Проект по формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно-техническому творчеству у детей раннего возраста "Мы - будущие инженеры"
Оценка 4.8

Проект по формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно-техническому творчеству у детей раннего возраста "Мы - будущие инженеры"

Оценка 4.8
doc
07.11.2020
Проект по формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно-техническому творчеству у детей раннего возраста "Мы - будущие инженеры"
Проект УИШ.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 46»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

И СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«МЫ – БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ»

 

 

 

                        Разработали:

                        Воспитатели

                        Ли О.И.

                        Просвирнина Ю.В.

 

 

 

 

 

Каменск – Уральский

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

 

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.  

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

         От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

Актуальность  данного Проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Цель проекта – создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-        Анализ созданных в детском саду условий для формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.

-        Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

-        Совершенствовать условия для развития конструктивной деятельности через целенаправленное и систематическое применение различных видов конструкторов  в образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

-        Применение современных педагогических технологий образования детей дошкольного возраста, способствующих формированию у них предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству, в совместной образовательной деятельности.

-        Создавать условия для поддержки и проявления инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности (в т. ч. в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании).

-        Формировать элементы логического мышления, любознательность и креативность; развивать  внимание, память, связную речь.

-        Обогащать знания детей о социальном мире, формировать элементарные представления  из области естествознания и математики.

-        Повышать квалификацию педагогов по вопросам реализации данного проекта через систему дополнительного профессионального образования и внутреннюю систему повышения квалификации.

-        Повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста, развития и образования дошкольников.

-        Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе через организацию активных форм взаимодействия и сотрудничества.

-        Обобщить и представить опыт реализации проекта педагогическому сообществу.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

-        дети раннего возраста (1,5 – 3 лет);

-        педагоги и специалисты детского сада;

-        родители (законные представители) воспитанников;

-        социальные партнеры.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Сроки реализации проекта- 2016 – 2021 г.г.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание деятельности

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах

1.      Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с  требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4): развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2.      Развитие условий для организации видов детской деятельности  и обновление оборудования в центрах развития в соответствии с возрастными особенностями детей.

3.      Приобретение различных видов конструктов, в т.ч. LEGO – конструкторов, технических устройств и игрушек.

4.      Приобретение мультимедийного оборудования и программного обеспечения.

5.      Создание «Научной лаборатории», кабинета конструирования в условиях групповых комнат (при возможности в условиях детского сада).

6.      Пополнение библиотеки методического кабинета литературой по реализации данного проекта.

Совместная образовательная деятельность в рамках  основной общеобразовательной программы – образовательной программы  дошкольного образования (далее – ООП ДО)

1.      Организация непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД) с детьми группы раннего возраста (планирование системы НОД естественно – научного цикла).

2.      Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей:

-       организация различных видов детской деятельности и культурных практик;

-       организация проектной деятельности с детьми;

-       организация конструктивной деятельности, как в обязательной части ООП ДО, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений;

-       организация и проведение с детьми тематических мероприятий: конкурсы познавательной и технической направленности, Недели науки, научно – практические конференции, Фестивали науки и технического творчества, как в условиях группы, так и в условиях детского сада;

-       планирование и организация системы деятельности в «Научных лабораториях», кабинетах конструирования.

3.      Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении.

Методическая работа с педагогами

1.      Анкетирование педагогов с целью определения уровня знаний и их готовности работать в данном направлении.

2.      Планирование системы по повышению квалификации педагогов для реализации настоящего Проекта и ее организация через внутреннюю систему квалификации и систему дополнительного профессионального образования:

-       организация и проведение методических мероприятий с использованием активных и интерактивных методов взаимодействия с педагогами;

-       прохождение курсов повышения квалификации по вопросам организации и реализации в образовательном процессе современных педагогических технологий, LEGO – конструирования и образовательной робототехники, ИКТ (очная и дистанционная форма обучения);

-       создание в методическом кабинете информационного банка по реализации Проекта.

3.      Планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

1.      Анкетирование родителей (законных представителей) с целью определения уровня знаний и их готовности взаимодействовать и сотрудничать в данном направлении.

2.      Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта.

Сотрудничество с социальными партнерами

1.      Определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления.

2.      Разработка Планов взаимодействия по реализации Проекта.

3.      Реализации Планов взаимодействия.

4.      Оценка эффективности взаимодействия в данном направлении.

Анализ эффективности проекта

1.      Анализ и оценка  методической работы с педагогами, результатов сотрудничества с родителями (законными представителями) и социальными партнерами.

2.      Разработка критериев и оценка эффективности Проекта.

3.      Обобщение результатов анализа эффективности Проекта.

4.      Презентация Проекта педагогическому сообществу.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ

Образовательная область

Содержание образовательной деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Формирование уважительного и доброжелательного  отношения к окружающим, готовности детей к совместной деятельности, развития умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых, формирование гендерной и гражданской принадлежности, воспитание любви к малой Родине, гордости за достижения ученых – изобретателей родного края.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции и собственных действий. 

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца, стремления его сделать хорошо.

Формирование элементарных представлений о безопасном поведении с техническими устройствами.

Познавательное развитие

Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие творческой активности; формирование первичных представлений о технических объектах.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать; умения устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формирование первичных представлений о малой Родине.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Речевое развитие

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Совершенствование диалогической и монологической форм связной речи, обогащение словаря.

Практическое овладение нормами речи.

Художественно – эстетическое развитие

Развитие образных представлений, воображения, творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение детей в потребности самовыражения.

Совершенствование умений в рисовании.

Воспитания желания, умения взаимодействовать и договариваться со сверстниками при создании коллективных работ.

Развивать интерес к конструированию.

Физическое развитие

Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Наименование этапа

Наименование мероприятий

Срок (период) выполнения

Ответственный

Планируемый результат

Подготовительный этап

Разработка и представление  проекта «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего возраста»

Август, 2016

воспитатели

Проект «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего  возраста»

Анализ и оценка имеющихся условий в детском саду

Сентябрь, 2016

воспитатели

Оценка имеющихся  условий

Разработка плана – графика по реализации проекта

Сентябрь – октябрь, 2016

воспитатели

План – график реализации проекта

Анализ и подбор методической литературы  и информационных материалов по вопросам реализации проекта

до 01.11.2016 и далее  в течение 2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Пополнение методического кабинета детского сада методической литературой и дидактическими материалами, создание информационного банка по реализации проекта

Изучение педагогического опыта по изучаемым вопросам и направлениям

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Совершенствование, обновление и пополнение материально-технического обеспечения  групп с учетом целей и задач проекта

По мере финансирования

Администрация Детского сада № 46

Обеспечение развивающей предметно – пространственной среды  детского сада необходимым базовым материально – техническим оснащением

Изучение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в реализации программ дополнительного образования технической направленности

до 01.09.2017

Администрация Детского сада № 46

Анализ потребностей родителей (законных представителей)

Определение потенциальных социальных  партнеров проекта

до 01.11.2016

Рабочая группа и администрация Детского сада № 46

Создание системы сетевого взаимодействия по вопросам и направлениям реализации проекта

 

 

Основной этап

Организация совместной образовательной деятельности в детском саду

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Применение современных педагогических технологий обучения дошкольников, способствующих формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству с учетом интеграции образовательных областей

Повышение квалификации педагогов по вопросам реализации проекта через посещение и проведение  городских стажерских площадок и  мастер – классов, публикаций, участие в конкурсных мероприятиях технической направленности  различного уровня

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Посещение и проведение городских мероприятий на базе детского сада, наличие публикаций педагогов  с описанием опыта работы по изучаемому вопросу в печатных изданиях и Интернет – порталах, участие в конкурсах различного уровня, наличие документального подтверждения (удостоверение, сертификаты, дипломы, грамоты, благодарственные письма)

Реализация детско – родительских проектов по направления реализации проекта

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Продукты детско – родительских проектов

Проведение на базе детского сада конкурсов технической направленности и участие участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в конкурсах различного уровня

 

2017 – 2021 г.г.

воспитатели

Продукты детско – родительских проектов, наличие документального подтверждения

Заключительный этап

Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта

1 полугодие

2021 года

воспитатели

Информационно – аналитическая справка о результатах деятельности, финансовые документы о реализации платных образовательных услуг

Систематизация, обобщение и оформление результатов реализации проекта

Сентябрь – октябрь, 2021 года

воспитатели

Оформление пакета документов по реализации проекта

Презентация педагогического опыта и полученных результатов педагогическому сообществу

Ноябрь – декабрь, 2021

воспитатели

Презентация опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

-        Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.

-        В детском саду созданы условия для развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

-        Совместная образовательная деятельность  в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников.

-        Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

-        У ребенка сформированы элементы логического мышления, развиты внимание, память, связная речь; умеет наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения.

-        Ребенок имеет  элементарные представления  из области естествознания и математики, и проявляет интерес к данным наукам.

-        Педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации направлений данного проекта.

-        Активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к научно - техническому творчеству.

-        Введена и реализуется программа дополнительной образования  научно - технической направленности в качестве дополнительной платной услуги в детском саду.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

2.      М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

3.      Комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015 – 2034 г.г.

4.      Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.      Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт. – сост. И. В. Анянова, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – нижний Тагил: ГАОУ ДПО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015 – 168 с.

6.      Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка

То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта – создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта – создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

LEGO – конструирования и образовательной робототехники,

LEGO – конструирования и образовательной робототехники,

Познавательное развитие

Познавательное развитие

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Основной этап Организация совместной образовательной деятельности в детском саду 2016 – 2021 г

Основной этап Организация совместной образовательной деятельности в детском саду 2016 – 2021 г

Заключительный этап Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта 1 полугодие 2021 года воспитатели

Заключительный этап Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта 1 полугодие 2021 года воспитатели

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020