Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БРУСНИЧКА» муниципального образования город Губкинский |
629830 ЯНАО г.Губкинский, микрорайон 13, дом 71, тел. 8(34936) 5-20-50; факс 8(34936) 5-15-61 ОКПО 27376555, ИНН/КПП 8911028580/891101001, р/счет 40701810400001000002, БИК 047182000
|
Проект по экологии
«Люблю березку русскую»
Воспитатель:
Лихонос Татьяна Анатольевна
г. Губкинский, 2019г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (средняя группа)
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализация проекта:
Начальный этап
1. Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработать учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подобрать художественную литературу (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки); подвижные игры, игры - упражнения, дидактические игры, комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
Технологический этап
Работа с детьми:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса).
2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».
3. Выбор березки на территории детского сада.
4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
5. Разгадывание кроссвордов.
6. Исследование бересты под лупой.
7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды.
8. Акция «Посадим березку на своем участке»
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Чтение: К. Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги…» В.А. Злоказова; «Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д.
2. Разучивание пословиц, поговорок.
3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Лепка: «Березовый пенек».
2. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
3. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)
4. Оформление уголка «Береза – символ России».
5. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
6. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
7. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко.
8. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
2. Проведение совместного праздника «Русская березка».
Работа с родителями:
1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»
2. Помощь в оформлении:
«Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»;
3. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».
4. Помощь в организации похода детей средней группы.
5. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
6. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.
Рефлексивный этап
1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».
2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.
3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».
4. Конкурс «Читаем стихи о березке».
5. Организация праздника «Русская березка».
6. Экскурсия к памятнику Первопроходцев «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” среди прохожих.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо ее беречь.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.