МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
ПРОЕКТ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
«ОГОНЬ: ДРУГ ИЛИ ВРАГ»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Разработали:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Гончарова Н.В.
.
с. Новоегорьевское
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Огонь: друг или враг?»
Тип проекта: творческий, информационно – познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Место проведения: МДОУ ДС «Колосок»
Срок реализации проекта: сентябрь – март 2017-18 гг.
Участники проекта: Воспитатели старшей группы;
ОГПС – 17 МЧС России по Алтайскому краю Егорьевский район;
Дети 5-6 лет;
Родители.
Форма представления – презентация, инсценировка сказки.
Актуальность проекта
Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи проекта:
Образовательные
· Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
· Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
· Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
· Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
· Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
· Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
· Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
· Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
· Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
· Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
· Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
· Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
· Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Основные формы реализации проекта:
· Специально организованное обучение:
НООД, направленная на социальное развитие личности;
Экскурсии в пожарную часть, разнообразные встречи с работниками пожарной охраны.
Посещение выставки игрушек, поделок и рисунков на противопожарную тему.
· Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы;
Игровые ситуации на образовательной основе;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений;
Игры: подвижные, творческие, дидактические;
Праздники и развлечения;
Просмотр мультфильмов.
Изготовление поделок из различных материалов.
· Самостоятельная деятельность:
Игры;
Продуктивная деятельность.
· Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультации, памятки;
Наглядно-текстовая информация;
Совместные мероприятия детей с родителями;
Родительское собрание.
Предполагаемые результаты:
Дети 5-6 лет:
· Пересказывают сказку, рассказ, отгадывают загадки, рассматривают и обсуждают содержание картинок, плакатов на противопожарную тему.
· Умеют пользоваться специализированными терминами, знают их значение.
· Знают значения номеров телефона 01,02,03,04.
· Знают куда выходить из горящего помещения.
· Владеют навыками осторожного обращения с огнем.
· Проявляют уважение к героической профессии «Пожарный»
· Обладают навыками правильных действий в случае пожара, осознанно выполняют правила противопожарной безопасности.
Родители:
· Проявляют активность в воспитательном процессе ДОУ.
· Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.
Педагоги:
· Пополняют методический кабинет пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами занятий, развлечений по пожарной безопасности.
· Оформляют выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Огонь: друг или враг», плакатов (сотворчество детей, родителей и воспитателей), альбомов (рисунки детей).
1. Подготовительный этап:
Срок реализации этапа: 01.09.2017г. - 07.10.2017г.
Задачи этапа:
· Создать условия для реализации проекта.
· Довести до участников проекта важность данной проблемы.
· Провести анкетирование родителей.
· Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме.
· Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности, изобразительной и
· продуктивной деятельности.
· Составить план мероприятий.
2. Основной этап:
Срок реализации этапа: 08.10.2017г. – 15.03.2018г.
Задачи этапа:
· Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми согласно темам и плану мероприятий.
3. Заключительный этап:
Срок реализации этапа: 15.03 2018 – 31.03.2018г.
Задачи этапа:
· Собрать и обработать материалы.
· Обобщить и проанализировать результаты работы в различной форме.
· Поведение итоговой диагностики.
· Презентация проекта.
Рефлексия
В результате эффективности работы по профилактики пожарной безопасности можно судить по активному участию в ней родителей как социальных партнёров образовательного процесса.
Цели и задачи, поставленные вначале работы над проектом, были реализованы в различных мероприятиях с помощью, используемых разнообразных видах деятельности, приемов, средств и формы обучения с учётом интеграции образовательных областей основной образовательной программы образовательной организации, индивидуализации и возрастных особенностей детей.
Социальное партнёрство педагогов и родителей дало возможность построить работу так, что начатый разговор с детьми в стенах дошкольной образовательной организации имел продолжение и практическое закрепление полученных знаний и умений детей в семье.
Развивающая предметно – пространственная среда
Центр безопасности
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара.
Дидактические игры: «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».
Настольно-печатные игры: «Хорошо или плохо», «Лото осторожностей», «Как избежать неприятностей», « ОБЖ – экстренные ситуации», разрезные картинки, мозаики.
Альбомы или стенды: «Опасные предметы дома», «Спичка - невеличка», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» «Береги свой дом от пожара», «Природные и погодные явления», «Будь осторожен».
Иллюстрации, плакаты: об опасных ситуациях в жизни детей.
Книги разных авторов на соответствующую тематику: Е. Хоринская "Спичка-невеличка", И. Тверабукин "Андрейкино дежурство", Б. Житков "Пожар в море", Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар"; С.Я. Маршак "Кошкин дом", Справочная литература: энциклопедии, справочники.
Детские рисунки и другие творческие работы, книжки - раскраски;
Альбомы со стихами и загадками, пословицами.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, костюмы: врача, пожарного.
Карточки с номерами телефонов служб спасения, телефон.
Информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.
Техническими средствами обучения: Телевизор. Мультимедийная установка для просмотра: мультфильмов из серии «Азбука безопасности» (смешарики), «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки и др.,
Методическое обеспечение:
1.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
2.Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
3. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2009.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2008.
5.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта,2001.
6. Методические рекомендации «Я пожарным стать хочу, пусть меня научат» г. Барнаул 1997г.
7. Интернет ресурсы.
Приложение №1
Перспективный план по реализации проекта
Этапы проекта Цели |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
1. Подготовительный этап Цель: Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию и формированию у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения. .
|
Сентябрь 1. Анкетирование родителей: «Что бы не было беды» 2. Диагностика детей. 3. Сбор и анализ литературы по данной теме. 4. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов. 5. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме. 6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. 7. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. |
Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа. Разработаны формы организации деятельности с детьми и родителями. Подобраны: видеофильмы, стихи, загадки, пословицы, художественные произведения по теме. Подготовлен демонстрационный и дидактический материал. Составлен перспективный план. Разработаны конспекты занятий, бесед, родительских собраний, развлечений. Подготовлена развивающая среда. |
2. Основной этап Цель: Создание условий для реализации проекта, развития познавательных способностей детей, усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
|
Октябрь Тема: «Что такое огонь?» Задачи: Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня. С детьми: 1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ «Привила пожарной безопасности» 2.
Беседа: «Эта спичка невеличка» 4. Чтение: С.Маршак «Сказка про спички»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял». 5.Дидактическая игра «Огнеопасные предметы» 6.Практическая деятельность: тактические учения по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара. 7. Рассказы по плакатам «Отчего бывают пожары» С родителями: 1. Консультация «Спички – не игрушка, огонь – не забава» |
Дети знают, что такое огонь, чем он опасен. Понимают для чего предназначены спички, что может случиться если они попадут безответственному человеку. Дети познакомились с различными репродукциями картин, художественной литературой по теме проекта.
Ребята знают историю создания пожарной службы. Посетили пожарную часть.
Дети участвовали в различных конкурсах и выставках. «Когда бушует стихия», «Пожарная безопасность – глазами детей». «Пожарная ярмарка 2018г.»
Разучили дидактические игры: «Школа пожарных», «Да и нет», «Огонь злой, огонь добрый», «Кошкин дом», «Мы пожарные», «Укомплектуй пожарный щит».
Выучили стихи, пословицы, поговорки. Подготовили постановку сказки для малышей «Кошкин дом».
Участвовали в изготовлении папок и альбомов: «Помните об опасности», «Пожароопасные предметы», в оформлении детского уголка «Пожарной безопасности».
Дети рассказывали и участвовали в обсуждении различных специальных ситуациях.
Ребята овладевают умением пользоваться различными электроприборами.
Знают какие средства тушения огня существуют, умеют пользоваться элементарными средствами тушения (вода, песок, мокрая тряпка.)
Дети познакомились с героической профессией «Пожарный». Проявляют уважение к героической профессии «Пожарный».
Дети знают, что такое лесной пожар и как он опасен. Подготовили инсценировку экологической сказки для показа младшим дошкольникам и родителям «Лесной пожар».
Умеют пользоваться специализированными терминами, знают их значение.
Дети ориентируются в пространстве помещения (группы, детского сада, участка).
Знают систему оповещения в детскому саду, знакомы с эвакуационными путями.
Знают значения номеров телефона 01,02,03,04.
Детьми усвоен объема знаний, который способствует формированию навыков противопожарной безопасности.
Выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.
Осознанно выполняют правила противопожарной безопасности.
Родители вовлечены в образовательный процесс. С их помощью подготовлены: презентация «Профессия пожарный», мультфильмы и видеофильмы по теме.
Альбомы, стенды: «опасные предметы», «Спичка - невеличка», «Природные и погодные явления», «Будь осторожен», карточки с номерами телефонов службы спасения.
Подготовили картотеку игр: «Огонь добрый или злой», Досуг с детьми: «Огонь – друг, огонь – враг».
Организовали и помогли провести экскурсию в пожарную часть. Родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. |
Ноябрь Тема: Немного истории. «Что такое служба пожарной безопасности» Задачи: Формировать интерес к труду пожарных; представление о действиях боевого расчета; тактике тушения пожара. С детьми: 1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ: «Профессия пожарный» 2. Экскурсия в пожарную часть «В гости к пожарным» 3. Оформление стенда по итогам экскурсии 4. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» 5. Чтение: С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» 6. Продуктивная деятельность: конкурс детских рисунков «Пожарная безопасность – глазами детей». 7. Чтобы не было пожаров. Обсуждение стихотворения И. Тарбунина «Андрейкино дежурство». 8. Дидактическая игра «Школа пожарных» С родителями: 1. Посещение семей «группы риска», с целью проведения бесед и распространения листовок по формированию пожаробезопастного поведения. 2. Памятка «Помните об опасности» 3. Папка - передвижка «Пожароопасные предметы» |
||
Декабрь Тема: «Правила пожарной безопасности» Задачи: Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры) знать первые действия и порядок действий при пожаре. С детьми: 1. Образовательная ситуация на игровой основе в форме экскурсии по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. 2. Игра «Да и нет» 3. Просмотр мультфильма «Правила безопасного поведения детей при пожаре» 4. Образовательная ситуация на игровой основе «Огонь злой, огонь добрый» 5. Продуктивная деятельность: Оформление детского уголка «Пожарной безопасности» 6. Игра «Кошкин дом» 7. Пожарная опасность квартир: знакомство с электроприборами. 8. Постановка сказки «Кошкин дом» С родителями: 1. Круглый стол совместно с сотрудниками пожарной части «Огонь – друг, огонь – враг». (Открытое родительское собрание) 2. Изготовление картотеки игр «Добрый и злой огонь» |
||
Январь Тема: «Легче чем пожар тушить - нам его предупредить» Задачи: Закрепить знание об основных требованиях пожарной безопасности; выявить уровень осознанности детьми соблюдения правил пожарной безопасности. С детьми: 1. Игра-викторина «Чтобы не было пожара!» 2. Чтение: Б.Жидков «Пожар», Л.Толстой «Пожарные собаки», К.Чуковский «Путаница» 3. Дидактические игры «Причины пожаров» 4. Практическая деятельность: создание специальных ситуаций (обыгрывание) «Действия при пожаре» 5.Просмотр мультфильма «Игры с огнём» 6. Конкурс поделок и рисунков «Пожарная ярмарка 2018г.» С родителями: 1. Конкурс стихов «Внимание - 01» 2. Конкурс поделок и рисунков «Пожарная ярмарка 2018г.» |
||
Февраль Тема: «Средства тушения огня» Задачи: Познакомить с первичными средствами тушения огня. Познакомить с пожарными машинами. С детьми: 1. Беседа «Первичные средства тушения пожара» 2. Рассказ по картинке «Потуши пожар». 3. Игры: «Мы пожарные», «Укомплектуй пожарный щит» 4. Беседа «Пожарный автомобиль и пожарное оборудование» 5. Рассматривание картин «Пожарные машины». 6. Экскурсия в пожарную часть «Средства тушения» 7. Просмотр кинофильма «Укрощение огня». 8. Экологическая сказка «Лесной пожар». (Открытый просмотр) С родителями: 1. «Родительский дневничок» - береги детей от огня. 2. Досуг с детьми и родителями: «Огонь – друг, огонь – враг». |
||
Март Тема: «Пожарный - профессия героическая» Задачи: Закрепить знания детей о профессии пожарный. Познакомить с биографиями героев – пожарных. Формировать уважение к героической профессии «Пожарный». С детьми: 1. «Слава отважным» - рассказ о героях – пожарных. 2. «Когда бушует стихия» - рисунки детей. 3. «Юные герои» - беседы о юных пожарных. С родителями: 1.Кто в пожаре виноват?» викторина – конкурс. 2. Консультация: «Что нужно сделать, чтобы не случился пожар» |
||
3. Заключительный этап Цель: Представить отчет о проделанной работе, самореализация всех участников проектов. |
Март 1. Анализ работы. 2. Итоговая диагностика. 3. Презентация проекта.
|
Проанализирована и оформления работы по теме проекта. Проведена итоговая диагностика детей. Усовершенствовался уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта. Установлены прочные связи с пожарной частью. Повышена активность родителей и детей к обеспечению противопожарной безопасности. Между педагогами и родителями достигнуто полное взаимопонимание. Подготовлена презентация по проекту и предоставлена для отчета. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.