Проект по региональному компоненту «Народные праздники Дагестана».

  • docx
  • 23.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.2 Проект по региональному компоненту.docx

Заведующий МКДОУ

 «Детский сад №2 «Ласточка»

с. Унцукуль, Унцукульский район

 

Гамзатова П. О.  __________________

 

 

 

 

2.2 Проект в подготовительной группе «Народные праздники Дагестана».    

Подготовила и провела: Магомедова Заграт Гасановна

 

 

Проект по региональному компоненту «Народные праздники Дагестана».

Актуальность.

У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется каждое мгновение. «Все течет, все меняется» – гласит пословица.

Вот только любовь к родине у каждого человека, которая начинается с родного порога отчего дома, неизменна. Эту неугасимую любовь человек проносит через всю свою жизнь. Она его согревает, поддерживает, дает уверенность, рождает мужество, отвагу…

Тематические занятия о родине, ее природе, традициях и культуре в ДОУ позволяют познакомить детей с природой родного края, его культурными ценностями, народами и традициями, а также привить любовь к родине и воспитать бережное отношение к природе.

В современном мире нарастают экологические проблемы, проблемы сохранения многообразия видов в природе. В нынешнем ритме жизни теряют ценность традиционные ремесла народов, нарушена преемственность культурных ценностей в ряду поколений. Поэтому сегодня большое внимание уделяется экологии и культуре.

С раннего детства необходимо правильно направлять детей, уделяя особенное внимание вопросам их экологического и культурно-нравственного воспитания. Тем более, что мы живем в уникальной республике, где представлены многообразные природные условия, многонациональный народ и разные религиозные концессии.

Мы – взрослые, должны быть примером детям и «сеять разумное, доброе, вечное», - как сказал мудрец, содействовать воспитанию дружбы между детьми разных национальностей, языка, религии, воспитывать граждан страны и патриотов Родины.

Но необходимо помнить, что воспитать «здоровые ячейки общества» возможно только совместными усилиями родителей и образовательных учреждений.

Занятия такого рода реализуют пункты ст. 64 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 21 дек. 2012 года о дошкольном образовании, где говорится о формировании общей культуре воспитанников, развитии нравственных и эстетических качеств, а также разностороннего развития личности.

Вид проекта: групповой, информационно-творческий.

Срок проекта: краткосрочный (двухнедельный).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель: реализовать задачи нравственно-эстетического, патриотического и экологического воспитания.

Задачи:

- выявить и укрепить знания детей о республике Дагестан,

- ознакомить детей с природными условиями республики, особенностями растительного и животного мира,

- расширить знания детей о дагестанских народах, их традиционной одежде,

- дать представление детям о народных промыслах и их исторических центрах,

- сформировать у детей любовь к родине и гордость за нее, интерес к ее культуре, бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

- создание предметно-развивающей среды,

- повышение уровня знаний детей о родине, ее природе, народах, культуре,

- сформировать чувство гордости и любви к родному краю,

- привитие чувства эстетического наслаждения от окружающей красоты,

- использование полученных знаний на следующих занятиях, в том числе по ИЗО, а также на праздничных мероприятиях и утренниках,

- заинтересованность родителей воспитывать детей в традиционной дагестанской социокультуре,

- развитие дружественной и доброжелательной среды в групповом коллективе.

Этапы проекта:

I. Подготовительный.

- Беседа с детьми об отдыхе в горных районах у родственников, их наблюдениях, о родном языке, традициях в семье и семейных праздниках.

- Чтение произведений дагестанских поэтов и писателей.

- Ознакомление с народными играми и фольклором.

- Прослушивание музыкальных произведений известных дагестанских композиторов.

- Подбор демонстрационного материала.

II. Основной.

Образовательная область. Речевое развитие:

- Беседа о родном языке.

- Чтение стихов детьми дагестанских авторов.

- Пересказ сказок дагестанских авторов.

- Составление небольших рассказов о поездке к родственникам в горные районы.

- Постановка дагестанской сказки «Ослик и теленок».

«Пословицы и поговорки народов Дагестана».

Образовательная область. Познавательное развитие:

Беседы: «Моя малая Родина»«Чем необычна наша республика»«Мастеровой Дагестан».

Цикл экскурсий по родному посёлку: школа, почта, детская поликлиника, спортивный комплекс, магазин.

Рассматривание альбомов«Достопримечательности нашего посёлка»«Достопримечательности посёлка Шамилькала».

ООД: «Да здравствует дружба народов».

Дидактические игры«Расскажи об игрушке»«Кто что делает»«Из чего и для чего?»«Найди ошибку и укрась силуэт»«Кто трудится в Дагестане»«Вот моя улица, вот мой дом родной»«Карта моего города»«Бабушкин сундучок»«Где находится памятник?»«Сложи герб из фрагментов».

Демонстрация фотоальбомов и видеоматериалов о природе Дагестана.

- Тематическое занятие «Традиционная одежда народов Дагестана».

- Демонстрация фотоальбомов, буклетов, кукол, национальных костюмов из гардероба детсада.

- Тематическое занятие «Промыслы Дагестана».

- Демонстрация изделий дагестанских умельцев, буклетов и фотоматериалов.

Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие по родному району»,

 «Аварский Театр»,

«Мы идем в музей».

Организация мини-музея «Мой Дагестан».

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие:

Лепка«Унцукульские вазы».

Рисование«Моя малая Родина».

Раскраска контуров куклы в национальной одежде.

Аппликация«Дагестанский платок».

Разучивание песен«Моя республика» муз. Шаулова, «Мой Кавказ» муз. В. Дагаева, «Дагестан - родина моя» муз. Ш. Шамхалова, «Дагестан» муз. М. Касумова.

Постановка танца «Горянки».

Образовательная область. Физическое развитие:

Дагестанские народные игры:

«Бег к реке»,

«Джигитовка»,

«Подними платок»,

«Достать шапку»,

«Выбей из круга»,

«Горный ручеек».

Показ демонстрации о дагестанских известных спортсменах.

Работа с родителями:

- Анкетирования «Традиции и обычаи моего народа».

- Беседа«Обычаи и праздники народов Дагестана».

- Совместная экскурсия в краеведческий музей.

- Создание семейного фотоальбома.

- Открытое занятие - развлечение «Дагестан – одна семья».

 

 

III. Заключительный этап.

- Оформление выставки детских поделок «Маленькие умельцы Дагестана».

- Оформление уголка «Дагестан в миниатюре».

- Праздничное мероприятие «Урожай».

Заключение:

Проектная деятельность является многофункциональной поэтапной программой, в которой реализуется основные цели и задачи воспитания дошкольника в ДОУ.

Проект на тему «Мой Дагестан» ставит перед собой не одну задачу. Его выполнение в ДОУ способствует развитию личности ребенка, его самоопределению, закладывает основы знаний об окружающей природе, особенностях родного края, его культуре и быте, учит ценить красоту и самому творить ее, быть толерантным, благоприятствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, прививает любовь к родине и бережливому отношению к живому. Данный проект построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, знания и умения.

Дагестанская тематика проекта соответствует Региональной образовательной программе ДО РД и решает все поставленные в ней задачи.

 

Список использованной литературы:

1.     Альбом-раскраска «Одежда народов Дагестана». - Махачкала, 2015.

Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. – Махачкала, 2013. – 128 с.

2.     Магомедов А. Новоселье у Ежа. – Махачкала, 2007.

3.     Магомедов А. Сказка о хитром зайце. – Махачкала, 2007.

4.     Очаг мой, Дагестан. Под. ред. Бейбутовой Г., Халимбековой М. – Махачкала, 2010.

5.     Прикладное искусство Дагестана. Комплект открыток. – Москва, 1981.

6.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под. ред. Вераксы Н. Е. и др. – М., 2014. -360

7.     Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В. и др. Региональная образовательная программа дошкольного образования республики Дагестан. – Махачкала, 2015. – 290 с.


 

8.