Проект по адаптации "Мои первые шаги"
Оценка 4.8

Проект по адаптации "Мои первые шаги"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
09.11.2021
Проект по адаптации "Мои первые шаги"
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
проект адаптация портф.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад АртГрад» г. Перми

 

 

 

 

 Проект по адаптации детей

младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Мои первые шаги»

2 младшая группа №12

(3 – 4 года)

 

адаптация

 

 

Педагог: Кротова О. В. 

 

Пермь, 2020 г.

 

Паспорт мини проекта

Тип проекта – краткосрочный.

Участники:

- воспитатели

- дети

- родители

Срок реализации:

Сентябрь – декабрь 2020 г.

Целевая группа:

Группа №1 младший дошкольный возраст, родители

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для комфортной, благоприятной адаптации детей к детскому саду, через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи:

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка (задачи по ФГОС ДО);

- оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка в условиях детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

  Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развития навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений.

Критерии эффективности проекта:

-были преодолены стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду;

- была организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения;

- проведена работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- повышение коммуникабельности между родителями

 

Проблема

Ранний возраст – чувствительно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещающего детский сад, непривычно все: отсутствие близких людей, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня, новая окружающая среда и т.д.

   Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны.

   В современной жизни мы мало уделяем внимания проблемы адаптации, а ведь спешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – это залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

 

 

 

Актуальность проекта

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, к социальным изменения в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психолого - эмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

   Современные родители более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

 Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам (стрессовым). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.

 Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

  Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В результате осуществления нашего проекта задействованы воспитатели групп, родители. Что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы дети чувствовали себя в этот период комфортно и ходили в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца. Половина первого года пребывания ребенка в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

Форы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, приласкать);

- слушание спокойной музыки во время укладывания, исполнение колыбельных песен перед сном, засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры с водой и песком;

- игровые методы взаимодействия с ребенком (основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверие воспитателю);

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Формы работы с родителями:

1.Консультирование – повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.

2.Семинары практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители – дети.

3.Подбор специальной психолого – педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.

4.Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Методы:

- анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- анкетирование родителей;

- наблюдения;

- беседа;

- продукт совместной деятельности детей и родителей.

Ожидаемый результат проекта:

- Сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и педагогам;

-  Безболезненная адаптация ребенка, сохранение чувств защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы;

- Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, к вопросам воспитания детей.

Этапы реализации проекта.

1 этап – «Подготовительный»

- Подбор и изучение необходимой литературы

- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период

- Составление плана работы и подбор методик

- Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»

- Предоставление родителям папки с рекомендациями, информационных листов с кратким материалом «Адаптация»

- Обновление развивающего пространства в группе по возрасту

- Подбор фонотеки для проведения режимных моментов

- Подбор игрушек – забав

- Подбор картотеки игр для развития мелкой моторики пальцев рук

2 этап - «Основной»

- Реализация проекта (см. таблицу)

3 этап – «Заключительный»

- Анализ адаптационных карт, определения уровня адаптации (реализация проекта)

- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома

- Презентация проекта: фото выставки

«Портрет моего ребенка», «Моя Семья», «Мы играем и развиваемся», «Мы закаливаемся», «Я и детский сад»

 

 

 

 

 

Реализация проекта

Планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей

Формы работы

задачи

сроки

 «Физическое развитие»

Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

сентябрь- декабрь

Подвижные игры 

Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снять эмоциональное напряжение.

сентябрь - декабрь

«Здоровье»

Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания

сентябрь- декабрь

Гимнастика после сна 

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

сентябрь- декабрь

Зарядка в стихах 

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

сентябрь - декабрь

Прогулки на свежем воздухе 

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

сентябрь - декабрь

Проведение адаптационных игр 

Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю

сентябрь - декабрь

Дыхательная гимнастика 

Оказывать успокаивающее действие на нервную систему

сентябрь - декабрь

«Безопасность»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.

сентябрь - декабрь

«Социально коммуникативное развитие»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

 

Проведение адаптационных игр

Способствовать сближению детей, формированию дружеских, доброжелательных отношений в группе. Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей

 

сентябрь - декабрь

Адаптационные дидактические игры

Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

сентябрь - декабрь

«Труд»

Формирование первичных представлений о труде людей в природе.

 

Дидактические игры

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

сентябрь - декабрь

Трудовые поручение на прогулке, в группе

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

сентябрь - декабрь

Наблюдение за трудом взрослых

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

сентябрь - декабрь

«Познавательное развитие»

Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

 

Дидактические игры 

Развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве

 

сентябрь - декабрь

«Речевое развитие»

развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр.

 

 

Пальчиковые игры 

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

сентябрь - декабрь

Дидактические игры (см. картотеку)

Способствовать развитию речевого аппарата

сентябрь - декабрь

 «Чтение художественной литературы»

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста

сентябрь - декабрь

Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр

Развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов

сентябрь - декабрь

«Художественно – эстетическое развитие творчество»

Приобщение детей к изобразительному искусству.

сентябрь - декабрь

Песочная терапия:

 -«Игры с песком»

 -«Песочные следы»

 -«Месим тесто»

 -«Рисуем пальцами на подносе с песком».

 -«Найди игрушку в песке».

Помочь избавиться от страхов, застенчивости.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность.

Затормозить отрицательные эмоции.

Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снять эмоциональное напряжение.

сентябрь - декабрь

Рисование с использованием нетрадиционных методик

Снизить уровень возбуждения,

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

сентябрь - декабрь

«Музыка»

Дидактические игры

обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма

сентябрь - декабрь

Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк)

Настроить на положительные эмоции.

Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.

сентябрь - декабрь

Игры-забавы 

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

сентябрь - декабрь

 

 

План работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

 сентябрь

«Познай себя как родителя»

Анкетирование родителей

Воспитатели

Особенности развития детей раннего возраста

Консультация

Воспитатели

«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям»

Оформление папки-передвижки

Воспитатели

«Мой малыш пошел в детский сад»

Групповая консультация

Воспитатели

«Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду».

информационная листовка

Воспитатели

Режим – это важно!

Консультация

Воспитатели

Гигиенические требования к одежде ребенка

Беседы, консультации

Воспитатели

 

Октябрь -  ноябрь

«Здоровый ребенок»

«Обязанности родителей»

Оформление папки-передвижки

Воспитатели

«Адаптация»

информационная листовка

Воспитатели

Как закалять ребенка дома

Беседа

Воспитатели

Правильное питание – залог здоровья

Консультация

 Воспитатели

ноябрь - декабрь

«Всестороннее развитие ребенка»

«Умные пальчики»

Семинар-практикум

Воспитатели

Игры и развлечения дома

Консультация

Воспитатели

«10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет»

Оформление папки-передвижки

Воспитатели

«Почитай мне, мама!»

Консультация

Воспитатели

Прогулка: игра и занятие

Мастер класс

Воспитатели

Анкетирование родителей

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание во 2-младшей группе:

«Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения».

 

Цель:

установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.

Задачи:

1.     Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.

2.     Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.

3.     Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

План проведения:

1 Вступительная часть. Знакомство с родителями.

2 Адаптация детей к ДОУ.

3 Заполнение родителями анкет.

4 Общие вопросы.

                                            Ход собрания

1 Вступительная часть. Знакомство с родителями.

Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И сейчас возникает много вопросов. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

У ваших детей все будет по-новому. Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значить учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы, и папы, бабушки и дедушки.

2Адаптационный период в детском саду.

С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений:

- режим дня;

- отсутствие родителя, в течение дня;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного;

- другой стиль общения.

  Все эти изменения ложатся на плечи ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказом от еды, частым болезням. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского сада.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

- адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней;

- тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: кусание ногтей, сосание пальца.

Это все надо пережить и нам (взрослым) в это время надо вести себя правильно.

Отрыв ребенка от привычных условий – сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой мамы – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставлять ребенка в саду придется лишь на несколько часов. Забирать будете до обеда. Постепенно этот интервал увеличится. Затем можно будет оставить малыша на обед и забрать перед сон часом. И так постепенно, если не возникнет никаких осложнений, через 1-2 недели можно будет перейти на обычный режим.

Постарайтесь приблизить свой домашний режим к режиму детского сада.    Домашний режим, приближенный к детсадовскому, уже половина успеха, ведь это физиология (мягко настраиваем биологические часы ребенка) и самочувствие малыша, а соответственно настроение.

Многие мамы приводят деток не к 8.00, как рекомендовано, а непосредственно к завтраку, а то и после него. «Он все равно не ест», - говорят мамы. А потому и не ест, что не успевает. А еще чувствует, что можно манипулировать и устанавливать свои правила.  В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями!), дети вместе переодеваются и моют руки, ведь группа – это коллектив!

Бывают ситуации, когда ваш малыш спокойно привыкает и в хорошем настроении уже остается в саду без вас. И тут приходит новый ребенок и начинает плакать. Ваш ребенок может испугаться и будет отказываться идти в детский сад. Объясните, что новый ребенок совсем недавно начал ходить в детский сад, ему нужно помочь: «Ведь ты уже взрослый, и он нуждается в твоей поддержке».

Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего ребенка. Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего ребенка не была чересчур ухабистой.

3.Заполнение родителями анкет.

На собрании были приняты следующие решения:

Создать комфортные условия для воспитательного образовательного процесса во второй младшей группе.

Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

4.Утвердить состав родительского комитета.

Председатель род. комитета – Кочкина Татьяна Викторовна

Казначей – Кузяева Анастасия Рафиевна

Члены род. комитета – Галлиулина Аделина Аликовна,

                                        Чурсина Юлия Владиславовна

                                         Завьялова Юлия Юрьевна



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16305893770857313899;0;1&exif=1&full=1&x-email=krotova2587%40mail.ruВывод

Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей дала свои положительные результаты. Проанализировав анкеты, адаптационные карты, мы получили следующие результаты. Степень адаптации в основном легкая и средняя, что позволяет судить нам о правильной организации и проведение адаптации детей к условиям детского сада. Также был установлен с родителями и детьми тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес, желание играть, общаться друг с другом.

           Накопленный нами опыт по творческому проекту «Будем знакомы» планируем использовать и в дальнейшей нашей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад» - М., Просвящение, 2003 г.»

2.     Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду» - М. Просвящение, 2007 г.

3.     Печора К.Л., Пантюхина Г.В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М., Владас, 2007 г.

4.     Соловьева  Е. «Адаптация ребенка в условиях детского сада» - «Дошкольное воспитание №8», 2005 г.

5.     Теплюк С. «Как готовить малыша к детскому саду» - «Дошкольное воспитание №8», 2001 г.

6.     Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

Паспорт мини проекта Тип проекта – краткосрочный

Паспорт мини проекта Тип проекта – краткосрочный

Критерии эффективности проекта: -были преодолены стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду; - была организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг…

Критерии эффективности проекта: -были преодолены стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду; - была организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг…

Современные родители более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения

Современные родители более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения

Форы работы с детьми: - элементы телесной терапии (обнять, приласкать); - слушание спокойной музыки во время укладывания, исполнение колыбельных песен перед сном, засыпание с любимой…

Форы работы с детьми: - элементы телесной терапии (обнять, приласкать); - слушание спокойной музыки во время укладывания, исполнение колыбельных песен перед сном, засыпание с любимой…

Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, к вопросам воспитания детей

Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, к вопросам воспитания детей

Реализация проекта Планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей

Реализация проекта Планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей

Проведение адаптационных игр

Проведение адаптационных игр

Познавательное развитие» Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

Познавательное развитие» Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

Рисуем пальцами на подносе с песком»

Рисуем пальцами на подносе с песком»

Рисуем пальцами на подносе с песком»

Рисуем пальцами на подносе с песком»

Родительское собрание во 2-младшей группе: «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»

Родительское собрание во 2-младшей группе: «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей

В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями!), дети вместе переодеваются и моют руки, ведь…

В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями!), дети вместе переодеваются и моют руки, ведь…

Вывод Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей дала свои положительные результаты

Вывод Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей дала свои положительные результаты

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021