Проект «От исследовательской деятельности, к развитию познавательных учебных действий учащихся начальных классов».
Автор проекта: Руденко Елена Павловна учитель начальных
классов МОУ СОШ с. Хохотуй.
Предпосылки к осуществлению.
В соответствии с ФГОС образование должно ориентироваться не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, а также формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания ЗУНов, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни.
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Возрастает потребность в таких педагогических технологиях, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из таких технологий – технология организации исследовательской деятельности школьников.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Учить заниматься исследовательской деятельностью необходимо с начальной школы. Именно в этом возрасте у детей отчетливо проявляются любознательность, познавательная активность и стремление к поисковой, исследовательской деятельности.
Практический опыт высветил проблему: как повысить качество образования учащихся, уровень индивидуальности, потребность личностного роста, стремление самоутвердиться, обучить приёмам эффективной учебной работы, через внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс?
Цель проекта.
Целью проекта является, создание условий для успешного формирования познавательных учебных действий учащихся, через использование элементов исследовательской деятельности в начальных классах.
Данная цель реализуется в ряде задач:
1. Рассмотреть, как элементы исследовательской деятельности служат для развития познавательных учебных навыков учащихся.
2. Подобрать виды упражнений, исследовательского характера, для развития УУД на уроках в начальной школе.
3. Обозначить основные приёмы педагогической техники в урочное время.
4. Повысить качество образования и рейтинг учащихся, через применение данных упражнений на практике.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации данного проекта будет:
- создана система упражнений, исследовательского характера, для развития УУД на уроках в начальной школе.
- определены основные приёмы педагогической техники для работы в данном направлении.
- повысится качество образования и рейтинг учащихся, через применение данных упражнений на практике.
Участники проекта.
Учащиеся начальных классов.
Основные этапы проекта.
1 этап – подготовительный.
- сбор и изучение информации по теме проекта.
- диагностика учащихся на начальном этапе проекта. ( Исследование интеллектуальных способностей: в области грамматики, математики, визуально-пространственных действий. Тест, позволяющий прогнозировать успехи в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств. Тест «самооценка»).
- соотнесение элементов исследовательской деятельности и познавательных учебных действий, развивающихся в результате их практического применения.
- подбор видов упражнений, исследовательского характера, для развития УУД на разных предметах и типах уроков.
- определение основных приёмов педагогической техники для работы в данном направлении.
2 этап – основной.
- применение упражнений, исследовательского характера, в учебной деятельности на различных уроках.
- промежуточная диагностика учащихся, для получения более точного результата проекта. (по тем же методикам)
3 этап – заключительный.
- итоговая диагностика учащихся, составление мониторинга, анализ результативности.
- подведение итогов и оценка эффективности работы над проектом.
Необходимые ресурсы для достижения целей проекта.
Кадровые: педагоги начальной школы, педагог – психолог, обучающиеся и их родители.
Материально-технические: литература по исследовательской деятельности и развитию универсальных учебных действий учащихся, доступ к Интернет-ресурсам, компьютерная и оргтехника школы.
Критерии эффективности
Мы будем считать условия для успешного формирования познавательных учебных действий учащихся, через использование элементов исследовательской деятельности в начальных классах созданными и реально действующими, если:
- на каждых уроках по различным предметам будут применяться упражнения исследовательского характера,
- будут создаваться учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладеют универсальными учебными действиями для решения проблем в процессе познания
- и качество образования, рейтинг учащихся повысится.
Результаты проекта.
Проект был осуществлён на базе 3 класса МОУ СОШ с. Хохотуй.
В результате многие ребята участвовали в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», в районной конференции были заняты призовые места.
Рейтинг учащихся за учебный год повысился в среднем на 25%. Качество образования повысилось на 12 – 16%. Повысилась самооценка учащихся.
Материалы проекта имеют практическую значимость среди учителей начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.