью нашего наставника Моисеевой Р.И.