Проект "Песочная терапия"
Оценка 4.6

Проект "Песочная терапия"

Оценка 4.6
docx
02.12.2024
Проект "Песочная терапия"
Проект Песочная терапия.docx

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Черемховский детский сад"

 

 

 

 

 

 


Познавательно - исследовательский

для I младшей группы

 

«Волшебный песочек»













 

Сроки реализации:

С 14.08.17 по 18.08.2017

Воспитатель: Чайкина С.В.


 

с. Черемхово, 2017

Название: «Волшебный песочек»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский

Тип проекта: Краткосрочный (недельный), групповой

Цель: ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

Задачи:

- Расширить представление о свойствах неживой природы – песка

- Создать условия для экспериментальной деятельности детей

- Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании с объектами

- Учить детей делать выводы на основе экспериментов

Участники проекта: Родители, дети группы «Карапузики», воспитатель Чайкина Светлана Владимировна

Актуальность проекта: Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.

Предполагаемый результат:

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия в играх с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

- Расширение представления о свойствах неживой природы – песка

- Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

- Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

- Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности

Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

- Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками

- Формирование трудовых умений и навыков

Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ»

- Соблюдение правил безопасности в играх с песком

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

- Развитие творческой деятельности детей (рисование на песке)

- Развитие воображения

- Развитие физических (мелкой моторики рук) качеств

 

ХОД ПРОЕКТА

 

1 этап – Подготовительный (Накопление знаний)

 

·                   Определение цели и задач проекта

·                   Изучение литературы, подбор материала

·                   Привлечение родителей к изготовлению пособий для уголка экспериментирования и песочницы на детской площадке

·                   Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке)

 

2 этап – Основной  (Практическое экспериментирование)

 

·                   Свойства песка:

Свойства: сухой, мокрый

Свойства: сыпется, лепится

Строится: горка, куличики, пирожки

Взаимодействует: с водой, с солнцем (при испарении)

Превращается в: мокрый песок, сухой песок.

·                   Игры:   

1. «Отпечатки ваших рук», «Следы»

2. «Что же спрятано в песке?»

3. «Песочные прятки»

 

3 этап – Заключительный (продукты проекта)

 

·                   Игра-занятие – солнечная сказка на песке.

·                   Выпуск листовки «Пусть не сердится родитель, что измажется строитель»

 

Практическое экспериментирование (по свойствам песка)

              Какой песок сыпется через воронку?

              Какой песок при взаимодействии с водой?

              Из какого песка можно строить куличики?

Ожидаемый результат: В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, принимали активное участие в играх с песком. Проявляли интерес к экспериментальной деятельности. Обогащали свой словарный запас. Сформированы игровые навыки с песком. Налажены доверительные отношения с детьми, что положительно повлияло на эмоциональное благополучие в группе.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Отпечатки ваших рук

              На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.

              - «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки).

              - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

              - “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем

поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

Что же спрятано в песке

              Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

              Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

              Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении.

Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не

дотрагиваясь до нее.

              “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.

Песочные прятки

              Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

              1) Педагог говорит ребенку: - Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

              2) Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Игра-развлечение «Солнечная сказка на песке»

Цели занятия:

1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

3. Активизация словарного запаса.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки

Участники: Количество детей не более трех.

Ход занятия:

Воспитатель  показывает детям картонную фигурку солнышка.

- Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)

- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

- Тогда – в путь!

Дети вместе с воспитателем  подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.

- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

- Можно кидаться песком? (нет)

- Разбрасывать можно? (нет)

- Пробовать на вкус можно? (нет)

- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

- Теплый или прохладный?

- Шершавый или гладкий?

- Сухой или мокрый?

- Мягкий или твёрдый?

- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

- Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

- Здравствуй, песок!

- Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

- Давайте его потрем между ладонями.

- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.

- А теперь, послушайте сказку:

Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С нами в сказку пошагало.

Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

- Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

- Давай погладим пальчиком длинные лучики.

- Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

- Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками. Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки - воспитатель наклеивает на солнышко тучку.

- Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.

- До свидания, зайчики.

- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.

Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

- Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей и для маленьких детей.

- Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.

- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.

- Вот как много цветочков у нас получилось!

Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко).

 

Используемая литература:

·                   Интернет источники

·                   Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Корекционные, развивающие  и адаптационные игры», « Чудеса на песке»

·                   Эль Г.Н. «Человек,  играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.

·                   Грабенко Т.М. «Игры с песком  или песочная терапия» - Дошкольная педагогика  2004  № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с песком

(рекомендации родителям)


"Топчем дорожки" 


Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

"Норки для мышки"


Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

"Я пеку, пеку"


Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

"Заборчики"


Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Взрослый и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Что спряталось в песке?”

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».


 

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Черемховский детский сад"

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Черемховский детский сад"

Название: «Волшебный песочек»

Название: «Волшебный песочек»

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ» -

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ» -

Превращается в: мокрый песок, сухой песок

Превращается в: мокрый песок, сухой песок

Что же спрятано в песке •

Что же спрятано в песке •

Игра-развлечение «Солнечная сказка на песке»

Игра-развлечение «Солнечная сказка на песке»

Теплый или прохладный? - Шершавый или гладкий? -

Теплый или прохладный? - Шершавый или гладкий? -

Давай погладим пальчиком длинные лучики

Давай погладим пальчиком длинные лучики

Ребята и солнышку пора идти дальше

Ребята и солнышку пора идти дальше

Игры с песком (рекомендации родителям) "Топчем дорожки"

Игры с песком (рекомендации родителям) "Топчем дорожки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024