Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Черемховский детский сад"
Познавательно
- исследовательский
для I младшей группы
«Волшебный песочек»
Сроки реализации:
С 14.08.17 по 18.08.2017
Воспитатель: Чайкина С.В.
с. Черемхово, 2017
Название: «Волшебный песочек»
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Тип проекта: Краткосрочный (недельный), групповой
Цель: ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
- Расширить представление о свойствах неживой природы – песка
- Создать условия для экспериментальной деятельности детей
- Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании с объектами
- Учить детей делать выводы на основе экспериментов
Участники проекта: Родители, дети группы «Карапузики», воспитатель Чайкина Светлана Владимировна
Актуальность проекта: Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.
Предполагаемый результат:
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия в играх с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
- Расширение представления о свойствах неживой природы – песка
- Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
- Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования
Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
- Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности
Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками
- Формирование трудовых умений и навыков
Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Соблюдение правил безопасности в играх с песком
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
- Развитие творческой деятельности детей (рисование на песке)
- Развитие воображения
- Развитие физических (мелкой моторики рук) качеств
ХОД ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный (Накопление знаний)
· Определение цели и задач проекта
· Изучение литературы, подбор материала
· Привлечение родителей к изготовлению пособий для уголка экспериментирования и песочницы на детской площадке
· Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке)
2 этап – Основной (Практическое экспериментирование)
· Свойства песка:
Свойства: сухой, мокрый
Свойства: сыпется, лепится
Строится: горка, куличики, пирожки
Взаимодействует: с водой, с солнцем (при испарении)
Превращается в: мокрый песок, сухой песок.
· Игры:
1. «Отпечатки ваших рук», «Следы»
2. «Что же спрятано в песке?»
3. «Песочные прятки»
3 этап – Заключительный (продукты проекта)
· Игра-занятие – солнечная сказка на песке.
· Выпуск листовки «Пусть не сердится родитель, что измажется строитель»
Практическое экспериментирование (по свойствам песка)
• Какой песок сыпется через воронку?
• Какой песок при взаимодействии с водой?
• Из какого песка можно строить куличики?
Ожидаемый результат: В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, принимали активное участие в играх с песком. Проявляли интерес к экспериментальной деятельности. Обогащали свой словарный запас. Сформированы игровые навыки с песком. Налажены доверительные отношения с детьми, что положительно повлияло на эмоциональное благополучие в группе.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Отпечатки ваших рук
• На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
• - «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки).
• - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
• - “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем
поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
Что же спрятано в песке
• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
• Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
• Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении.
Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не
дотрагиваясь до нее.
• “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Песочные прятки
• Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
• 1) Педагог говорит ребенку: - Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
• 2) Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Игра-развлечение «Солнечная сказка на песке»
Цели занятия:
1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
3. Активизация словарного запаса.
Оборудование:
Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки
Участники: Количество детей не более трех.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картонную фигурку солнышка.
- Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.
- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
- Можно кидаться песком? (нет)
- Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)
- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
- Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
- Здравствуй, песок!
- Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
- Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.
- А теперь, послушайте сказку:
Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С нами в сказку пошагало.
Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.
- Получилось у нас солнышко? (да).
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
- Давай погладим пальчиком длинные лучики.
- Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.
Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)
- Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками. Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки - воспитатель наклеивает на солнышко тучку.
- Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, зайчики.
- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.
Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.
- Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.
Для цветов, для полей и для маленьких детей.
- Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)
Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо
Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.
- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.
Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.
- Вот как много цветочков у нас получилось!
Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко).
Используемая литература:
· Интернет источники
· Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Корекционные, развивающие и адаптационные игры», « Чудеса на песке»
· Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.
· Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия» - Дошкольная педагогика 2004 № 5
Игры с песком
(рекомендации родителям)
"Топчем дорожки"
Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно
использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п,
то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ!
Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая
того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет
косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
"Норки для мышки"
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком.
Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет
игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка"
пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее
замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков,
лисят, медвежат и пр.
"Я пеку, пеку"
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,
тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в
них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно
"выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в
другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
"Заборчики"
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от
злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Взрослый и малыш
оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их
или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки,
птички и т. д.
“Что спряталось в песке?”
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем
педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно
поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время
педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и
попросить ребенка «навести порядок».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.