Проект "Песочные фантазии"

  • doc
  • 28.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Песочная фантазия.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 288»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект «Песочная фантазия»

группа №2 (от 2 до 3 лет)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

                      

 

 

Подготовила: Е.В. Солодкова

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

 

2019 г.

Срок проведения проекта: Май

 

Содержание

                  

Пояснительная записка……………………………………………………

3

Цель и задачи проекта…………………………………………………….

4

Принципы построения проекта…………………………………………..

5

Этапы реализации проекта………………………………………………..

5

Материально – техническое обеспечение………………………………

5

Учебно-методическое обеспечение………………………………………

6

Средства реализации ……………………………………………………..

6

Значимость проекта………………………………………………………..

6

Список используемой литературы………………………………………..

7

Приложение 1………………………………………………………………

8-9

Приложение 2………………………………………………………………..

10-11

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

         Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир чуть приоткроет свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу суть интересующих его явлений.

         Удовлетворить детскую любознательность, возлечь ребенка  в активное освоения окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей раннего возраста носит наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно - манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в  ходе которой ребенок, манипулируя с предметами, практически соотносит их по размеру, и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Главная роль в становлении личности принадлежит окружающим его взрослым. Знакомя детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни, стимулируя любознательность, включая в совместные  практические познавательные действия экспериментального характера, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

         Центр «Песок – вода» служит для выполнения одной из важнейших задач – становлению игры – экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.

Педагогический проект «Песочная фантазия» позволит не только знакомить детей со свойствами различных предметов материалов, но и закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику рук.

 

 

Цель проекта

         Включение детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

         Задачи:

         - познакомить детей со свойствами песка (сухой, мокрый, сыпучий) по средствам экспериментирования;

         -  развивать познавательно – исследовательский интерес;

         - соблюдать правила безопасности в процессе игры с песком.

 

Ожидаемые результаты

 

Дети усвоят свойства песка.

Сформируется познавательный интерес детей.

При простейших действиях с песком дети станут соблюдать правила безопасности.

         Вид проекта: познавательно - исследовательский.

По длительности:  краткосрочный.

 

 

Участники проекта

 

         Воспитанники группы № 2 (от 2 до 3 лет).

         Воспитатели.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы создания проекта

 

         - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

          - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

         - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

         - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.

          

Этапы реализации проекта

 

         1 этап – организационный:

         - изучение методической литературы;

         - создание условий, способствующих развитию познавательного интереса у детей по средствам экспериментирования с водой и песком.

         2 этап – практический:

         - организация и проведение игр с водой и песком;

         - участие родителей, как активных участников образовательного процесса.

         3 этап – заключительный: анализ результатов.

 

 

Материально – техническое обеспечение

Набор для экспериментирования с водой:

 универсальный стол с  емкостями для воды и песка,

 емкости 2 - 3 размеров и разной формы,      
предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки

 

Набор для экспериментирования с песком:

 универсальный стол с емкостями для воды и песка,         
формочки разной конфигурации,       
емкости разного размера,

предметы-орудия - совочки, лопатки

 

        

 

        

 

   Центр «Песок - вода» должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющими игрушками. 

 

п/п

Учебно – методическое обеспечение

1

Картотека игр с песком

2

Схемы:

«Вода течет»

«Песок сыпучий»

«Песок мокрый»

4

Тематический альбом:

«Песок» 

5

Методическая литература (для воспитателя)

6

Дидактические игры:

«Следы.»

«Песочные узоры»

«Испечем угощение.»

 

Средства реализации

         1. Совместная деятельность педагога с детьми.

         2. Работа с родителями.

         Основной формой работы с дошкольниками является игры экспериментального характера. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно засыпать различные предметы и откапывать их, строить дорожки, горки, потом разрушать и опять строить. В результате наблюдения за детьми во время совместных игр с песком, можно сказать, что формование является началом конструирования.

 

Значимость проекта

Игры с песком способствуют:

- расширению детского опыта ориентировки в окружающем;

- развитию у детей любознательности и познавательной мотивации;

- развитию воображению и творческой активности детей;

- сплочению детско-родительский отношений;

            - информированию педагогов и родителей  об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях  решении данных задач.

 

Список используемой литературы

        

          Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

         Карабанова, О.А..Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

         Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

         Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду (из опыта работы московских педагогов)/В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение 1

 

Картотека «Игры с песком»

 

         Игра «Я пеку, пеку, пеку»

         Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

         Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

 

         Игра « Клад»

         Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

         Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать  предметы одной формы, но разной величины.

                                             

         Игра « Печем печенье»

         Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

         Содержание: В центре «Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры  ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

 

         Игра «Песчаный конус»

         Цель: показать свойство песка - сыпучесть.

         Содержание: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

         Игра «Веселые фигурки»

         Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

         Содержание: Предварительная беседа и рассматривание иллюстраций «Дети играют в песок». Раздаются различные формочки, дети заполняют их песком, и получаются забавные веселые фигурки.

 

 

 

 

 

Потешки

 

Я пеку, пеку, пеку

  Куклам всем по пирожку.

  А для милой Машеньки

  Испечем мы пряники.

 

« Как на Машин день рожденья

   Испекли мы пирожки

   Из песочка и водички

   Наши детки – молодцы!»      

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Приложение 2

Песочная «терапия»

Консультация для родителей

         ☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.

         ☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

         ☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

         ☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

         ☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

         ☻На песке детей учат рисовать (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективна “терапия глиной”.

Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором” окупает все затраты.