Заведующий МКДОУ
«Детский сад №2 «Ласточка»
с. Унцукуль, Унцукульский район
Гамзатова П. О. __________________
2.2 Проект в подготовительной группе «Народные праздники Дагестана».
Подготовила и провела: Магомедова Заграт Гасановна
Проект по региональному компоненту «Народные праздники Дагестана».
Актуальность.
У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется каждое мгновение. «Все течет, все меняется» – гласит пословица.
Вот только любовь к родине у каждого человека, которая начинается с родного порога отчего дома, неизменна. Эту неугасимую любовь человек проносит через всю свою жизнь. Она его согревает, поддерживает, дает уверенность, рождает мужество, отвагу…
Тематические занятия о родине, ее природе, традициях и культуре в ДОУ позволяют познакомить детей с природой родного края, его культурными ценностями, народами и традициями, а также привить любовь к родине и воспитать бережное отношение к природе.
В современном мире нарастают экологические проблемы, проблемы сохранения многообразия видов в природе. В нынешнем ритме жизни теряют ценность традиционные ремесла народов, нарушена преемственность культурных ценностей в ряду поколений. Поэтому сегодня большое внимание уделяется экологии и культуре.
С раннего детства необходимо правильно направлять детей, уделяя особенное внимание вопросам их экологического и культурно-нравственного воспитания. Тем более, что мы живем в уникальной республике, где представлены многообразные природные условия, многонациональный народ и разные религиозные концессии.
Мы – взрослые, должны быть примером детям и «сеять разумное, доброе, вечное», - как сказал мудрец, содействовать воспитанию дружбы между детьми разных национальностей, языка, религии, воспитывать граждан страны и патриотов Родины.
Но необходимо помнить, что воспитать «здоровые ячейки общества» возможно только совместными усилиями родителей и образовательных учреждений.
Занятия такого рода реализуют пункты ст. 64 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 21 дек. 2012 года о дошкольном образовании, где говорится о формировании общей культуре воспитанников, развитии нравственных и эстетических качеств, а также разностороннего развития личности.
Вид проекта: групповой, информационно-творческий.
Срок проекта: краткосрочный (двухнедельный).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель: реализовать задачи нравственно-эстетического, патриотического и экологического воспитания.
Задачи:
- выявить и укрепить знания детей о республике Дагестан,
- ознакомить детей с природными условиями республики, особенностями растительного и животного мира,
- расширить знания детей о дагестанских народах, их традиционной одежде,
- дать представление детям о народных промыслах и их исторических центрах,
- сформировать у детей любовь к родине и гордость за нее, интерес к ее культуре, бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание предметно-развивающей среды,
- повышение уровня знаний детей о родине, ее природе, народах, культуре,
- сформировать чувство гордости и любви к родному краю,
- привитие чувства эстетического наслаждения от окружающей красоты,
- использование полученных знаний на следующих занятиях, в том числе по ИЗО, а также на праздничных мероприятиях и утренниках,
- заинтересованность родителей воспитывать детей в традиционной дагестанской социокультуре,
- развитие дружественной и доброжелательной среды в групповом коллективе.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
- Беседа с детьми об отдыхе в горных районах у родственников, их наблюдениях, о родном языке, традициях в семье и семейных праздниках.
- Чтение произведений дагестанских поэтов и писателей.
- Ознакомление с народными играми и фольклором.
- Прослушивание музыкальных произведений известных дагестанских композиторов.
- Подбор демонстрационного материала.
II. Основной.
Образовательная область. Речевое развитие:
- Беседа о родном языке.
- Чтение стихов детьми дагестанских авторов.
- Пересказ сказок дагестанских авторов.
- Составление небольших рассказов о поездке к родственникам в горные районы.
- Постановка дагестанской сказки «Ослик и теленок».
«Пословицы и поговорки народов Дагестана».
Образовательная область. Познавательное развитие:
Беседы: «Моя малая Родина», «Чем необычна наша республика», «Мастеровой Дагестан».
Цикл экскурсий по родному посёлку: школа, почта, детская поликлиника, спортивный комплекс, магазин.
Рассматривание альбомов: «Достопримечательности нашего посёлка», «Достопримечательности посёлка Шамилькала».
ООД: «Да здравствует дружба народов».
Дидактические игры: «Расскажи об игрушке», «Кто что делает», «Из чего и для чего?», «Найди ошибку и укрась силуэт», «Кто трудится в Дагестане», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Карта моего города», «Бабушкин сундучок», «Где находится памятник?», «Сложи герб из фрагментов».
Демонстрация фотоальбомов и видеоматериалов о природе Дагестана.
- Тематическое занятие «Традиционная одежда народов Дагестана».
- Демонстрация фотоальбомов, буклетов, кукол, национальных костюмов из гардероба детсада.
- Тематическое занятие «Промыслы Дагестана».
- Демонстрация изделий дагестанских умельцев, буклетов и фотоматериалов.
Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие по родному району»,
«Аварский Театр»,
«Мы идем в музей».
Организация мини-музея «Мой Дагестан».
Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие:
Лепка: «Унцукульские вазы».
Рисование: «Моя малая Родина».
Раскраска контуров куклы в национальной одежде.
Аппликация: «Дагестанский платок».
Разучивание песен: «Моя республика» муз. Шаулова, «Мой Кавказ» муз. В. Дагаева, «Дагестан - родина моя» муз. Ш. Шамхалова, «Дагестан» муз. М. Касумова.
Постановка танца «Горянки».
Образовательная область. Физическое развитие:
Дагестанские народные игры:
«Бег к реке»,
«Джигитовка»,
«Подними платок»,
«Достать шапку»,
«Выбей из круга»,
«Горный ручеек».
Показ демонстрации о дагестанских известных спортсменах.
Работа с родителями:
- Анкетирования «Традиции и обычаи моего народа».
- Беседа: «Обычаи и праздники народов Дагестана».
- Совместная экскурсия в краеведческий музей.
- Создание семейного фотоальбома.
- Открытое занятие - развлечение «Дагестан – одна семья».
III. Заключительный этап.
- Оформление выставки детских поделок «Маленькие умельцы Дагестана».
- Оформление уголка «Дагестан в миниатюре».
- Праздничное мероприятие «Урожай».
Заключение:
Проектная деятельность является многофункциональной поэтапной программой, в которой реализуется основные цели и задачи воспитания дошкольника в ДОУ.
Проект на тему «Мой Дагестан» ставит перед собой не одну задачу. Его выполнение в ДОУ способствует развитию личности ребенка, его самоопределению, закладывает основы знаний об окружающей природе, особенностях родного края, его культуре и быте, учит ценить красоту и самому творить ее, быть толерантным, благоприятствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, прививает любовь к родине и бережливому отношению к живому. Данный проект построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, знания и умения.
Дагестанская тематика проекта соответствует Региональной образовательной программе ДО РД и решает все поставленные в ней задачи.
Список использованной литературы:
1. Альбом-раскраска «Одежда народов Дагестана». - Махачкала, 2015.
Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. – Махачкала, 2013. – 128 с.
2. Магомедов А. Новоселье у Ежа. – Махачкала, 2007.
3. Магомедов А. Сказка о хитром зайце. – Махачкала, 2007.
4. Очаг мой, Дагестан. Под. ред. Бейбутовой Г., Халимбековой М. – Махачкала, 2010.
5. Прикладное искусство Дагестана. Комплект открыток. – Москва, 1981.
6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под. ред. Вераксы Н. Е. и др. – М., 2014. -360
7. Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В. и др. Региональная образовательная программа дошкольного образования республики Дагестан. – Махачкала, 2015. – 290 с.
8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.