МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова
Карманова Татьяна Александровна, учитель.
Проект по дисциплине «Управление воспитательным процессом»
Проект №4. Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.
Структура самоуправления – трёхуровневая.
1 уровень – ученическое самоуправление в классе.
2 уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
3 уровень – школьное самоуправление
1 уровень – ученическое самоуправление в классе. Классное ученическое собрание, совет класса, рабочие органы самоуправления (сектора: учебный, культмассовый, спортивный, трудовой, редколлегия, цветоводы).
Задачи:
1.Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под
руководством классного руководителя;
2.Формирование классного коллектива, анализ результативности работы коллектива;
3.Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведение мероприятий;
4.Воспитание ответственности за порученное дело.
Каждый класс выбирает свою символику (название и девиз). Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года. Каждый ученик класса имеет свои обязанности, то есть входит в тот или иной совет (внутри советов сменность поручений может происходить один раз в четверть, то есть каждому ребенку дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем).
Общее классное собрание выбирает командира класса, формирует актив. Командир следит за работой членов совета школы и помогает им во всем. Один раз в неделю совместно с активом класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждают следующие вопросы: вопросы текущей недели, обсуждение нарушителей дисциплины, составление планов работы, подведение итогов работы (отчет каждого сектора), вопросы о поощрениях лучших учащихся.
Заместитель командира – помощник.
Трудовой сектор – несет ответственность за выполнение в классе трудовых дел: уборка, утепление окон, ремонт школьного имущества.
Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.
Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.
Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, проводит итоги успеваемости и посещаемости, следит за «качеством» посещения учащимися школьной и сельской библиотек.
Редколлегия – художественно-оформительская работа.
Цветоводы отвечают за организации уютной обстановки в классе.
Командир класса совместно с классным руководителем следят со своевременным и должным выполнением поручений каждого ученика. Командиры и активы классов тесно сотрудничают между собой. Ребята организуют разнообразные внеучебные дела, в которых принимают участие не только учащиеся одного класса.
Второй уровень – школьно ученическое самоуправление 5-11 класс.
Задачи:
1. Помощь в планировании, организации, анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности;
2. Формирование актива школы, анализ результативности работы актива;
3. Помощь разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательского процесса;
4. Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.
Ученическое самоуправление второго уровня составляют общешкольные органы самоуправления – министерства, президент.
Состав министерства формируется из соответствующих секторов каждого класса. Министерство возглавляет председатель и заместитель, выбранный из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего консультанта, ими могут выступать заместители директора, педагоги, способные оказать помощь в работе органов ученического самоуправления. Председатели министерств составляют совет министров, которые планируют мероприятия, где в организации задействовано несколько министерств. Тем самым осуществляется взаимодействие общешкольных органов самоуправления друг с другом.
Школьные ученические отделы работаю по направлениям:
Направление: Спортивно - оздоровительное
Министерство здравоохранения – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение обучающихся к спортивно – оздоровительной деятельности.
Отвечает за:
- подготовку и проведение спортивных соревнований;
-участие в областных, районных спортивных мероприятиях;
-сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы
Направление: Общественно культурное
Министерство культуры — праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе ,как правило, это направление становится ведущим.
Отвечает за подготовку и проведение:
-вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
-интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
-театральных постановок.
Направление: Общеинтелектуальное
Министерство образования — интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры КВНы, «Что, где, когда?» и др.). конференции, диспуты, консультации (взаимопомошь учащимся в учебе) встречи с интересными людьмии т.д.
Отвечает за:
-создание условий для учебной деятельности школьников;
-сбор информации об учебном процессе;
-проверку дневников, учебников;
-проведение интеллектуальных викторин.
Направление: Социальная деятельность (входят три Министерства)
Министерство печати — устная или письменная информация о жизни школы. Появление в школе новых информационных технологий, необходимость приучения обучающихся к жизни условиях нового информационного поля, когда информация имеет существенное значение для принятия решения, эта деятельность соответствующего органа приобретает особое значение.
Отвечает за:
-формирование имиджа школы;
-выпуск школьной газеты;
-обмен информацией с другими организациями
Министерство правопорядка - Организация дежурства, создание правового поля внутришкольной жизни.
Отвечает за:
-дежурство по школе;
-помощь администрации в обеспечении порядка школе;
-охрану порядка на школьных вечерах;
-ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
-осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Министерство труда и экологии отвечает за:
Уборку помещений в конце четверти;
-Распределение классов для дежурства по школе;
-Проведение субботников;
-Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
Третий
уровень – общешкольное самоуправление. Совет
школы.
Педагогические задачи:
1.Поддержка взаимодействия школьного самоуправления и детских кружков;
2.Обучение актива старшеклассников.
Третий уровень характеризуется
участием во многих интересных мероприятиях для молодежи, организацией
семинарах, круглых столов, участием в разных проектах. На этом уровне
старшеклассники овладевают практической управленческой и организационной
деятельности, выявляют и подготавливают ребят с организаторскими способностями.
Совет школы, включающий в свой состав педагогов, учащихся и родителей,
становится органом общественного самоуправления. Актив школьного самоуправления
является участником многих районных, сельских акций:
1. Митинги памяти, посвященные Победе в ВОВ,
2. Социальные проекты: «Ветераны глазами людей»,
3. «Протяни руку другу»,
4. Конкурс «Лучший ученический класс»,
«Ученик года» и др.
Координация деятельности и развитие системы
ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом,
родительской общественностью.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.
1.Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
2.Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления, занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
3.Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
4.Из числа педагогов назначаются директором школы (или выбираются по желанию детей) помощники-консультанты, курирующие деятельность министерств.
5.Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Годовой план подготовки
актива ученического самоуправления
|
|
|
|
Выявление наиболее активных учащихся в классах |
Наблюдение и анкетирование |
|
Формирование министерств и совета министров |
Анкетирование, сбор данных |
3. |
Учеба актива по теме «Планирования» |
Ролевая игра |
|
Учеба актива: «Я – лидер» |
Социально-психологические тренинги |
|
Сбор разновозрастного актива с целью выявления характера взаимодействия между классами |
|
6. |
Мастерская «Кто управляет государством» |
Ролевая игра |
7. |
Обучающие занятие для центральной избирательной комиссии |
Семинар |
8. |
Мастерская «Выборы для чего и как?» |
Семинар |
|
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
|
|
Сбор активов классов с целью планирования деятельности на четверть |
|
|
Сбор совета министров с целью планирования деятельностью на четверть |
|
|
Заседание с целью планирования деятельности на учебный год |
|
13. |
Плановое заседание ученического совета |
Круглый стол |
|
Проведение классных мероприятий и последующий их анализ |
Праздники, конкурсы, классные вечера, турниры, классные часы |
|
Подготовка и проведение общешкольных мероприятий и последующий их анализ |
Праздники, конкурсы, акции, смотры, предметные недели |
16. |
Отчетные заседания министерств |
Круглый стол |
|
Организация дежурства по школе |
Составление графиков, оценка дежурства |
|
Контроль за санитарным состоянием школьных кабинетов и территории вокруг школы |
|
19. |
Проведение социологических опросов |
Анкетирование |
|
Информационная деятельность |
Выпуск газеты «Школьные вести» |
|
Обсуждение и принятие планов совместной работы органов ученического самоуправления с педагогами и родителями |
|
|
Участие в подготовке и проведении дней здоровья |
|
|
Контроль за наличием классных уголков и состоянием учебников |
|
|
Помощь в организации досуговой деятельности учителям начальной школы |
|
25. |
Организация спортивных соревнований |
Соревнования |
|
Организация и проведение дня самоуправления |
|
27. |
Участие в районных мероприятиях |
Семинары, круглые столы и игры |
|
Формирование президентом совета министров |
|
29. |
Подведение итогов работы в классе за год |
Классный час |
30. |
Подведение итогов работы в школе за год |
Поход выходного дня |
|
Ученическая конференция о развитии самоуправления в школе |
|
32. |
Школьный конкурс на лучшую символику (название, девиз) |
Конкурс |
33. |
Разработка законов жизни самоуправления |
Игра «Лестница чудесница» |
34. |
Организация и проведения ежегодных конкурсов на лучший класс года |
Конкурс |
35. |
Районный конкурс «Ученик года» |
Конкурс |
Результаты:
1.Развитие и сплочение ученических коллективов;
2.Овладение учащимися навыками организаторской работы;
3.Самораскрытие и самореализации личности школьников;
4.Активное участие в организации жизнедеятельности школьников.
Критерии:
1.Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и
управление ею;
2.Умение учащихся организовать деятельность коллективов;
3.Осознание ответственности за достижение совместных целей;
4.Умение анализировать и планировать работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.