Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 288»
Педагогический проект «Песочная фантазия»
группа №2 (от 2 до 3 лет)
Подготовила: Е.В. Солодкова
г. Ростов-на-Дону
2019 г.
Срок проведения проекта: Май
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… |
3 |
Цель и задачи проекта……………………………………………………. |
4 |
Принципы построения проекта………………………………………….. |
5 |
Этапы реализации проекта……………………………………………….. |
5 |
Материально – техническое обеспечение……………………………… |
5 |
Учебно-методическое обеспечение……………………………………… |
6 |
Средства реализации …………………………………………………….. |
6 |
Значимость проекта……………………………………………………….. |
6 |
Список используемой литературы……………………………………….. |
7 |
Приложение 1……………………………………………………………… |
8-9 |
Приложение 2……………………………………………………………….. |
10-11 |
Пояснительная записка
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.
Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир чуть приоткроет свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу суть интересующих его явлений.
Удовлетворить детскую любознательность, возлечь ребенка в активное освоения окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей раннего возраста носит наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно - манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя с предметами, практически соотносит их по размеру, и форме, знакомиться с их внутренним устройством.
Главная роль в становлении личности принадлежит окружающим его взрослым. Знакомя детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни, стимулируя любознательность, включая в совместные практические познавательные действия экспериментального характера, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
Центр «Песок – вода» служит для выполнения одной из важнейших задач – становлению игры – экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.
Педагогический проект «Песочная фантазия» позволит не только знакомить детей со свойствами различных предметов материалов, но и закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику рук.
Цель проекта
Включение детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами песка (сухой, мокрый, сыпучий) по средствам экспериментирования;
- развивать познавательно – исследовательский интерес;
- соблюдать правила безопасности в процессе игры с песком.
Ожидаемые результаты
Дети усвоят свойства песка.
Сформируется познавательный интерес детей.
При простейших действиях с песком дети станут соблюдать правила безопасности.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
По длительности: краткосрочный.
Участники проекта
Воспитанники группы № 2 (от 2 до 3 лет).
Воспитатели.
Принципы создания проекта
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный:
- изучение методической литературы;
- создание условий, способствующих развитию познавательного интереса у детей по средствам экспериментирования с водой и песком.
2 этап – практический:
- организация и проведение игр с водой и песком;
- участие родителей, как активных участников образовательного процесса.
3 этап – заключительный: анализ результатов.
Материально – техническое обеспечение |
Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы,
|
Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с емкостями для воды и песка, предметы-орудия - совочки, лопатки
|
Центр «Песок - вода» должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющими игрушками.
№ п/п |
Учебно – методическое обеспечение |
1 |
Картотека игр с песком |
2 |
Схемы: «Вода течет» «Песок сыпучий» «Песок мокрый» |
4 |
Тематический альбом: «Песок» |
5 |
Методическая литература (для воспитателя) |
6 |
Дидактические игры: «Следы.» «Песочные узоры» «Испечем угощение.» |
Средства реализации
1. Совместная деятельность педагога с детьми.
2. Работа с родителями.
Основной формой работы с дошкольниками является игры экспериментального характера. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно засыпать различные предметы и откапывать их, строить дорожки, горки, потом разрушать и опять строить. В результате наблюдения за детьми во время совместных игр с песком, можно сказать, что формование является началом конструирования.
Значимость проекта
Игры с песком способствуют:
- расширению детского опыта ориентировки в окружающем;
- развитию у детей любознательности и познавательной мотивации;
- развитию воображению и творческой активности детей;
- сплочению детско-родительский отношений;
- информированию педагогов и родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях решении данных задач.
Список используемой литературы
Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
Карабанова, О.А..Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду (из опыта работы московских педагогов)/В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.
Приложение 1
Картотека «Игры с песком»
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра « Клад»
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра « Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.
Содержание: В центре «Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
Игра «Песчаный конус»
Цель: показать свойство песка - сыпучесть.
Содержание: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Игра «Веселые фигурки»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Содержание: Предварительная беседа и рассматривание иллюстраций «Дети играют в песок». Раздаются различные формочки, дети заполняют их песком, и получаются забавные веселые фигурки.
Потешки
Я пеку, пеку, пеку
Куклам всем по пирожку.
А для милой Машеньки
Испечем мы пряники.
« Как на Машин день рожденья
Испекли мы пирожки
Из песочка и водички
Наши детки – молодцы!»
Приложение 2
Песочная «терапия»
Консультация для родителей
☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:
“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.
☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).
☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.
☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
☻На песке детей учат рисовать (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, “песочная терапия” позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
Не менее эффективна “терапия глиной”.
Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.
Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.
Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления.
Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).
Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором” окупает все затраты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.