Проект по формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно-техническому творчеству у детей раннего возраста "Мы - будущие инженеры"

  • doc
  • 07.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект УИШ.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 46»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

И СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«МЫ – БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ»

 

 

 

                        Разработали:

                        Воспитатели

                        Ли О.И.

                        Просвирнина Ю.В.

 

 

 

 

 

Каменск – Уральский

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

 

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.  

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

         От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

Актуальность  данного Проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Цель проекта – создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-        Анализ созданных в детском саду условий для формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.

-        Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

-        Совершенствовать условия для развития конструктивной деятельности через целенаправленное и систематическое применение различных видов конструкторов  в образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

-        Применение современных педагогических технологий образования детей дошкольного возраста, способствующих формированию у них предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству, в совместной образовательной деятельности.

-        Создавать условия для поддержки и проявления инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности (в т. ч. в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании).

-        Формировать элементы логического мышления, любознательность и креативность; развивать  внимание, память, связную речь.

-        Обогащать знания детей о социальном мире, формировать элементарные представления  из области естествознания и математики.

-        Повышать квалификацию педагогов по вопросам реализации данного проекта через систему дополнительного профессионального образования и внутреннюю систему повышения квалификации.

-        Повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста, развития и образования дошкольников.

-        Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе через организацию активных форм взаимодействия и сотрудничества.

-        Обобщить и представить опыт реализации проекта педагогическому сообществу.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

-        дети раннего возраста (1,5 – 3 лет);

-        педагоги и специалисты детского сада;

-        родители (законные представители) воспитанников;

-        социальные партнеры.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Сроки реализации проекта- 2016 – 2021 г.г.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание деятельности

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах

1.      Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с  требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4): развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2.      Развитие условий для организации видов детской деятельности  и обновление оборудования в центрах развития в соответствии с возрастными особенностями детей.

3.      Приобретение различных видов конструктов, в т.ч. LEGO – конструкторов, технических устройств и игрушек.

4.      Приобретение мультимедийного оборудования и программного обеспечения.

5.      Создание «Научной лаборатории», кабинета конструирования в условиях групповых комнат (при возможности в условиях детского сада).

6.      Пополнение библиотеки методического кабинета литературой по реализации данного проекта.

Совместная образовательная деятельность в рамках  основной общеобразовательной программы – образовательной программы  дошкольного образования (далее – ООП ДО)

1.      Организация непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД) с детьми группы раннего возраста (планирование системы НОД естественно – научного цикла).

2.      Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей:

-       организация различных видов детской деятельности и культурных практик;

-       организация проектной деятельности с детьми;

-       организация конструктивной деятельности, как в обязательной части ООП ДО, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений;

-       организация и проведение с детьми тематических мероприятий: конкурсы познавательной и технической направленности, Недели науки, научно – практические конференции, Фестивали науки и технического творчества, как в условиях группы, так и в условиях детского сада;

-       планирование и организация системы деятельности в «Научных лабораториях», кабинетах конструирования.

3.      Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении.

Методическая работа с педагогами

1.      Анкетирование педагогов с целью определения уровня знаний и их готовности работать в данном направлении.

2.      Планирование системы по повышению квалификации педагогов для реализации настоящего Проекта и ее организация через внутреннюю систему квалификации и систему дополнительного профессионального образования:

-       организация и проведение методических мероприятий с использованием активных и интерактивных методов взаимодействия с педагогами;

-       прохождение курсов повышения квалификации по вопросам организации и реализации в образовательном процессе современных педагогических технологий, LEGO – конструирования и образовательной робототехники, ИКТ (очная и дистанционная форма обучения);

-       создание в методическом кабинете информационного банка по реализации Проекта.

3.      Планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

1.      Анкетирование родителей (законных представителей) с целью определения уровня знаний и их готовности взаимодействовать и сотрудничать в данном направлении.

2.      Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта.

Сотрудничество с социальными партнерами

1.      Определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления.

2.      Разработка Планов взаимодействия по реализации Проекта.

3.      Реализации Планов взаимодействия.

4.      Оценка эффективности взаимодействия в данном направлении.

Анализ эффективности проекта

1.      Анализ и оценка  методической работы с педагогами, результатов сотрудничества с родителями (законными представителями) и социальными партнерами.

2.      Разработка критериев и оценка эффективности Проекта.

3.      Обобщение результатов анализа эффективности Проекта.

4.      Презентация Проекта педагогическому сообществу.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ

Образовательная область

Содержание образовательной деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Формирование уважительного и доброжелательного  отношения к окружающим, готовности детей к совместной деятельности, развития умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых, формирование гендерной и гражданской принадлежности, воспитание любви к малой Родине, гордости за достижения ученых – изобретателей родного края.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции и собственных действий. 

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца, стремления его сделать хорошо.

Формирование элементарных представлений о безопасном поведении с техническими устройствами.

Познавательное развитие

Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие творческой активности; формирование первичных представлений о технических объектах.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать; умения устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формирование первичных представлений о малой Родине.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Речевое развитие

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Совершенствование диалогической и монологической форм связной речи, обогащение словаря.

Практическое овладение нормами речи.

Художественно – эстетическое развитие

Развитие образных представлений, воображения, творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение детей в потребности самовыражения.

Совершенствование умений в рисовании.

Воспитания желания, умения взаимодействовать и договариваться со сверстниками при создании коллективных работ.

Развивать интерес к конструированию.

Физическое развитие

Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Наименование этапа

Наименование мероприятий

Срок (период) выполнения

Ответственный

Планируемый результат

Подготовительный этап

Разработка и представление  проекта «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего возраста»

Август, 2016

воспитатели

Проект «Формирование предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего  возраста»

Анализ и оценка имеющихся условий в детском саду

Сентябрь, 2016

воспитатели

Оценка имеющихся  условий

Разработка плана – графика по реализации проекта

Сентябрь – октябрь, 2016

воспитатели

План – график реализации проекта

Анализ и подбор методической литературы  и информационных материалов по вопросам реализации проекта

до 01.11.2016 и далее  в течение 2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Пополнение методического кабинета детского сада методической литературой и дидактическими материалами, создание информационного банка по реализации проекта

Изучение педагогического опыта по изучаемым вопросам и направлениям

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Совершенствование, обновление и пополнение материально-технического обеспечения  групп с учетом целей и задач проекта

По мере финансирования

Администрация Детского сада № 46

Обеспечение развивающей предметно – пространственной среды  детского сада необходимым базовым материально – техническим оснащением

Изучение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в реализации программ дополнительного образования технической направленности

до 01.09.2017

Администрация Детского сада № 46

Анализ потребностей родителей (законных представителей)

Определение потенциальных социальных  партнеров проекта

до 01.11.2016

Рабочая группа и администрация Детского сада № 46

Создание системы сетевого взаимодействия по вопросам и направлениям реализации проекта

 

 

Основной этап

Организация совместной образовательной деятельности в детском саду

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Применение современных педагогических технологий обучения дошкольников, способствующих формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству с учетом интеграции образовательных областей

Повышение квалификации педагогов по вопросам реализации проекта через посещение и проведение  городских стажерских площадок и  мастер – классов, публикаций, участие в конкурсных мероприятиях технической направленности  различного уровня

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Посещение и проведение городских мероприятий на базе детского сада, наличие публикаций педагогов  с описанием опыта работы по изучаемому вопросу в печатных изданиях и Интернет – порталах, участие в конкурсах различного уровня, наличие документального подтверждения (удостоверение, сертификаты, дипломы, грамоты, благодарственные письма)

Реализация детско – родительских проектов по направления реализации проекта

2016 – 2021 г.г.

воспитатели

Продукты детско – родительских проектов

Проведение на базе детского сада конкурсов технической направленности и участие участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в конкурсах различного уровня

 

2017 – 2021 г.г.

воспитатели

Продукты детско – родительских проектов, наличие документального подтверждения

Заключительный этап

Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта

1 полугодие

2021 года

воспитатели

Информационно – аналитическая справка о результатах деятельности, финансовые документы о реализации платных образовательных услуг

Систематизация, обобщение и оформление результатов реализации проекта

Сентябрь – октябрь, 2021 года

воспитатели

Оформление пакета документов по реализации проекта

Презентация педагогического опыта и полученных результатов педагогическому сообществу

Ноябрь – декабрь, 2021

воспитатели

Презентация опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

-        Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.

-        В детском саду созданы условия для развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

-        Совместная образовательная деятельность  в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников.

-        Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

-        У ребенка сформированы элементы логического мышления, развиты внимание, память, связная речь; умеет наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения.

-        Ребенок имеет  элементарные представления  из области естествознания и математики, и проявляет интерес к данным наукам.

-        Педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации направлений данного проекта.

-        Активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к научно - техническому творчеству.

-        Введена и реализуется программа дополнительной образования  научно - технической направленности в качестве дополнительной платной услуги в детском саду.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

2.      М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

3.      Комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015 – 2034 г.г.

4.      Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.      Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт. – сост. И. В. Анянова, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – нижний Тагил: ГАОУ ДПО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015 – 168 с.

6.      Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».