Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Чуораанчык» с. Чурапча
Муниципального образования « Чурапчинский улус (район)» Республики Саха Якутия
Тема проекта
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Автор:
инструктор по физической культуре
Нохтунская Вера Алексеевна
Чурапча
СОДЕРЖАНИЕ
Проекта в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников»
· Введение
· Проблема и актуальность
· Цель проекта
· Задачи проекта
· Принципы проекта
· Форма проекта
· Результативность
· Литература
ВВЕДЕНИЕ
Проект в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников»
Направление проекта: «Физическая культура»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура».
Мы строим будущее смело,
Шагаем к цели, как спортсмены!
С пути мы, верно, не сойдём –
Здоровье нации вернем!
России будущее – дети,
Ценней всего для нас на свете.
Чтоб фундамент прочный заложить –
Традиции должны мы возродить.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Цель проекта
|
Цель проекта заключается в воспитании духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры. Только создавая системы работы по данному направлению развития дошкольников, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
|
Задачи проекта
|
|
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: |
|
1.
|
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. |
|
2. |
Формирование представлений о России как о родной стране и об родной Якутии, как родном крае. |
|
3 |
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России. |
|
4. |
Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. |
|
5. |
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей; |
|
Вид проекта: |
Творческий, игровой. |
|
Взаимодействие со семьей:
|
• Мероприятие «Спортивная семья». |
|
Участники проекта: |
Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. |
|
Основные формы реализации проекта: |
Беседы, игры, конкурсы, экскурсии, развлечения, соревнования. |
|
Сроки реализации проекта: |
Учебный год
|
|
Формы работы: |
Игровая, познавательная,соревновательная. |
Ожидаемый результат:
|
|
Реализация данного проекта позволит: |
|
|
· приобщить детей к общественно – нравственным ценностям; |
|
|
· заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста; |
|
|
· привить любовь к Родине. |
Дорожная карта проекта
Организационно-педагогическая работа:
|
№ |
|
Сроки реализации |
ответственные |
|
1. |
Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта. |
Постоянно. |
Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре. |
|
2. |
Составление плана мероприятий. |
Сентябрь – октябрь |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий |
|
3. |
Презентация с использованием мультимедийного оборудования «История родной страны»; |
Ноябрь |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель. |
|
4. |
Презентация для детей и родителей с использованием мультимедийного оборудования «». |
Февраль |
Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
|
5. |
Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ. |
Апрель |
Инструктор по физической культуре. |
|
10. |
Фотоотчёт на сайте детского сада по проведённым мероприятиям в рамках проекта. |
Апрель-май |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель. |
|
11. |
Составление сборника стихов, загадок разных народов. |
Декабрь |
Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
|
12. |
Анализ мониторинга работы по проекту «Патриотическое воспитание». |
Сентябрь - Май |
Инструктор по физической культуре. |
|
13. |
Подбор музыкального репертуара, изготовление новых атрибутов, подготовка и оформление зала к спортивным праздникам. |
Сентябрь-октябрь |
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
|
14. |
Разработка сценария смотра песни и строя в детском саду. |
Май |
Инструктор по физической культуре. |
|
17. |
Фотовыставка
«Отцы - солдаты!». |
Февраль |
Воспитатели, старший воспитатель. |
Интегрированные мероприятия для детей:
|
Тема |
Цели |
Сроки |
Мероприятия |
|
18. «Готов к труду и обороне» |
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей; |
Сентябрь, Май. |
«Сдача нормативов ОФП» |
|
19. «Баай Байанай» (Охота и рыбалка) |
Эти-хааны сайыннарыы, саха оонньуутун сөргүтүү, чөл олоххо сыһыарыы; оҕолор икки ардыларыгар үтүө сыһыаны үөскэтии. |
Октябрь |
«Бэргэн ытыы күрэҕэ». (Меткий стрелок). |
|
20. Я познаю Родину. |
Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, через спортивные игры и эстафеты. |
Ноябрь |
Праздник «День народного единства» |
|
21. Сила и мужество Боотуров |
Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры. |
Декабрь |
Конкурс –соревнование «Бэргэн Боотур» |
|
22. «Игры предков» |
Формирование нравственного здоровья детей, через участие в эстафетах, национальных играх с элементами соревнований. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку. |
Январь |
Фольклорный праздник «Игры предков» |
|
23. Защитники отечества. |
Участие улусной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». |
Февраль |
Улусное соревнование |
|
24. Будем в армии служить. |
Воспитание военно- патриотического чувства, желание быть похожими на солдат, участие в эстафетах, играх с элементами военных соревнований. Участие в улусном военно-патриотической игре «Мохсо5ол». |
Февраль |
Конкурс – соревнование «Уруҥ Уолан». «День защитника Отечества». |
|
25. «На встречу к рекордам». |
Проведение улусной спартакиады «Дьулуур» по видам сдачи нормативов ГТО. |
Апрель |
Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
|
26. Воины-защитники |
Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения. Развивать навыки пространственной ориентировки, воспитывать внимания, находчивость и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. |
Май |
«День Победы», «Смотр песни и строя». |
|
27. Моя семья
|
Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни. |
Май |
Конкурс-соревнование «Спорт в нашей семье» |
|
28. |
Рассматривание с детьми иллюстраций, фото и видео материалов по теме проекта. |
В течение года. |
Воспитатели, инструктор по физической культуре, воспитатели. |
|
29. |
Чтение с детьми рассказов, загадывание загадок, разучивание стихотворений о Родине. |
В течение года. |
Воспитатели. |
|
30. |
Проведение с детьми интеллектуальных и развивающих игр: «Россия родина моя», «Игра патриотов», «Квест игра по патриотическому воспитанию» , «Колесо знаний», «Кубик чудес». |
В течение года. |
Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
Мероприятия с родителями:
|
31. |
Совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Октябрь |
Инструктор по физической культуре. |
|
32. |
«Отцы – молодцы!». «Волейбол» на призы Деда Мороза. |
Февраль. Декабрь.
|
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель. |
|
33. |
«Папа и я», «Мама и я» - соревнование «Спорт вместе с нами!» |
Май |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель. |
|
34. |
Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»….. |
В течение года |
Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
Методические рекомендации
Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз». Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы «Чемпион своей судьбы», который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог – подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий: спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсоҕол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан күрэх» для мальчиков, «Мама, папа и я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа», сдача нормативов ОФП, соревнования к национальному празднику «Ыһыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Соревнования – важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м. Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.
2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Бэргэн ытыы курэ5э» («Меткий стрелок») для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ыһыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира». Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.
3. Основным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.
Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале. Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.
Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.
Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника – патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Литература
1. Дошкольное воспитание № 11, 2008
2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. – м.; ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
3. Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М., 2000.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.