МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 46»
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
И СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«МЫ – БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ»
Разработали:
Воспитатели
Ли О.И.
Просвирнина Ю.В.
Каменск – Уральский
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Кант.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.
От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).
Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.
Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.
Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.
На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.
В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.
Актуальность данного Проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Анализ созданных в детском саду условий для формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Совершенствовать условия для развития конструктивной деятельности через целенаправленное и систематическое применение различных видов конструкторов в образовательной деятельности с детьми раннего возраста.
- Применение современных педагогических технологий образования детей дошкольного возраста, способствующих формированию у них предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству, в совместной образовательной деятельности.
- Создавать условия для поддержки и проявления инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности (в т. ч. в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании).
- Формировать элементы логического мышления, любознательность и креативность; развивать внимание, память, связную речь.
- Обогащать знания детей о социальном мире, формировать элементарные представления из области естествознания и математики.
- Повышать квалификацию педагогов по вопросам реализации данного проекта через систему дополнительного профессионального образования и внутреннюю систему повышения квалификации.
- Повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста, развития и образования дошкольников.
- Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе через организацию активных форм взаимодействия и сотрудничества.
- Обобщить и представить опыт реализации проекта педагогическому сообществу.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети раннего возраста (1,5 – 3 лет);
- педагоги и специалисты детского сада;
- родители (законные представители) воспитанников;
- социальные партнеры.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта- 2016 – 2021 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах |
1. Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4): развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 2. Развитие условий для организации видов детской деятельности и обновление оборудования в центрах развития в соответствии с возрастными особенностями детей. 3. Приобретение различных видов конструктов, в т.ч. LEGO – конструкторов, технических устройств и игрушек. 4. Приобретение мультимедийного оборудования и программного обеспечения. 5. Создание «Научной лаборатории», кабинета конструирования в условиях групповых комнат (при возможности в условиях детского сада). 6. Пополнение библиотеки методического кабинета литературой по реализации данного проекта. |
Совместная образовательная деятельность в рамках основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) |
1. Организация непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД) с детьми группы раннего возраста (планирование системы НОД естественно – научного цикла). 2. Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей: - организация различных видов детской деятельности и культурных практик; - организация проектной деятельности с детьми; - организация конструктивной деятельности, как в обязательной части ООП ДО, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений; - организация и проведение с детьми тематических мероприятий: конкурсы познавательной и технической направленности, Недели науки, научно – практические конференции, Фестивали науки и технического творчества, как в условиях группы, так и в условиях детского сада; - планирование и организация системы деятельности в «Научных лабораториях», кабинетах конструирования. 3. Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении. |
Методическая работа с педагогами |
1. Анкетирование педагогов с целью определения уровня знаний и их готовности работать в данном направлении. 2. Планирование системы по повышению квалификации педагогов для реализации настоящего Проекта и ее организация через внутреннюю систему квалификации и систему дополнительного профессионального образования: - организация и проведение методических мероприятий с использованием активных и интерактивных методов взаимодействия с педагогами; - прохождение курсов повышения квалификации по вопросам организации и реализации в образовательном процессе современных педагогических технологий, LEGO – конструирования и образовательной робототехники, ИКТ (очная и дистанционная форма обучения); - создание в методическом кабинете информационного банка по реализации Проекта. 3. Планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе. |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
1. Анкетирование родителей (законных представителей) с целью определения уровня знаний и их готовности взаимодействовать и сотрудничать в данном направлении. 2. Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта. |
Сотрудничество с социальными партнерами |
1. Определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления. 2. Разработка Планов взаимодействия по реализации Проекта. 3. Реализации Планов взаимодействия. 4. Оценка эффективности взаимодействия в данном направлении. |
Анализ эффективности проекта |
1. Анализ и оценка методической работы с педагогами, результатов сотрудничества с родителями (законными представителями) и социальными партнерами. 2. Разработка критериев и оценка эффективности Проекта. 3. Обобщение результатов анализа эффективности Проекта. 4. Презентация Проекта педагогическому сообществу. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Образовательная область |
Содержание образовательной деятельности |
Социально – коммуникативное развитие |
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, готовности детей к совместной деятельности, развития умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых, формирование гендерной и гражданской принадлежности, воспитание любви к малой Родине, гордости за достижения ученых – изобретателей родного края. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции и собственных действий. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца, стремления его сделать хорошо. Формирование элементарных представлений о безопасном поведении с техническими устройствами. |
Познавательное развитие |
Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие творческой активности; формирование первичных представлений о технических объектах. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать; умения устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Формирование первичных представлений о малой Родине. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. |
Речевое развитие |
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Совершенствование диалогической и монологической форм связной речи, обогащение словаря. Практическое овладение нормами речи. |
Художественно – эстетическое развитие |
Развитие образных представлений, воображения, творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение детей в потребности самовыражения. Совершенствование умений в рисовании. Воспитания желания, умения взаимодействовать и договариваться со сверстниками при создании коллективных работ. Развивать интерес к конструированию. |
Физическое развитие |
Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование этапа |
Наименование мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Ответственный |
Планируемый результат |
Подготовительный этап |
Разработка и представление проекта «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего возраста» |
Август, 2016 |
воспитатели |
Проект «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего возраста» |
Анализ и оценка имеющихся условий в детском саду |
Сентябрь, 2016 |
воспитатели |
Оценка имеющихся условий |
|
Разработка плана – графика по реализации проекта |
Сентябрь – октябрь, 2016 |
воспитатели |
План – график реализации проекта |
|
Анализ и подбор методической литературы и информационных материалов по вопросам реализации проекта |
до 01.11.2016 и далее в течение 2016 – 2021 г.г. |
воспитатели |
Пополнение методического кабинета детского сада методической литературой и дидактическими материалами, создание информационного банка по реализации проекта |
|
Изучение педагогического опыта по изучаемым вопросам и направлениям |
2016 – 2021 г.г. |
воспитатели |
||
Совершенствование, обновление и пополнение материально-технического обеспечения групп с учетом целей и задач проекта |
По мере финансирования |
Администрация Детского сада № 46 |
Обеспечение развивающей предметно – пространственной среды детского сада необходимым базовым материально – техническим оснащением |
|
Изучение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в реализации программ дополнительного образования технической направленности |
до 01.09.2017 |
Администрация Детского сада № 46 |
Анализ потребностей родителей (законных представителей) |
|
Определение потенциальных социальных партнеров проекта |
до 01.11.2016 |
Рабочая группа и администрация Детского сада № 46 |
Создание системы сетевого взаимодействия по вопросам и направлениям реализации проекта
|
|
Основной этап |
Организация совместной образовательной деятельности в детском саду |
2016 – 2021 г.г. |
воспитатели |
Применение современных педагогических технологий обучения дошкольников, способствующих формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству с учетом интеграции образовательных областей |
Повышение квалификации педагогов по вопросам реализации проекта через посещение и проведение городских стажерских площадок и мастер – классов, публикаций, участие в конкурсных мероприятиях технической направленности различного уровня |
2016 – 2021 г.г. |
воспитатели |
Посещение и проведение городских мероприятий на базе детского сада, наличие публикаций педагогов с описанием опыта работы по изучаемому вопросу в печатных изданиях и Интернет – порталах, участие в конкурсах различного уровня, наличие документального подтверждения (удостоверение, сертификаты, дипломы, грамоты, благодарственные письма) |
|
Реализация детско – родительских проектов по направления реализации проекта |
2016 – 2021 г.г. |
воспитатели |
Продукты детско – родительских проектов |
|
Проведение на базе детского сада конкурсов технической направленности и участие участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в конкурсах различного уровня
|
2017 – 2021 г.г. |
воспитатели |
Продукты детско – родительских проектов, наличие документального подтверждения |
|
Заключительный этап |
Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта |
1 полугодие 2021 года |
воспитатели |
Информационно – аналитическая справка о результатах деятельности, финансовые документы о реализации платных образовательных услуг |
Систематизация, обобщение и оформление результатов реализации проекта |
Сентябрь – октябрь, 2021 года |
воспитатели |
Оформление пакета документов по реализации проекта |
|
Презентация педагогического опыта и полученных результатов педагогическому сообществу |
Ноябрь – декабрь, 2021 |
воспитатели |
Презентация опыта |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.
- В детском саду созданы условия для развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
- Совместная образовательная деятельность в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- У ребенка сформированы элементы логического мышления, развиты внимание, память, связная речь; умеет наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения.
- Ребенок имеет элементарные представления из области естествознания и математики, и проявляет интерес к данным наукам.
- Педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации направлений данного проекта.
- Активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к научно - техническому творчеству.
- Введена и реализуется программа дополнительной образования научно - технической направленности в качестве дополнительной платной услуги в детском саду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
2. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
3. Комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015 – 2034 г.г.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт. – сост. И. В. Анянова, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – нижний Тагил: ГАОУ ДПО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015 – 168 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.