Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 79 г. Томска
Проект «Овощи и фрукты – полезные продукты»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Автор: воспитатель I квалификационной
категории Бузилова Елена Аргадиевна
г. Томск 2020 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Авторы проекта: Бузилова Елена Аргадиевна.
Состав проектной группы: воспитатель – Бузилова Е.А., воспитанники средней группы, родители.
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 02.10.2020- 23.10. 2020.
Интеграция образовательных областей: П.Р., С.-К.Р, Х.-Э.Р, Р.Р., Ф.Р.
Цель: Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе жизни.
Задачи:
· Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости).
· Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека.
· Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов.
· Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания.
· Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности.
· Активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку зрения, развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Актуальность:
Залог здоровья дошкольников - правильное питание. Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Дети, питаясь дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу и другие «вкусняшки». А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами - это овощи и фрукты.
Проблема:
В нашей группе многие дети отказываются есть овощи, овощное рагу, салаты из овощей, и даже фрукты на второй завтрак. Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Проблемный вопрос:
Что такое витамины, для чего они нужны организму человека и где они содержатся?
Работа с родителями
· Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания.
· Проведение консультации для родителей на тему «Здоровое питание - здоровый ребенок», «Как витаминизировать питание ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».
· Конкурс творческих работ детей и родителей из природного материала «Дары природы» - (необычные фрукты и овощи)
· Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи и фрукты»
· Памятки для родителей «Советы доктора Витаминкина»
· Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд из фруктов и овощей.
· Совместное изготовление атрибутов для спектакля «Спор овощей», подготовка к инсценировке
Содержание проекта
Форма работы Интеграция ОО |
Тема |
Сроки, ответственные |
Задачи |
|
Подготовительный этап 02.10-06.10 |
||||
-подбор иллюстрированного материала; |
«Фрукты и овощи», «Витамины» |
Воспитатели |
Обогащать материальную базу группы, пополнить группу наглядными материалами и пособиями «Фрукты и овощи», «Витамины». Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей культуру здорового питания, осознания необходимости употреблять в пищу овощи и фрукты. |
|
-создание картотек «Полезные продукты», «Витамины в овощах и фруктах» (см. Приложение); - Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме. - Подбор дидактических и настольно-печатных игр - Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах» |
Картотека подвижных игр, пальчиковых игр, экспериментов. |
|||
-Подготовка консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания: овощей и фруктов). |
Познавательный материал о полноценном питании детей дошкольного возраста |
|||
-подбор мультфильмов, презентаций и музыки; |
«Чиполлино», «Уроки тетушки Совы: правила гигиены, питания», «Фиксики: Витамины», «Смешарики: Азбука здоровья». |
|||
- Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания. |
|
|||
Практический этап 09.10-13.10. |
||||
Рассматривание иллюстраций |
«Что растет в саду и на огороде?» |
Воспитатели |
Организовать познание детей по теме «Овощи и фрукты». Формировать знания детей об овощах и фруктах. |
|
Беседы С-К.Р. |
Беседа с детьми «Овощи и фрукты - полезные продукты» «Правила питания и культура поведения за столом» |
Воспитатели |
||
Чтение и разучивание художественной литературы Х-Э.Р., П.Р., Р.Р. |
Чтение Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», р. н. сказки «Мужик и медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей», «Волшебный огород», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи» («Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Я. Тайц «По ягоды», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т. Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи ифрукты», Ю. Коринец «Последнее яблоко», Е. Трутнева «Урожай», – Л. Зильберг «Полезные продукты» |
Воспитатели |
Расширять представления детей о творчестве писателей, поэтов, учить их эмоционально воспринимать образное содержание стихов, осмысливать характер и мотивы поведения персонажей. Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. |
|
Художественное творчество (рисование) Х-Э.Р. |
Рисование «Что нам осень принесла?» (Т. С. Комарова); «В саду созрели яблоки» (Н. С. Голицына); «В саду созрели яблоки» (Н. С. Голицына); «Машины везут урожай» (Н. С. Голицына); Лепка «Осенний натюрморт» (Н. С. Голицына) Пластилинография «Фрукты» (Г. Н. Давыдова) Коллективная работа «Витамины в овощах и фруктах» (рисование + аппликация) |
Воспитатели Педагог по художествен-ному воспитанию |
Развивать творческие способности, формировать навыки работы цветными карандашами, акварелью, работать с ножницами и цветной бумагой развивать воображение. |
|
Сюжетно-ролевые Игры С.-К.Р. |
«Магазин», «Семья», «День рождения», «Кафе», «Поликлиника», «Овощная база» Подвижная игра «Бегает, прыгает, летает». |
Воспитатели |
Воспитывать умение самостоятельно распределять роли, договариваться. Развивать речевую активность, внимание, память. |
|
Подвижные игры, Пальчиковые гимнастики, физкультминутки Ф.Р, Р.Р. |
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «Овощи», «Огородник» «Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Яблонька», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки» Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, осень», «Хоровод в лесу» Упражнение «Ослик в саду»- координация речи с движениями Малоподвижная игра: «Съедобное-несъедобное» Динамическая игра: «Поезд»- остановки: «Сад. Огород» (с карточками овощей и фруктов) Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски- две редиски, «Фрукты», «У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород» Физкультминутка: «Компот», «Капуста», «Огород», Яблоко», «Сад», «Осень» |
Воспитатели Педагоги по физическому и музыкальному воспитанию Логопед |
Развивать двигательную, речевую активность и мелкую моторику ребенка. |
|
Просмотр презентации П.Р. |
«Витамины и полезные продукты для здоровья человека» «Овощи и фрукты на нашем столе» (обобщающая беседа) (О. Ф. Горбатенко) Мультфильм «Смешарики «Азбука здоровья» |
Воспитатели |
Знакомство с лечебными свойствами овощей и фруктов |
|
Дидактические Игры С-К.Р., П.Р. |
«Аскорбинка и ее друзья», «Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний», «Полезные продукты», «Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», Фруктовое домино, «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по описанию», «Поваренок», «Ботаническое лото», пазлы «Овощи и фрукты», составление овощей и фруктов из мозаик, «Что сначала, что потом?» (от семян к урожаю, «Подбери по цвету», «Найди пару» |
Воспитатели |
Развивать логическое мышление, двигательную, речевую активность, внимание, память, мышление. Воспитывать умение самостоятельно распределять роли, договариваться. |
|
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование П.Р. |
«Опыт «Где в овощах и фруктах спрятан сок?» «Мы готовим винегрет!» «Варим борщ вместе с мамой» |
Воспитатели, родители |
Формировать навыки проведения элементарных исследований. Развивать познавательную активность и мелкую моторику ребенка. Расширять представления детей о блюдах из овощей и фруктов. |
|
Заключительный этап 16.10.-23.10 |
||||
Викторина для детей П.Р. |
Викторина «Что нам поможет быть здоровыми?» |
Воспитатели |
Обобщить знания детей по теме «Фрукты и овощи». Формировать знания детей о здоровом питании и ЗОЖ. |
|
Инсценировка (в рамках работы театрального кружка «ВЖИК») Х.-Э. Р. |
Спектакль «Спор овощей» по произведению А. Анишиной
|
Воспитатели Родители |
Формировать навыки актерского мастерства. Развивать воображение детей, формировать выразительность и эмоциональность речи. |
|
Результаты проекта:
- Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов и ягод для укрепления своего здоровья
- Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных свойствах.
- Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные продукты для здорового питания
- Повысилась познавательная активность детей, их любознательность
- В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети научились самовыражаться в разных видах деятельности и проявлять свои творческие способности
- Расширился словарный запас и повысилась речевая активность детей
- Дети научились делать выводы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи
Вывод: Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей познавательной и творческой работе, и сплотила детско-взрослый коллектив. В результате проекта у воспитанников сформировано представление, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них содержатся витамины, которые позволяют лучше расти и развиваться детскому организму. Важно продолжать совместную работу с родителями воспитанников по теме культуры питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Установилась взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий театрализованной постановки «СПОР ОВОЩЕЙ»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Действующие
лица:
Айболит, 1-й ведущий (девочка), 2-й ведущий (мальчик), баклажан, горошек,
свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у
Айболита - белый халат и докторская шапочка.
1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...
Дети: Лук.
Лук: Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...
2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
Конспект развлечения для детей средней группы
«А полезные продукты - это овощи и фрукты»
Задачи: расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни, развивать мышление, смекалку, коммуникативные навыки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о полезных продуктах, об овощах и фруктах. Ой, слышите, за дверью кто-то плачет.
Да это же лисичка – хитрая сестричка! Лисонька – лиса, что случилось у тебя?
Лиса:
Заболела я, друзья, У меня усталый вид,
Очень голова болит. Ломит спину, колет бок, Нужен врач, он мне б помог.
Воспитатель: Лисонька, а что ты любишь кушать?
Лиса: Я очень люблю сладкое, конфеты, мороженное, торты, шоколадки.
Воспитатель: Да уж…это конечно очень вкусные продукты, но они совсем не полезные! Их можно кушать, но только иногда, и совсем чуть-чуть!
Лиса: А что же тогда нужно кушать?
Воспитатель: А ты садись удобнее, и послушай, мы с ребятами тебе сейчас расскажем, что нужно кушать каждый день, чтобы быть здоровым.
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывать, находить на подносе, и складывать лисоньке в корзинку.
Кислое и сладкое С кожицею гладкою. Сочное, душистое С мякотью лучистою. Людям всем полезно. Лечит от болезней! Даже птичкам зябликам Вкусно. Это ж. (Яблоко).
|
С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый. (Апельсин)
|
Этот фрукт здесь не растёт, Едет к нам, летит, плывёт, Не запутайтесь в ответе, С ним давно знакомы дети, Лакомство для обезьян - Длинный в кожуре (Банан)
|
Очень яркая девица Летом прячется в темнице. Любят зайчики и детки В свежем виде и в котлетках. Эта рыжая плутовка Называется. (Морковка)
|
В ней сладости больше, чем в апельсинах. А сколько полезных в ней витаминов! Любит за это её весь народ – Вкусный бордовый тот корнеплод. (Свёкла)
|
Круглая, большая, с грядки, Белая, со вкусом сладким, Щей наваристых душа И в салате хороша! (Капуста)
|
Если горло заболело, Доставай его ты смело, С мёдом, чаям запивай, И болеть переставай! (Лимон)
|
Есть для защиты вместо рук Зубастая головка. Микробы вредные вокруг Я истребляю ловко. Кто со мною незнаком? Называюсь… (Чесноком) |
|
Молодцы, все загадки отгадали! А сейчас давайте немножко поиграем. Одна команда будем складывать овощи, а другая фрукты.
Игра «Раздели фрукты и овощи»
• Как можно назвать всё это, одним словом. (Овощи, фрукты)
• Где растут овощи? (На грядке в огороде)
• Где растут фрукты? (На дереве в саду)
• Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
• А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье)
• Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
А сейчас поиграем с вами в игру «Угадай на вкус!»
Я буду завязывать вам глазки, и давать пробовать кусочек, а вы должны отгадать, что это!
(предлагается попробовать: яблоко, банан, грушу, лимон, капусту, чеснок, морковь)
Давайте подарим наши корзинки с фруктами и овощами лисоньке. Пусть идёт в лес и лечиться! Теперь ты знаешь, что нужно каждый день кушать, чтобы быть здоровым!
Лиса: Спасибо ребята за такие полезные советы. Я Обязательно теперь буду есть овощи и фрукты – полезные продукты. А ещё всем зверям в лесу расскажу эти полезные советы. До свидания, друзья!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.