ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ – ФИНАНСИСТЫ»

  • docx
  • 12.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном
Иконка файла материала проект.docx

 

Муниципальное автономное дошкольное  учреждение детский сад №373 « Скворушка»

 

 

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «МЫ – ФИНАНСИСТЫ»

https://3d-galleru.ru/cards/1/31/1cjysknrwxnff674/na-udachu-animaciya-sunduk-s-zolotom.gif

 

 

Подготовила:

 

Воспитатель высшей категории Трудолюбова Оксана Викторовна .

 

2025

Актуальность


Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,

 не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

 Включение в образовательную деятельность ДОО основ

 экономического воспитания может помочь родителям в решении

этой воспитательной задачи.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

http://dou1korablik.ucoz.ru/Pologenie/fgos.png

 

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Первая ступень - возраст с 5 до 7 лет.

 

        В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте.

             К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/036b/00008c22-01b7be14/hello_html_33bbf44f.jpg

Цель проекта

Формирование у старших дошкольников основ финансовой грамотности.

Задачи

Ø формирование первичных экономических представлений и компетенций;

Ø развитие экономического мышления дошкольников;

Ø воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

 

Принципы построения проекта

Ø Дифференциации. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний финансовой грамотности с учетом возраста детей, накопленного им опыта,  особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Ø Наглядности. Используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Ø Доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников.

Ø Целостности. Принцип позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостное понимание современной проблемы формирования основ финансовой грамотности.

 

Формы работы:

Ø совместная деятельность педагога с детьми;

Ø непрерывная образовательная деятельность;

Ø самостоятельная деятельность детей.

Методы работы:

Наглядные:

Ø наблюдение;

Ø иллюстративно-дидактический материал в качестве демонстрационного материала для проведения образовательной деятельности;

Ø просмотр презентаций.

Практические:

Ø игровой метод (разнообразные игры, направленные на закрепление основ финансовой грамотности).

Словесные:

Ø рассказы воспитателя;

Ø чтение и беседы с детьми по теме проекта.

Предварительные результаты.

Воспитанники:

Ø сформированы первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

Ø развито экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.);

Ø развиты представления о профессиях, связанных с экономикой;

Ø сформирована на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;

Ø  воспитаны социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Педагоги:

Ø Высокий  уровень  овладения   теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста.

Родители (законные представители):

Ø Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.

Ø Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.

Новизна проекта

Новизной проекта является личностная включенность воспитателей, детей и родителей. В постановке новизны также, является знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, как предметом специального изучения. Решение же этой проблемы видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относится к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.

Практическая значимость

Новизной проекта является личностная включенность воспитателей, детей и родителей. В постановке новизны также, является знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, как предметом специального изучения. Решение же этой проблемы видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относится к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.

 

План реализации проекта

 

Сентябрь

1. Беседа «Почему взрослые работают?», «Труд и продукт труда».

2. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

3. Просмотр презентации «История денег».

4. Игровая ситуация «Рекламная компания».

5. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Воспитатели, дошкольники

 

Воспитатель

 

Октябрь

1. Беседа «Что такое деньги?», Как правильно делать покупки?

2. Просмотр презентации «История денег».

3. Деловая игра «Купи другу подарок».

4.Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».

5. НОД «Дом, в котором живут деньги».

Воспитатели, дошкольники

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дошкольники

 

Воспитатели, дошкольники

Ноябрь

1. Беседа: Беседа с детьми «Потребности семьи», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

2. Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». 

4. Игра: «Банкиры и Финансисты».

5. НОД «Путешествие денежки».

Воспитатели, дошкольники

 

Воспитатель

 

Декабрь

1. Чтение  сказки «О приключениях монеток».

2.Сюжетно-ролевая игра «Магазин». 3. Рассматривание иллюстраций  по теме «Деньги разных стран»

4. НОД «Поможем коту Матроскину открыть магазин»

5. Викторины по экономическому воспитанию для детей старшей группы совестно с родителями

«Путешествие в денежную страну»

Воспитатели, дошкольники, родители

 

Воспитатель

 

 

 

Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

Ø повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;

Ø изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Ø вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через беседы, консультации, семинары и т.д.;

Ø включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

Ø беседы с родителями о важности финансового образования детей;

групповые и индивидуальные консультации с родителями на темы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Финансовое воспитание детей в семье»; «Зачем и как заниматься с детьми экономикой»; «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».

Ø Рекомендации: «Финансовая грамотность дошкольников»

Ø родительские собрания: «Роль родителей в воспитании у детей финансовой грамотности»;

Ø совместный с детьми конкурс рисунков и поделок по теме проекта;

Ø совместное создание коллекции денег;

Ø совместное оформление выставки «Домик для денежек»;

Ø конкурсы, досуги, развлечения.

Ресурсное обеспечение.

 

Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм.

Наглядно-иллюстративный материал: карта-схема прихода воды в дом две ширмы типа «живых картинок» - «Путешествие Капа и Капельки» и «Волшебный огонек», лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию - включай электросчетчик».

ИГРОТЕКА:  « Дороже - дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».

Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,. Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.

Компьютерное оборудование.

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

 

 

Список литературы и источников для организации и
проведения педагогами дошкольных организаций
мероприятий по финансовой грамотности
1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного
образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» –
электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov
_02.pdf
2. Сборник методических материалов к примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol
niki.pdf
3. Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» /
Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/a0e/demonstr_materialy_doshkolnikam.p
df
4. Книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла» / Сайт «Финансовая
культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/570/kak_soroka_kartu_poteriala_web.pdf
5. Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» /
Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/10a/puteshestvie_v_mir_finansov_web.p
df
6. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для
дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей
дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
7. Рабочая тетрадь: пособие для дошкольников. 5-6 лет / Л.В. Стахович,
Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

8. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных
учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е
изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
9. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных
учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е
изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64 с.
10. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений /
Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.
11. Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных
учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е
изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
12. Мини-спектакли: пособие для воспитателей дошкольных
учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е
изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
13. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка.
Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П.
Поварницина, Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель. – 186 с.
14. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок / Л.В.
Стахович, Е.В. Семенкова. – М.: ВАКОША, 2019. – 32 с.
15. Аксенова Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А.
Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение
общества информатики и вычислительной техники. – 38 с.
16. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного
возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского
государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
17. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. –
Челябинск, 2006. – 98 с.
18. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д.
Шатова. – М., 2005. – 254 с.
19. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А.
Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
20. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.:
Детство-Пресс, 2008. – 176 с.

21. Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал
бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. – М.:
Педагогика-Пресс, 1996. – 125 с.
22. Раскраски «Деньги» – онлайн-доступ: http://detskie-
raskraski.ru/detskie-raskraski/raskraska-dengi
23. Сказки, рассказы:
· «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову
· «Сами виноваты» По С. Михалкову
· А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
· А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
· Аким Яков «Жадина»
· В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
· В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
· Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
· К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
· К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
· К.И. Чуковский «Федорино горе»
· Народная сказка «Жадная старуха»
· Народная сказка «Мена»
· Народная сказка «Чудесная рубашка»
· П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
· Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»
· С. Михалков «Как старик корову продавал»
· Сказка «Хранители бюджета»
· Татьяна Казырина «Жадина»
· Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»
· Х.-К. Андерсен «Огниво»
· Эмма Мошковская «Жадина»
24. Комикс «История о рублике и его друзьях» / Министерство
финансов Калининградской области – электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a
466a78.pdf
25. Книжка-раскраска для дошкольников / Министерство финансов
Калининградской области – электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628
236bef1b.pdf
26. Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших
дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области –
электронный ресурс:

https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc225332
9144b4.pdf
27. Серия мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? –
Воспроизвести видео
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. –
Воспроизвести видео
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. –
Воспроизвести видео
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. –
Воспроизвести видео
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. -
Воспроизвести видео
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата. –
Воспроизвести видео
28. Мультфильм «Фиксики» – Деньги. –
Воспроизвести видео
29. Мультфильм «Смешарики» – Азбука финансовой грамотности. Все
серии. –
Воспроизвести видео
30. Мультфильмы:
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
· «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-
песенка для малышей)
· «Так сойдет»
· «Пятачок»
· «Вершки и корешки»
· «Сказка про лень»
31. Экономическая азбука кота Белобока / Сайт «Дружи с финансами» –
электронный ресурс:
https://vashifinancy.ru/materials/ekonomicheskaia-azbuka-kota-beloboka/
32. Экономическая игра Кота Белобока / Сайт «Дружи с финансами» –
электронный ресурс:
https://vashifinancy.ru/materials/ekonomicheskaia-igra-kota-beloboka/

33. Комплект учебно-методических материалов образовательного курса
для дошкольников «Приключения кота Белобока, или экономика для
малышей» / Сайт «Дружи с финансами» – электронный ресурс:
https://vashifinancy.ru/materials/komplekt-uchebno-metodicheskikh-
materialov-obrazovatelnogo-kursa/
34. Карта знатока экономики / Сайт «Дружи с финансами» –
электронный ресурс:
https://vashifinancy.ru/materials/karta-znatoka-ekonomiki/
35. Методическая разработка «Аукцион знаний или «Как накопить на
любимую игрушку» / Сайт «Дружи с финансами» – электронный
ресурс: https://vashifinancy.ru/materials/metodicheskaia-razrabotka-
auktcion-znanii-ili-kak/
36. Методическая разработка ролевой игры «Веселая ярмарка» / Сайт
«Дружи с финансами» – электронный ресурс:
https://vashifinancy.ru/materials/metodicheskaia-razrabotka-rolevoi-igry-
veselaia-iarmarka/