исследовательский проект
Парниковый эффект как следствие изменения климата на примере Приуральского района с. Аксарка ЯНАО
Работу выполнил
ученик 7 класса МОУ Школа с. Аксарка Верещак Кирилл Алексеевич
Руководитель Лапина Тамара Сергеевна, учитель географии,
"Отличник народного просвещения"; "Старший учитель", Учитель-методист", МОУ Школа с. Аксарка
Введение:
Актуальность темы:
проблема экологической безопасности является одной из наиболее важных задач, стоящих перед человечеством. Доказательство тому – одна из многих экологических проблем – глобальное потепление климата – «парниковый эффект». Последствия могут быть очень глобальными - неизбежное повышение уровня Мирового океана в результате таяния материковых и горных ледников, льдов океана. Потепление климата вызовет серьёзные изменения экологических условий в тундре, в зонах «вечной мерзлоты»: увеличится сезонное протаивание грунтов, что создаст угрозу дорогам, строениям и коммуникациям, активизируются процессы термокарста и заболачивания, ухудшится состояние лесных массивов на вечной мерзлоте.
Поэтому важно знать, как будет изменяться климат, какие отрицательные последствия могут ожидать нас в будущем.
Ученые опасаются, что бесконтрольная деятельность человека может окончательно уничтожить жизнь на нашей планете. Изучение влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на природу и человека позволит проанализировать и принять меры к минимуму разрушительного воздействия на природу.
Цель проекта: выявить причины возникновения парникового эффекта в селе Аксарка
Задачи:
Определить понятие «парниковый эффект»
Рассмотреть причины парникового эффекта в с. Аксарка
Подготовить экспериментальные данные и представить их в графическом виде.
Спрогнозировать возможные последствия изменений климата, вызванных парниковым эффектом в с. Аксарка
Сформулировать рекомендации
Объекты и предмет исследования:
Возможность возникновения «парникового эффекта» на планете Земля
Предметом исследования являются взаимосвязи между элементами климата и оказывающие на него влияние внешние факторы, человек
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Процесс «парникового эффекта» и влияние его на окружающую среду и человека
Гипотеза:
Теоретическая и практическая значимость работы
заключается в изучении проблемы, поиске путей уменьшения воздействия человека на природу. Материалы исследования могут использоваться на уроках по предметам «География» и «География ЯНАО», «Культура народов Ямала» в качестве дополнительного материала.
Описание методики проведения исследования:
исследовательская деятельность заключалась в изучении материалов по проблеме с помощью различных информационных источников (энциклопедии, справочники, периодические издания, фотоматериалы автора, карты, Интернет), анализа анкитирования обучающихся о знании, что такое «парниковый эффект», полученных сведений от проведенных опытов и наблюдений, их систематизации и обобщении.
Методы:
Наблюдение
Измерение
Эксперимент
Анализ
Анкета
В ходе работы были опрошены обучающиеся 7-8 классов (70 чел.).Анкета:
Что такое «парниковый эффект»?
(да-30 человек (43%); нет-32(46%) человек
Каковы причины и последствия «парникового эффекта»? (да-33 чел. (47%), нет-37 чел. (53%)
Зачем нужно изучать «парниковый эффект»?
( да-30 чел. (43%), нет-40 чел. (57%)
Как по вашему нарушается ли природный комплекс – тундра из-за «парникового эффекта»? (да-32 человек (46%); нет-38(54%) человек)
Статистика катаклизмов в мире за последние 20 лет насчитывает более 7 тыс. случаев. Погибло в результате этих стихий более миллиона людей. Ущерб, который был нанесен, оценивается в сотни миллиардов долларов. На картинке наглядно показано, какие из катаклизмов, произошедших за период с 1996 по 2016 гг. стали самыми смертоносными.Полученные результаты уже вызывают эффект - «ну, погода, ты даешь!» (https://vawilon.ru/statistika-kataklizmov/Статистика Катаклизмов) Хочется задать вопрос: «Почему так происходит?»
Ещё в 1827 году французский физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера Земли выполняет функцию своего рода стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не давая ему при этом испариться в космос. И он был прав. Этот эффект достигается благодаря некоторым атмосферным газам (углекислому газу, водяному пару, метану).
Температура в парнике или теплице значительно выше, чем на улице: лучи солнца проходят через стекло или плёнку и нагревают землю, от неё нагревается воздух. Если бы плёнки не было, то тёплый воздух поднялся бы вверх, а на его место поступил холодный. Плёнка же не пускает холодный воздух в парник, и температура внутри него становится выше, чем снаружи.
Нами был проведён эксперимент
Выводы по результатам эксперимента:
1.Явление «парникового эффекта» наблюдается в случаях, когда банка закрыта прозрачной крышкой.
2. Повышение температуры в банке с темным грунтом происходит быстрее, чем в банке со светлым грунтом.
https://image2.slideserve.com/4308488/slide68-n.jpg
https://image2.slideserve.com/4308488/slide68-n.jpg
Каковы же ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА»?
ПРИРОДНЫЕ
АНТРОПОГЕННЫЕ
изменение активности Солнца,
особенности орбитального движения Земли,
падение метеоритов,
рост вулканической активности,
сдвиги в системе океанических течений,
собственные колебания циркуляции атмосферы.
выбросы в атмосферу таких веществ как: углекислый газ, оксиды азота, метан, хлорфторуглероды - они и являются парниковыми газами. Пар (ответственен примерно за 36-70 % парникового эффекта, без учёта облаков), углекислый газ (CO2) (9-26 %), метан (CH4) (4-9 %) и озон (3-7 %). Атмосферные концентрации CO2 и CH4 увеличились на 31 % и 14,9 %, а выброс хлорфторуглеродов в мире достигает 1,4 млн. тонн в год.
Все эти газы - результат деятельности человека:
сжигание топлива, автомобильные выбросы,
работа промышленных предприятий .
Вывод: Происходит потепление во все сезоны
месяц год | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Январь | -24,4 | -21,9 | - 22,6 | - 15,7 |
Февраль | -18,5 | - 18,2 | -19 | - 20,4 |
Март | -8,3 | -11,2 | -4,8 | -17,6 |
Апрель | 4 | 3,8 | -5 | -5,3 |
Май | 12,4 | 14 | 7,6 | 4,2 |
Июнь | 22,1 | 23 | 18,7 | 21,5 |
Июль | 23,6 | 25,2 | 24 | 25,7 |
Август | 21,3 | 22,8 | 18,6 | 19,5 |
Сентябрь | 15,4 | 18,2 | 16,4 | 17,9 |
Октябрь | -4,8 | 2,3 | -2,1 | -2,8 |
Ноябрь | -17,6 | -18,1 | -17,3 | -23,7 |
Декабрь | -24,5 | -26,8 | -23,2 | -21,5 |
Заключение
Благодаря работе над проектом, я изучил различные источники информации по данной тематике. Оказывается, у ученых существует несколько, порой противоположных, мнений о влиянии «парникового эффекта» на глобальное изменение климата. Одни употребляют термин "глобальное потепление" и делают апокалиптические прогнозы. Другие пророчат наступление нового ледникового периода. Третьи считают спорными представленные доказательства.
Путём опыта я смог представить, что может происходить с поверхностью Земли, если в атмосфере будут скапливаться парниковые газы и мешать рассеиваться теплу. И наблюдение за температурой воздуха в нашей местности показывает повышение её по сезонам года, а это говорит о влиянии загрязнения на изменения «парникового эффекта» даже в нашей местности.
Таким образом, можно сделать вывод, что «парниковый эффект» изменяется у поверхности Земли и зависит от ряда факторов: температуры, подстилающей поверхности, наличия парниковых газов в атмосфере.
Основным источником поступления парниковых газов является антропогенная деятельность, поэтому останется «парниковый эффект» мифом или станет реальностью, зависит только от нас – людей.
Надеюсь, что моя работа привлечет внимание ровесников к экологическим проблемам современности, потому что будущее нашей планеты зависит от нас.
Не мусори на берегах рек, не мой в них машины.
Помни!!! Мировой океан производит 50% кислорода и поглощает 30% углекислого газа.
Учись разделять мусор, не допускай загрязнений своего жилища
Находясь в лесу не загрязняй лес.
Помни!!! Сроки разложения отходов составляют от 1 года до 500 лет и более. При этом выделяются не нужные газы .
Не разжигай костры без надобности, которые могут привести к пожарам.
Помни!!! Это приведёт к повышению углекислого газа в воздухе и понижению кислорода и гибели всего живого.
Не губи растительность!
Помни!!! Она дает нам кислород и забирает углекислый газ
Организуй акции по очистке территорий и по посадке деревьев, цветов.
Следи за чистотой и красотой своего села, чтобы другим не хотелось ее портить.
Рекомендации ученикам школы
Не загрязняйте р. Обь и ее притоки, ручьи !!!!
не допускайте загрязнения своего жилища
Находясь в лесу не загрязняйте лес, помните о сроках разложения отходов и при этом выделение не нужных газов
Рекомендации местному населению
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.