Проект "Патриотическое воспитание дошкольников"

  • doc
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Патриотическое воспитание дошкольников.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Центр развития  ребенка - детский сад  «Чуораанчык» с. Чурапча

Муниципального образования « Чурапчинский улус (район)» Республики Саха Якутия

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта

«Патриотическое воспитание дошкольников»

 

 

 

 

 

Автор:

инструктор по физической культуре

Нохтунская Вера Алексеевна

 

 

 

 

 

 

Чурапча

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Проекта в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников»

·               Введение

·               Проблема и актуальность

·               Цель проекта

·               Задачи проекта

·               Принципы проекта

·               Форма проекта

·               Результативность

·               Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проект в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников»

 

Направление проекта: «Физическая культура»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура».
Мы строим будущее смело,
Шагаем к цели, как спортсмены!
С пути мы, верно, не сойдём –
Здоровье нации вернем!
России будущее – дети,
Ценней всего для нас на свете.
Чтоб фундамент прочный заложить –
Традиции должны мы возродить.      

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Цель проекта

Цель проекта заключается в воспитании духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.  Только создавая системы работы по данному направлению развития дошкольников, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

 

Задачи проекта

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.

 

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2.

Формирование представлений о России как о родной стране и об родной Якутии, как родном крае.

3

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

4.

Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.

5.

Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

 

Вид проекта:

Творческий, игровой.

Взаимодействие со семьей:

 

•    Мероприятие  «Спортивная семья».
•    Реализация проекта «
На встречу рекордам!»
•    Мероприятие «День защитника Отечества»
.

Участники проекта:

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Основные формы реализации проекта:

Беседы, игры, конкурсы, экскурсии, развлечения, соревнования.

Сроки реализации проекта:

Учебный год

 

Формы работы:

Игровая, познавательная,соревновательная.

Ожидаемый результат: 

 

Реализация данного проекта позволит:

 

·       приобщить детей к общественно – нравственным ценностям;

 

·       заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста;

 

·       привить любовь к Родине.

Дорожная карта проекта

Организационно-педагогическая работа:

 

Сроки реализации

ответственные

1.

Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта.

 Постоянно.

Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре.

2.

Составление плана мероприятий. 

Сентябрь – октябрь

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий

3.

Презентация с использованием мультимедийного оборудования «История родной страны»;   

 Ноябрь  

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

4. 

Презентация для детей и родителей с использованием мультимедийного оборудования «».

Февраль

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

5.

Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ.

Апрель

Инструктор по физической культуре.

10.

Фотоотчёт на сайте детского сада по проведённым мероприятиям в рамках проекта.

Апрель-май 

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

11.

Составление сборника стихов, загадок разных народов.

Декабрь

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

12.

Анализ мониторинга работы по проекту «Патриотическое воспитание».

Сентябрь -  Май

Инструктор по физической культуре.

13.

Подбор музыкального репертуара, изготовление новых атрибутов, подготовка и оформление зала к спортивным праздникам.

Сентябрь-октябрь

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

14.

Разработка сценария смотра песни и строя в детском саду.

Май

  Инструктор по физической культуре.

17.

Фотовыставка «Отцы - солдаты!».

Февраль

Воспитатели, старший  воспитатель.

Интегрированные мероприятия для детей:

Тема

Цели

Сроки

Мероприятия

18.

 «Готов к труду и обороне»

Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

Сентябрь, Май.

«Сдача нормативов ОФП»

19.

«Баай Байанай» (Охота и рыбалка)

Эти-хааны сайыннарыы, саха оонньуутун сөргүтүү, чөл  олоххо сыһыарыы; оҕолор икки  ардыларыгар үтүө сыһыаны үөскэтии.

Октябрь

«Бэргэн ытыы күрэҕэ». (Меткий стрелок).

20.

Я познаю Родину.

Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, через спортивные игры и эстафеты.

Ноябрь

Праздник «День народного единства»

21.

Сила и мужество Боотуров

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

Декабрь

 Конкурс –соревнование «Бэргэн Боотур» 

22.

«Игры предков»

Формирование нравственного здоровья детей, через участие в эстафетах, национальных играх с элементами соревнований. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку.

Январь

Фольклорный праздник «Игры предков»

23. Защитники  отечества.

Участие улусной военно-патриотической игре  «Мохсо5ол». 

Февраль

Улусное соревнование

24.

Будем в армии служить.

Воспитание военно- патриотического чувства, желание быть похожими на солдат, участие в эстафетах, играх с элементами военных соревнований.

Участие в улусном военно-патриотической игре «Мохсо5ол».

Февраль

Конкурс – соревнование «Уруҥ Уолан». «День защитника Отечества».

25.

«На встречу к рекордам».

Проведение улусной спартакиады «Дьулуур» по видам сдачи нормативов ГТО. 

Апрель   

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

26.

Воины-защитники

Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения. Развивать навыки пространственной ориентировки, воспитывать внимания, находчивость и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Май

«День Победы», «Смотр песни и строя».  

27.

Моя семья

 

 Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни.

Май

Конкурс-соревнование «Спорт в нашей семье»

28.

Рассматривание с детьми иллюстраций, фото и видео материалов по теме проекта.

В течение года.  

Воспитатели, инструктор по физической культуре, воспитатели.

29.

Чтение с детьми рассказов, загадывание загадок, разучивание стихотворений о Родине.

В течение года.

 Воспитатели.

30.

Проведение с детьми интеллектуальных и развивающих игр: «Россия родина моя», «Игра патриотов», «Квест игра по патриотическому воспитанию» , «Колесо знаний», «Кубик чудес».

В течение года.

 Инструктор по физической культуре, воспитатели.

 

Мероприятия с родителями:

31.

Совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья».

Октябрь  

Инструктор по физической культуре.

32.

«Отцы – молодцы!».

«Волейбол» на призы Деда Мороза.

Февраль. Декабрь.

 

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

33.

«Папа и я», «Мама и я» - соревнование «Спорт вместе с нами!»

Май

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

34.

Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников»…..

В течение года

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

 

Методические рекомендации

Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и  институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз».  Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы   «Чемпион своей судьбы»,  который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог – подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.       

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий:  спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсоҕол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан күрэх» для мальчиков, «Мама, папа и я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа»,  сдача нормативов ОФП,  соревнования к национальному празднику «Ыһыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1. Соревнования – важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты.  Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м.   Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.  

2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Бэргэн ытыы курэ5э» («Меткий стрелок») для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ыһыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира».  Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.

3. Основным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где  совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.

Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре  «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале.  Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.

Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.

Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника – патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.  

Литература

1.     Дошкольное воспитание № 11, 2008

2.     Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. – м.; ТЦ Сфера, 2012. – 128с.

3.     Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник – М.: Мозаика-синтез, 2008.

4.     Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М., 2000.