Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад АртГрад» г. Перми
Проект по адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Мои первые шаги»
2 младшая группа №12
(3 – 4 года)
Педагог: Кротова О. В.
Пермь, 2020 г.
Паспорт мини проекта
Тип проекта – краткосрочный.
Участники:
- воспитатели
- дети
- родители
Срок реализации:
Сентябрь – декабрь 2020 г.
Целевая группа:
Группа №1 младший дошкольный возраст, родители
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для комфортной, благоприятной адаптации детей к детскому саду, через организацию взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка (задачи по ФГОС ДО);
- оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка в условиях детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развития навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений.
Критерии эффективности проекта:
-были преодолены стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду;
- была организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения;
- проведена работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- повышение коммуникабельности между родителями
Проблема
Ранний возраст – чувствительно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещающего детский сад, непривычно все: отсутствие близких людей, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня, новая окружающая среда и т.д.
Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны.
В современной жизни мы мало уделяем внимания проблемы адаптации, а ведь спешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – это залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Актуальность проекта
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, к социальным изменения в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психолого - эмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Современные родители более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам (стрессовым). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В результате осуществления нашего проекта задействованы воспитатели групп, родители. Что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы дети чувствовали себя в этот период комфортно и ходили в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца. Половина первого года пребывания ребенка в ДОУ.
Форы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, приласкать);
- слушание спокойной музыки во время укладывания, исполнение колыбельных песен перед сном, засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры с водой и песком;
- игровые методы взаимодействия с ребенком (основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверие воспитателю);
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Формы работы с родителями:
1.Консультирование – повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.
2.Семинары практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители – дети.
3.Подбор специальной психолого – педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
4.Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Методы:
- анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- анкетирование родителей;
- наблюдения;
- беседа;
- продукт совместной деятельности детей и родителей.
Ожидаемый результат проекта:
- Сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и педагогам;
- Безболезненная адаптация ребенка, сохранение чувств защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы;
- Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, к вопросам воспитания детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап – «Подготовительный»
- Подбор и изучение необходимой литературы
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
- Составление плана работы и подбор методик
- Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
- Предоставление родителям папки с рекомендациями, информационных листов с кратким материалом «Адаптация»
- Обновление развивающего пространства в группе по возрасту
- Подбор фонотеки для проведения режимных моментов
- Подбор игрушек – забав
- Подбор картотеки игр для развития мелкой моторики пальцев рук
2 этап - «Основной»
- Реализация проекта (см. таблицу)
3 этап – «Заключительный»
- Анализ адаптационных карт, определения уровня адаптации (реализация проекта)
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома
- Презентация проекта: фото выставки
«Портрет моего ребенка», «Моя Семья», «Мы играем и развиваемся», «Мы закаливаемся», «Я и детский сад»
Реализация проекта
Планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей
Формы работы |
задачи |
сроки |
«Физическое развитие» |
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
сентябрь- декабрь |
Подвижные игры |
Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. |
сентябрь - декабрь |
«Здоровье» |
Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания |
сентябрь- декабрь |
Гимнастика после сна |
Снятие эмоционального напряжения в течение дня. |
сентябрь- декабрь |
Зарядка в стихах |
Снятие эмоционального напряжения в течение дня. |
сентябрь - декабрь |
Прогулки на свежем воздухе |
Снятие эмоционального напряжения в течение дня. |
сентябрь - декабрь |
Проведение адаптационных игр |
Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю |
сентябрь - декабрь |
Дыхательная гимнастика |
Оказывать успокаивающее действие на нервную систему |
сентябрь - декабрь |
«Безопасность» |
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе. |
сентябрь - декабрь |
«Социально коммуникативное развитие» |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). |
|
Проведение адаптационных игр |
Способствовать сближению детей, формированию дружеских, доброжелательных отношений в группе. Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей
|
сентябрь - декабрь |
Адаптационные дидактические игры |
Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. |
сентябрь - декабрь |
«Труд» |
Формирование первичных представлений о труде людей в природе. |
|
Дидактические игры |
Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. |
сентябрь - декабрь |
Трудовые поручение на прогулке, в группе |
Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. |
сентябрь - декабрь |
Наблюдение за трудом взрослых |
Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. |
сентябрь - декабрь |
«Познавательное развитие» |
Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. |
|
Дидактические игры |
Развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве
|
сентябрь - декабрь |
«Речевое развитие» |
развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр.
|
|
Пальчиковые игры |
Развивать мелкую моторику рук; речевую активность |
сентябрь - декабрь |
Дидактические игры (см. картотеку) |
Способствовать развитию речевого аппарата |
сентябрь - декабрь |
«Чтение художественной литературы» |
Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста |
сентябрь - декабрь |
Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр |
Развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов |
сентябрь - декабрь |
«Художественно – эстетическое развитие творчество» |
Приобщение детей к изобразительному искусству. |
сентябрь - декабрь |
Песочная терапия: -«Игры с песком» -«Песочные следы» -«Месим тесто» -«Рисуем пальцами на подносе с песком». -«Найди игрушку в песке». |
Помочь избавиться от страхов, застенчивости. Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. Затормозить отрицательные эмоции. Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. |
сентябрь - декабрь |
Рисование с использованием нетрадиционных методик |
Снизить уровень возбуждения, Снять эмоциональное и мышечное напряжение |
сентябрь - декабрь |
«Музыка» Дидактические игры |
обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма |
сентябрь - декабрь |
Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк) |
Настроить на положительные эмоции. Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. |
сентябрь - декабрь |
Игры-забавы |
Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. |
сентябрь - декабрь |
План работы с родителями
Месяц |
Тема |
Формы работы |
Ответственный |
сентябрь |
«Познай себя как родителя» |
||
Анкетирование родителей |
Воспитатели |
||
Особенности развития детей раннего возраста |
Консультация |
Воспитатели |
|
«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям» |
Оформление папки-передвижки |
Воспитатели |
|
«Мой малыш пошел в детский сад» |
Групповая консультация |
Воспитатели |
|
«Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду». |
информационная листовка |
Воспитатели |
|
Режим – это важно! |
Консультация |
Воспитатели |
|
Гигиенические требования к одежде ребенка |
Беседы, консультации |
Воспитатели
|
|
Октябрь - ноябрь |
«Здоровый ребенок» |
||
«Обязанности родителей» |
Оформление папки-передвижки |
Воспитатели |
|
«Адаптация» |
информационная листовка |
Воспитатели |
|
Как закалять ребенка дома |
Беседа |
Воспитатели |
|
Правильное питание – залог здоровья |
Консультация |
Воспитатели |
|
ноябрь - декабрь |
«Всестороннее развитие ребенка» |
||
«Умные пальчики» |
Семинар-практикум |
Воспитатели |
|
Игры и развлечения дома |
Консультация |
Воспитатели |
|
«10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет» |
Оформление папки-передвижки |
Воспитатели |
|
«Почитай мне, мама!» |
Консультация |
Воспитатели |
|
Прогулка: игра и занятие |
Мастер класс |
Воспитатели |
|
Анкетирование родителей |
Воспитатели |
Родительское собрание во 2-младшей группе:
«Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения».
Цель:
установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.
Задачи:
1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.
2. Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.
3. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
План проведения:
1 Вступительная часть. Знакомство с родителями.
2 Адаптация детей к ДОУ.
3 Заполнение родителями анкет.
4 Общие вопросы.
Ход собрания
1 Вступительная часть. Знакомство с родителями.
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И сейчас возникает много вопросов. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
У ваших детей все будет по-новому. Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значить учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы, и папы, бабушки и дедушки.
2Адаптационный период в детском саду.
С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений:
- режим дня;
- отсутствие родителя, в течение дня;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения ложатся на плечи ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказом от еды, частым болезням. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского сада.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
- адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней;
- тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: кусание ногтей, сосание пальца.
Это все надо пережить и нам (взрослым) в это время надо вести себя правильно.
Отрыв ребенка от привычных условий – сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой мамы – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставлять ребенка в саду придется лишь на несколько часов. Забирать будете до обеда. Постепенно этот интервал увеличится. Затем можно будет оставить малыша на обед и забрать перед сон часом. И так постепенно, если не возникнет никаких осложнений, через 1-2 недели можно будет перейти на обычный режим.
Постарайтесь приблизить свой домашний режим к режиму детского сада. Домашний режим, приближенный к детсадовскому, уже половина успеха, ведь это физиология (мягко настраиваем биологические часы ребенка) и самочувствие малыша, а соответственно настроение.
Многие мамы приводят деток не к 8.00, как рекомендовано, а непосредственно к завтраку, а то и после него. «Он все равно не ест», - говорят мамы. А потому и не ест, что не успевает. А еще чувствует, что можно манипулировать и устанавливать свои правила. В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями!), дети вместе переодеваются и моют руки, ведь группа – это коллектив!
Бывают ситуации, когда ваш малыш спокойно привыкает и в хорошем настроении уже остается в саду без вас. И тут приходит новый ребенок и начинает плакать. Ваш ребенок может испугаться и будет отказываться идти в детский сад. Объясните, что новый ребенок совсем недавно начал ходить в детский сад, ему нужно помочь: «Ведь ты уже взрослый, и он нуждается в твоей поддержке».
Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего ребенка. Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего ребенка не была чересчур ухабистой.
3.Заполнение родителями анкет.
На собрании были приняты следующие решения:
Создать комфортные условия для воспитательного образовательного процесса во второй младшей группе.
Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
4.Утвердить состав родительского комитета.
Председатель род. комитета – Кочкина Татьяна Викторовна
Казначей – Кузяева Анастасия Рафиевна
Члены род. комитета – Галлиулина Аделина Аликовна,
Чурсина Юлия Владиславовна
Завьялова Юлия Юрьевна
Вывод
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей дала свои положительные результаты. Проанализировав анкеты, адаптационные карты, мы получили следующие результаты. Степень адаптации в основном легкая и средняя, что позволяет судить нам о правильной организации и проведение адаптации детей к условиям детского сада. Также был установлен с родителями и детьми тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес, желание играть, общаться друг с другом.
Накопленный нами опыт по творческому проекту «Будем знакомы» планируем использовать и в дальнейшей нашей работе.
Список литературы:
1. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад» - М., Просвящение, 2003 г.»
2. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду» - М. Просвящение, 2007 г.
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М., Владас, 2007 г.
4. Соловьева Е. «Адаптация ребенка в условиях детского сада» - «Дошкольное воспитание №8», 2005 г.
5. Теплюк С. «Как готовить малыша к детскому саду» - «Дошкольное воспитание №8», 2001 г.
6. Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.