МКОУ Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
по теме:
«Дорога к Храму»
(виртуальная экскурсия
по Святым местам
Курганской области)
Выполнили: обучающиеся 4б класса
Баранова Ксения и Злыднев Иван
Руководитель: Татарникова О.С.,
учитель ОРК и СЭ
Куртамыш
2019г
Содержание
1.Паспорт проекта.
2. Этапы работы над проектом.
3. Введение.
4.Основная часть.
4.1.г. Куртамыш. Храм Петра и Павла.
4.2.г. Курган. Храм Александра Невского.
4.3. село Чимеево. Чимеевский монастырь.
4.4. г.Шадринск. Свято - Николаевский храм
4.5. село Чернавское. Церковь, во имя святых Прокопия и
Иоанна Устюжского.
4.6 село Утятское. Богоявленский храм.
5.Заключение.
6.Литература.
7.Приложение.
Паспорт проекта
1.Тема проекта: «Дорога к Храму» (виртуальная экскурсия по Святым местам
Курганской области).
2.Учебный предмет, в рамках которого разработан проект:
ОРК и СЭ (модуль «Основы православной культуры»)
3.Аннотация
Цель проекта: получить представления о святых местах нашего края, показать их духовную ценность.
Задачи:
· выяснить, где в Курганской области есть Святые места;
· собрать материал об этих святынях, сформировать представление о них;
· наметить маршрут виртуальной экскурсии;
· подготовить фотоматериал о святых местах для презентации;
· обобщить собранный материал и выступить с презентацией на классном часе в 4-х классах.
Проблемный вопрос проекта: «Почему выбранные нами места считаются Святыми?»
4.Характеристика проекта.
Тип проекта: информационный
по количеству участников: групповой
по продолжительности: среднесрочный
сроки выполнения: январь 2019 - март 2019 г.
5.Предполагаемый продукт проекта: панно «Дорога к Храму», выполненное в технике оригами.
6.Источники информации:
· Интернет-ресурсы
· Участники поломничества
· Материал из библиотеки воскресной школы
· музея имени Н.Д.Томина
· газеты «Куртамышская нива»
Этапы работы над проектом.
Этапы |
Мероприятие |
Срок |
Подготовительный этап |
Разрабатывается общий план проекта. Постановка проблемы. Нахождение путей решения проблемы. Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.
|
15.01.2019 по 25.02.2019. |
Практический этап |
Сбор информации, структурирование информации, оформление продукта.
|
25.02.2019 по 15.03.2019 |
Заключительный этап |
Выбор формы презентации. |
Март 2019
|
Подготовка презентации. |
Март 2019 г
|
|
Презентация.
|
Март 2019 г. |
Можно ли представить себе современный русский город без храма?
Где бы ни поселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Для православного человека храм — всегда особое, святое место. Храм в жизни Церкви - нечто большее, чем просто строение, каким бы ни было оно замечательным.
Мы спросили у ребят нашего класса, какие они знают святые места нашего края? Почему их называют святыми? В чём же их ценность? (приложение 1)
Наши одноклассники не смогли дать ответ на данные вопросы.
Мы увидели проблему: ребята не знают, какие храмы есть, в чём заключается их ценность.
Из данной проблемы вытекает следующее:
· выяснить, где в Курганской области есть Святые места;
· узнать в честь кого названы храмы;
· собрать материал об этих святынях, сформировать представление о них;
· наметить маршрут виртуальной экскурсии;
· подготовить фотоматериал о святых местах для презентации;
· обобщить собранный материал и выступить с презентацией на классном часе в 4-х классах.
Наметили план работы:
· поиск информации (самостоятельная работа с источниками
информации: библиотека, Интернет, родители, педагоги);
· отбор и систематизация материала ;
· подготовка деталей к нашей картине;
· оформление работы;
· представление работы.
Итак, цель проекта: получить представления о святых местах нашего края, показать их духовную ценность.
Исходя из данной проблемы, началась работа над проектом.
Введение.
В Священном Писании рассказано, как Бог сотворил прекрасный мир. Цветам Бог дал нежный запах и нектар, который собирают пчёлки. Птиц Бог создал крылатыми: они летают поголубому небу... Когда красивый мир был сотворен, всё замерло в ожидании: кому Бог подарит его? Тогда Бог создал человека, украсив его Своим образом. У него была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы стремиться его делать.
Бог научил человека любить красоту и самому создавать её, участвуя в Божьем творчестве. Великое богатство хранит в себе православная культура. Где же можно увидеть это богатство?
В Курганской области предостаточно мест для посещения – некоторые предназначены для активного отдыха, другие служат хранилищем нашей культуры.
Путешествие к святым местам, как по суши, так и по морю, были очень тяжелыми, прежде всего из-за климата. В наши дни совершить путешествие мы можем,
не выходя из дома. И сегодня мы приглашаем вас совершить вместе с нами паломничество по Святым местам Зауралья, а поможет нам в этом
Основная часть
г. Куртамыш. Храм Петра и Павла (приложение 2)
Итак, мы начинаем нашу экскурсию по одному из удивительных мест города Куртамыша – это храм Петра и Павла. Я познакомлю вас с историей нашего храма, со старинными иконами, местными святынями, а также расскажу о некоторых правилах поведения в храме.
В 1753 году в Куртамыше был построен и освящён деревянный Петропавловский храм. В 1801 году случился пожар из-за неосторожности одного из служителей церкви. Вся церковь с церковными документами сгорела дотла. Жители стали хлопотать о постройке новой церкви. В 1808 году строительство было завершено. Главный престол освящён 28 июля 1808 года,
Это была единственная на всю округу церковь.
Церковь со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 году была закрыта и опечатана.Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола, все же, сняли.
В июле 2008 года нашему храму исполнилось 200 лет.
(слайд №8 ) Итак, входим в храм. Над дверью нас встречает картина из мозаики с изображением святых апостолов Петра и Павла
(слайд №9) Вторую дверь в храм украшают сверху – картина из мозаики с изображением Иисуса-Христа и 2 ангела по бокам.
При входе в храм нужно перекреститься и сделать поясной поклон.
(слайд №10) Мужчины должны снять головные уборы, женщины входят в храм с покрытой головой и одеты соответственно своему полу, пристойно и опрятно.
В храме нельзя говорить громко, держать руки в карманах, жевать жвачку.
Не следует ходить по храму без надобности. Разговаривать в храме нельзя.
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления.
Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
(слайд №11) Как все-таки красив наш храм! Ведь он известен не только в нашей области, но и на Урале и в Сибири тем, что у нас есть иконы, написанные на священном Афоне.
(слайд №12-14) Среди них: «Всех скорбящих радость», (слайд №12-14)«Достойно есть», (слайд №12) лики Николая Чудотворца и целителя Пантелеймона. Есть и доказательства: надписи на иконах выполнены на греческом языке.
(слайд №12-14) Вот икона святых апостолов Петра и Павла, в честь которых назван наш храм, а выше – икона Архангелу Михаилу.
Согласно Священному Писанию, раз в году, и только Михаилу Архангелу, позволено опускать крыло на самое дно ада и доставать от туда столько душ, сколько уместятся на крыле. Это случается 21 ноября, когда он вспоминается церковью. (слайд №12-14)
Кроме того, куртамышане обладают настоящей святыней - списком чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери. Поклониться святыне идут люди отовсюду. Каждая икона в нашем храме интересна и имеет свою историю. Но ценность икон не в их красоте и не в эстетических достоинствах – а в намоленности. Сколько чудесных преданий они хранят. Отец Михаил Кучеров, настоятель Свято-Троицкого храма города Кургана, заметил: «Большую силу имеют ваши иконы. Рассказывать людям надо».
Я коротко расскажу о некоторых из них, ведь обо всех можно рассказывать бесконечно.
(слайд №15) Самой ценной иконой в нашем храме считается неизменная заступница куртамышан Абалацкая Божия Матерь («Знамение»).
Сия чудотворная икона называется Абалацкою от села Абалак Тобольской епархии.
Есть чудесное предание о том, что эта икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году Богоматери в образе «Знамение». В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное, Мария уже не могла более скрывать. И в 1637 году со слов Марии протодьякон Софийского собора Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. С этой-то иконы и сделан список, который вот уже 200 лет пребывает в нашем храме.
Икона, по преданию, давно принесена в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. (слайд №16)
Избавление от болезней - это не единственное благодеяние святыни. Внизу иконы есть надпись: «Сия чтимая икона Божия Матери Знамения -Абалацкая, копия Тобольской, празднование совершается 8 июля по случаю избавления посёлка Куртамыш от пожаров с выносом иконы в 1864, 1868 и 1869 годах».
(слайд №17) В память избавления от пожаров, с этой иконой совершались крестные ходы по улицам посёлка Куртамыш.
В настоящее время перед образом иконы каждую субботу совершается молебен с чтением акафиста. И ежегодно совершаются и крестные ходы с иконой только вокруг храма 2 августа, в Ильин день.
(слайд №18) Среди старинных, намоленных икон особую любовь прихожане питают к образу Божией Матери «Достойно есть» или «Милующая»
После Абалацкой Богоматери эта самая почитаемая икона. Праздник в ее честь совершается 24 июня.
По преданию, в конце 10 века на Афоне, недалеко от Карейского монастыря, в келье жил старец отшельник со своим послушником. В один из воскресных дней старец отправился на всеношную в Карейский храм, а послушник остался в келье один. Ночью к нему постучался неизвестный инок, и послушник впустил его. Когда наступило время всенощной службы, оба встали перед иконой «Милующая», чтобы величать Пресвятую Богородицу древним песнопением.
Гость заметил, что у них сначала поют: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…». Во время этого песнопения икона Богоматери сияла небесным светом. Молодой послушник умилился до слез и попросил написать ее. Но ни чернил, ни бумаги в келье не было. Тогда гость записал эту дивную песнь на камне. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидимым.
С тех
пор церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икона, перед
которой она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Они находятся
на самом видном, святая святых месте. По нижнему полю ее надпись: «Сия
икона писана и освящена на Афоне в русском святого Пантелеймона монастыре».
(слайд №19) И третья икона, о которой я расскажу – это икона Николая
Чудотворца.
22 мая православная церковь прославляет святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых и любимых святых во всём мире. В честь Божиего угодника возводились десятки храмов, его именем называют детей. Водителям спокойно и надёжно, если рядом в машине образок святителя Николы. И что удивительно, жил он давно, в 4 веке, а память о нем не изгладилась и по сегодняшний день.
. Недаром в России одна из первых чудотворных икон святителя Николая - Никола Морской - связана со спасением утонувшего в Днепре ребёнка. Особое почитание святителя выражено и в такой поговорке: «Микола - тот же Бог».
В нашем храме три иконы Николая Чудотворца. Два лика очень почитаемы и хорошо известны куртамышанам. Одна икона находится в правом проёме между окон уже 200 лет с неугасимой лампадкой и стоящим перед ней большим подсвечником. Этот подсвечник всегда заполнен зажженными свечами. Икона очень светлая, но не потому, что на неё падает свет, а Лик святителя Николая излучает его. Его выразительные, любящие кроткие глаза, проникающие в душу. Внизу иконы надпись: «В память 300-летия царствования Дома Романовых».
Другую икону, видимо, кто-то принёс в храм, и теперь она украшает крестильню. (слайд № 20) Ежегодно этот образ выносят на середину храма в Николин праздник. Она уже несколько раз мироточила. И настоятель храма, отец Александр в присутствии очевидцев совершал помазание.
(слайд №21) Но есть и третья икона в храме. Она удивительная, старинная «Святитель Николай с житием». Икона эта находится сразу за алтарём в левом углу, в высоком резном киоте в виде архитектурного сооружения: с кокошниками, шатровым куполом, с крестом на круглом позолоченном яблоке.
(слайд №22) Итак, прежде, чем идти в храм, ознакомьтесь с правилами и постарайтесь их соблюдать ( подойти к присутствующим - раздать правила).
Курган. Храм Александра Невского (приложение 3)
Мы отправляемся с вами в областной центр нашего края –город Курган, именно там в самом сердце города Кургана возвышается собор Александра Невского (слайд №23).
Идея воздвижения его возникла во второй половине XIX века после проведения через Курган по инициативе императора России Александра III Транс - Сибирской железной дороги.
Звон его колоколов останавливает суету и побуждает людей задуматься о своей жизни. Каждый удар колокола словно листает страницы истории, где горечь и радость переплетены воедино. Столетие назад существовали в Кургане ещѐ два храма, варварски уничтоженные во времена лихолетий. Собор Александра Невского единственный из трѐх величественных памятников старины, что пережил революцию, войну, годы застоя и чудом уцелел.
Поводом к началу ее строительства послужил приезд 21 января 1895 года
архиепископа Тобольского и Сибирского Агафангела в наши края. Архипастырю
доложили о необходимости возведения нового храма, и он тотчас пожертвовал от себя на его сооружение 100 рублей. Дело происходило в доме купца Д.И. Смолина, и тот, на правах хозяина, внес 10 тысяч рублей. После чего другие купцы стали активно жертвовать денежные средства. В итоге за рекордно короткий срок — полчаса — на сооружение нового храма поступило 18 тысяч рублей — по тем временам сумма немалая.
После чего на самом высоком месте города Кургана состоялось освящение
котлована под строительство церкви, которое началось 2 июня 1896 года. 22 июня 1902 года состоялось освящение храма, прибывшим из Тобольска Преосвященнейшим Епископом Антонием. А через несколько лет грянула революция...
Службы в Александро-Невской церкви продолжались до 1929 года. Со слезами на глазах священники и прихожане смотрели, как весной 1930 года с церкви начали сбрасывать кресты и колокола. Большие колокола раскалывали прямо на колокольне, а половинки швыряли на землю. По кирпичикам разбирали купол.
Возрождение обезглавленного храма началось с декабря 1991 года. Настоятелем стал протоиерей Аристарх Егошин. Со временем облик храма был полностью
восстановлен таким, каким он был до революции. Так, церковь Александра Невского обрела своѐ второе рождение и вновь распахнула свои двери для прихожан.
Это строение поражает своими размерами и величественной архитектурой – собор создан с помощью красного кирпича, а вокруг достопримечательности высокие деревья с кустами. Зайдя в него, чувствуется теплая и добрая энергетика, а внутреннее убранство порадует многих любителей православия.
Находящаяся в соборе икона Пресвятой Богородицы «Целительница» особо почитается верующими как чудотворная, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях.
Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, на обратной стороне иконы имеется печать: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным его образом. 1903 года». В икону вставлен ковчежец с частицей мощей святого.
Икона «Спас Нерукотворный». Эта старинная икона (написана в XIX веке), почитающаяся в Кургане чудотворной, принадлежала митрофорному протоиерею Григорию Пономареву, пережившему гонения, репрессии, заключения в концлагере, много пострадавшему и отмеченному особой Божией благодатью. Образ «Спас Нерукотворный» являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся от отца, который тоже был священником (протоиерей Александр, впоследствии архимандрит Ардалион; скончался в лагере 29 июля 1938 г.; канонизован как преподобномученик в 2008 году). После смерти протоиерея Григория Пономарева его дочь Ольга передала икону в дар Александро-Невскому кафедральному собору.
Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (+1263). Мощи переданы Александро-Невскому кафедральному собору г. Кургана по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием 7 сентября 2009 года.
— Ковчег с частями святых мощей великого святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, всея России чудотворца (+1709).
— Ковчег с частями святых мощей преподобного Авраамия Ростовского, всея России чудотворца (+1077).
— Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского (+1263); святителя Николая Чудотворца(+345); священномученика Харалампия, еп. Магнезийского (+202); мученика Трифона(+250); св. прав. Иоанна Русского, исповедника (+1730).
— Ковчеги-киоты с частицами древних вселенских и русских святых:
В храме хранится несколько икон с частицами святых мощей:
— Великомученика Георгия Победоносца;
— Святого мученика Трифона;
— Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы;
— Великомученицы Екатерины;
— Великомученицы Варвары;
— Преподобного Далмата Исетского;
— Священномученика Аркадия (Горяева), пресвитера Боровского.
— В кресте, вставленном в большой иконе Всех Святых, от века Богу благоугодивших, находятся мощи многих древних мучеников, пострадавших в эпоху языческих гонений за Христа.
· В Курганской области в Белозерском районе находится удивительное место, которое считается святым и заповедным. И мы не можем проехать мимо этого места.
Речь пойдет о храме Явления Иконы Казанской Божьей Матери, в котором хранится удивительная реликвия – чудотворная икона (приложение 4).
Место расположения храма - село Чимеево.
Случилось чудо триста лет назад. Однажды дети, которые играли на берегу реки Нияп, увидели вертикально ! плывущую по течению доску, которая остановилась над водоворотом. Ребята разглядели изображение на ней — женщину с большими выразительными глазами и младенца. Дети и отнесли ее в поселение. Святыню передали в храм Елены и Константина. В скором времени в поселение произошло чудо. Во время пожара в храме сгорело все, кроме иконы. Общими усилиями на месте сгоревшего храма был построен новый во имя иконы Богоматери Казанской. Строение храма видно еще на подъезде к селу. Это величественное сооружение, украшенное резьбой и сусальным золотом.
Случилась милость Господа — обретение святого чудотворного лика, который в последствии стали называть чимеевской иконой Свято-Казанской Божьей Матери.
Рядом с храмом был основан мужской Свято-Казанский монастырь, а Чимеевская икона была канонизирована. Икона Казанской Божьей Матери помогает всем, кто приходит за помощью. Существуют случаи, что после прикосновения к иконе люди излечивались от зубной боли, а у некоторых улаживались жилищные вопросы. Ведь когда нет никакой надежды на свои силы, остается верить только в Бога и в чудо.
В храме пребывает икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на святой горе Афон. На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись на церковнославянском языке от афонских монахов, которая гласит: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афон в русском стяге.
Храм прекрасно выглядит: имеет несколько пристроек, сам сделан из дерева. Зайдя внутрь, чувствуется некоторая сила: запах свеч, икона Богоматери и многое другое.
Чимеевский святой источник
Не будем спешить покидать село, ведь недалеко от храма располагается родник, в котором бьют целебные источники. На месте обретения чудотворной иконы в этот же момент пробился святой источник. Еще более чудесно появление здесь чистейшего подземного ключа тем, что окрестность вокруг болотистая, и вода до этого была не важного качества. И вдруг целительный родник!
Много он пострадал в период советской власти. Засыпали, завалили его всяким хламом и мусором, устроили на его месте помойку. Но в 1979 году местные жители все-таки очистили его, обустроили. А в 1996 году во время праздника иконы «Живоносный источник» по благословению Епископа Курганского и Шадринского Владыки Михаила святой источник был официально освящен.
Для исцеления на чимеевском святом источнике мало просто облиться и попить воды. Существуют уже веками наработанные «правила», без которых вряд ли произойдет оздоровление.
Первое — это глубокая вера. Главное помнить, что помощь здесь получат все, кто пришел с открытым сердцем и искренними чувствами. Многие рекомендуют перед посещением источника исповедаться, причаститься и попросить благословения на посещение святого родника в храме, где находится икона чимеевской Божией Матери.
Второе, что нужно сделать, это непрестанно молиться на самом источнике во время окунания, омовения или употребления святой воды. Кроме того, к чимеевскому колодцу от дороги ведут ровно сорок ступенек. Нужно наступая на каждую, произносить про себя «Господи, помилуй!».
Третье «правило», это, конечно, подобающее поведение на территории святыни. Памятка перед входом гласит, что на святом месте не должно быть суеты, криков, брани, нельзя разбрасывать мусор, проводить увеселительные мероприятия, как некоторые, например, которые умудряются устраивать здесь пикники.
Для любителей омовения здесь оборудованы купальни, а над самим источником сооружена удобная беседка и красивая лестница, которая ведет к источнику.
Ежегодно в эти края стекаются многочисленные туристы и паломники, которые желают искупаться в целительных водах и попросить помощи у заступницы Иконы Казанской Божьей Матери. Даже в лютые морозы желающих искупаться довольно много: купальни отапливаются. Многие местные жители и туристы берут бутылки и набирают столько воды, сколько могут унести.
Каждый год сюда приезжает все больше народа, поэтому святые места были взяты под защиту государством. Здесь запрещается разводить костры, ставить палатки. Это заповедное место поражает своей живописной природой, святостью, здесь душа обретает покой и наступает умиротворение.
г. Шадринск
Продолжаем нашу экскурсию. Мы отправляемся в город, который считается вторым по величине после Кургана – это Шадринск. Свято - Николаевский храм. (приложение 5) Он основан в 1788 году. Первый деревянный храм был разобран через четыре года, а на его месте в 1793 году был заложен фундамент под строительство каменного двухэтажного храма. Через три года после закладки престол нижнего храма был освящен в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
При соборе действовала церковно-приходская школа, к нему были приписаны три храма, несколько часовен, далеко за пределы Шадринска распространилась слава о церковном хоре собора.
Раньше в здании храма располагалось общежитие агропедтехникума, потом автомеханический техникум. Основные особенности «сибирского барокко» присутствуют и в соборе Шадринска — это и форма «корабля» с расположенными по оси «запад — восток» колокольней, снесенной в советское время, двухпридельной трапезной и наконец стройным двусветным четвериком, задающим вертикальную динамику постройки.
В 1991 году храм был передан верующим, начались восстановительные работы. 19 декабря 1991 года состоялась первая после закрытия служба в день памяти Святителя Николая Чудотворца. Тем самым ознаменовав начало новейшей истории Свято-Николаевского храма.
Шадринское чудо - «удвоение» надвратной иконы Спаса Нерукотворного - одно из самых значимых событии в новейшей истории шадринского Спасо-Преображенского собора, оно датируется ноябрем 2007 года, когда было обнаружено, что на стекле киота с надвратным Спаса Нерукотворным образом произошло «удвоение» иконы.
До революции ни великих святынь, ни особо древних вещей в Преображенском соборе Шадринска не было. Главной святыней считалась частица мощей праведного Симеона Верхотурского. В советские годы эти святыни пропали.
Икону Спаса Нерукотворного, современного мастера Андрея Жукова, защитив стеклом, поместили над входными в храм дверями. Конечно же, уличное хранение предполагало более тщательный уход за иконой — стекло быстро покрывалось грязью и пылью, и его требовалось часто протирать.
Одна из таких будничных операций явила великую милость Господню, дарованную шадринскому собору. 28 ноября 2007 года два служителя храма сняли икону Спасителя и занесли в собор, чтобы очистить запылившееся стекло. Каково же было их удивление, когда, подняв стекло, они обнаружили на нем отобразившееся изображение Спасителя! Удивление сменилось великой радостью — радостью от явленного чуда, от обретения новой святыни. Изображение Спасителя было необыкновенно четким и при рассматривании на разном фоне выглядело то, как негатив, то, как позитив фотографии.
Нерукотворный «отпечаток» на стекле решили оставить в храме, его поместили в резной киот и поставили в приделе Михаила Архангела, слева перед иконостасом.
Весть о чудотворении быстро разнеслась по городу, а позже и далеко за его пределами — последнее выяснилось, когда на Рождество 2008 года в Спасо-Преображенский собор собралось множество людей, многие из которых оказались приезжими — из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и иных уральских и сибирских городов.
Ныне православные люди, направляющиеся в Шадринск специально для того, чтобы поклониться «удвоенному» образу Спасителя, — уже не редкость.
Возвращаемся в сторону дома.
Мы находимся в селе Чернавском Курганской области. Расстояние от Кургана до села 53 км.
Простое, ничем не примечательное село, обычный храм, но волею Божию этому храму предстала великая честь стать хранителем святыни. Святыня эта – плат, вышитый вручную самой Царицей-Мученицей Александрой Федоровной. В этот храм приезжают паломники со всей России.
Кружевное крестильное покрывальце, собственноручно сшитое Александрой Фёдоровной, могло быть ценнейшим музейным экспонатом. А стало бесценной святыней.тем, кто помолится перед этим покрывальцем, Господь дарует счастье материнства.
Народная молва о святыне и чудесной помощи императрицы расходится всё дальше от села Чернавского. И отец Павел уже давно не удивляется, когда в его храм приносят крестить вымоленных у Господа младенцев и рассказывают невероятные истории.
Местом своего пребывания царское покрывальце выбрало простой сельский храм в Курганской области, а хранителем – его настоятеля, отца Павла Балина. Возможно потому, что у этого человека с необыкновенно добрыми глазами есть особый дар сопереживания, потрясающая интуиция и желание молиться за каждого, кто его об этом просит. Но как же оказалась в далеком сибирском селе Чернавском столь необычная святыня?
Все началось с истории любви двух молодых людей. Одна из фрейлин императрицы Дарья Львовна Галахова вышла замуж за офицера из дивизионного конного полка, охранявшего царскую семью в Ливадии, – Василия Тимофеевича Юрицына. Узнав, что молодая чета ждет прибавление, Александра Федоровна пожелала стать восприемницей новорожденного и сшила для своего будущего крестника небольшое покрывальце, украсив его изящными кружевами, сплетенными на коклюшках.
Церковь построена стараниями прихожан. В 1852 году заложена новая каменная Церковь, во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжского, с пределом во имя святых Афанасия и Кирилла Патриарха, что достаточно редко не только для Зауралья, но и Сибири в целом. Святой Прокопий Устюжский был одним из первых русских юродивых Христа ради.
Другое имя, которому посвящен храм, - святитель Афанасий Александрийский, живший в IV веке и вошедший в историю христианства как справедливый и
последовательный борец с ересью арианства, сохранивший чистоту веры.
За свою более чем 150-летнюю историю (храм освящен в 1857 году) он пережил и
повидал многое.
Сегодня церковь в селе Чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом. Хотя еще каких-то пять лет назад здание церкви было полуразрушено – отсутствовали крыша, часть колокольни, окна, внутри вольготно разгуливали лошади. Стараниями настоятеля храма иерея Павла Балина и его прихожан церковь была восстановлена. И там идут регулярные службы.
Красив храм Во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжского в селе Чернавском — редкое для Зауралья и Сибири посвящение. Сейчас идет восстановление этого храма.
Отправляемся в село Утятское.
Сосновый бор, тихая река и бездонная синева над головой. Жители Утятского называют свое село – благославенным местом.
В 1749 году во время весеннего половодья селянка Секретея пошла на речку чистить рыбу. У самого берега она увидела широкую доску. Что ж, в хозяйстве пригодится – решила она. Только почему-то в руки доска не давалась, отплывала. Женщина вышла из воды на берег, но что-то заставило ее обернуться. Это что-то - был взгляд. Но чей, чьи глаза смотрели сквозь речной ил и водоросли с той самой доски? Только после молебна чудесная доска пришла в руки к людям. А когда ее отмыли увидели образ Николая-Святителя, того, в чью честь и был построен храм.
Через некоторое время слава о Чудотворной прошла по многим градам и весям Сибири и Урала. К Чудотворной стекались многочисленные паломники, получая по молитвам исцеление души и тела.
В благодарность за чудеса и исцеление верующие построили храм каменный с тремя престолами. Храм этот, пусть в измененном виде, сохранился до наших дней. Старожилы села Утятского передают из уст в уста воспоминания отцов и дедов, как в свое время пострадал храм, как верующие сберегли святые иконы. Образ Николая-Святителя укрыл Петр Николаевич Луканин. А помог ему в этом, не кто-нибудь, а председатель сельсовета. Когда ломали храм, он передал ночью чудотворную икону, чтобы сохранить ее. Рискуя головой председатель поступил так, как подсказывала душа. Жители села тайком собирались в доме Луканиных и молились перед образом.
Три с лишним века назад во вновь образованной Утятской слободе православные построили деревянную церковь в честь Николая Чудотворца – прямо на берегу речки Серебрянки – притока Утятки.
Вот так, в потоке истории, не сломались вера, терпение и смирение жителей села Утятского, что помогло им вернуть чудотворный образ, вернуть туда, где стоит стеной сосновый бор, тихая река и бездонная синева над головой
А в Богоявленском храме этого села хранится чудотворный образ Николая Угодника.
Николай Чудотворец особо любим и почитаем нашим народом. Живший 16 веков назад, Святитель совершил не только многочисленные чудеса, но отличался необычайным милосердием, помогал всем нуждающимся и сам искал тех, кто нуждался в помощи. Не зря в народе его с любовью называют Угодником, Заступником, Чудотворцем. Многочисленные храмы стоят в России и возводятся новые в честь Святителя Николая, не счесть и икон с ликом Святого, которые есть в каждом храме и в каждой православной семье. Но особенно дороги нам те иконы великого Святителя, которые по его молитвам Господь прославил дарованием чудес и благодатной помощи людям. Такой бесценной святыней и является Чудотворный Утятский образ Святителя Николая. Явленный Чудотворный образ Святителя Николая
С 2001 года ежегодно на поклонение Чудотворному образу совершается 40-километровый Крестный ход от храма Великомученика Георгия Победоносца на Увале до Богоявленского храма в Утятском. Этот Крестный ход стал неотъемлемой частью православной жизни Зауралья. Ныне уже тысячи людей идут на поклонение Чудотворному образу Святителя Николая, получая духовную помощь и поддержку.
Возвращаемся в родной Куртамыш.
Вывод
Изучив собранный материал, мы нашли ответ на поставленный вопрос:
Почему выбранные нами места называют Святыми?
В чём заключается их духовная ценность?
В чём секрет такой притягательности этих мест?
В нашем родном крае есть удивительно красивые храмы. Православные зодчие строили их, иконописцы писали иконы, композиторы сочиняли музыку. Эта красота родилась в мире, среди людей. Здесь происходит очищение души. Пообщавшись с православными людьми, переосмысливаешь свои поступки. В каждом из посетивших храмов есть своя изюминка, своя святыня, которым люди поклоняются и дорожат ими, а самое главное приходят к ним с верой. Все эти места старинные, им очень много лет. Поэтому и посетило их немалое количество людей. Значит они намоленные, выстраданные горем людей. И только сила и вера людей смогли сделать их красивыми и святыми.
Заключение.
Думаем, что с поставленными задачами справились.
Мы должны знать и почитать свою малую родину, её ценности. При написании работы узнали много нового и интересного: историю храма, его знаменитые и ценные иконы, о которых раньше и не знали. Считаем, что посетить Святые места Зауралья края должны все.
К духовным ценностям, богатствам мы относим традиции и обычаи, религиозные заповеди, ритуалы и праздники, книги, произведения искусства, университеты и школы и многое такое, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. Многое из перечисленного мы можем увидеть и узнать, посетив православные храмы. Именно там человек становиться богаче духовно, именно там осуществляется связь с духовно - нравственными ценностями.
Человек должен стремиться к тем или иным высшим ценностям, стремится переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу.
И как сказал великий учитель В.А.Сухомлинский
«Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».
Дорога к Храму
Ольга Мишарина
Какая к Храму
долгая дорога,
Порой идём к нему всю свою жизнь.
И часто вспоминаем мы про Бога,
Когда закружат жизни виражи.
Не сразу мы находим ту тропинку
И блудимся,как путники в ночи.
Но Бог даёт в ладошки нам росинку,
В ней отражается огонь свечи.
Вот так на свет выходим потихоньку
И познаём душою этот путь.
С надеждою взираем на иконку,
В молитве Богу,в вере ищем суть.
Светла дорога дивная ты к Храму,
Душе привольно,дышится легко.
Залечишь ты любую сердца рану
И боль любую снимешь, как рукой.
Литература.
1.Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» издательство «Просвещение» 2014год.
2. Газета «Куртамышская нива» №……..год
3.Интернет источники http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&
4. Материалы воскресной школы
5.Материалы из музея им. Томина
Приложение
Приложение 1.
Анкета
· Какие святые места нашего края вы знаете?
· Почему их называют святыми?
· В чём же их ценность?
Приложение 2.
г.Куртамыш Храм Петра и Павла
Приложение 3.
г.Курган Кафедральный собор Александра Невского
Приложение 4.
Село Чимеево. Чимеевский монастырь.Чудотворная икона и храм Казанской Божьей Матери
Чимеевская Казанская икона Божией Матери....
икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на святой горе Афон.
Чимеевский святой источник
Приложение 5.
Город Шадринск. Свято - Николаевский храм
Шадринское чудо - «удвоение» надвратной иконы Спаса Нерукотворного
Приложение 6.
село Чернавское. Церковь, во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжского
Кружевное крестильное покрывальце, собственноручно сшитое Александрой Федоровной, могло бы быть ценнейшим музейным экспонатом. А стало бесценной святыней
.
Приложение 7.
село Утятское Богоявленский храм
Приложение 8
Явленный Чудотворный образ Святителя Николая
Приложение 9
Панно «Дорога к храму», выполненное в технике оригами
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.