Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Творческий проект по технологии
«Резинка на пучок»
Японское искусство
КАНЗАШИ
Работу выполнила: Ходыкина Екатерина
ученица 8 класса МБОУ СОШ №12
Руководитель:
Волкова Ирина Юрьевна
учитель технологии
2021год
Пояснительная записка
Сегодня японское рукоделье «канзаши» начинает завоевывать все больше популярности среди мастериц ручной работы. И это вовсе не удивительно, поскольку изделия «канзаши» достаточно красивы. Мастера активно используют современные материалы и дизайнерские решения, так как эту технику можно использовать в различных областях - от украшения одежды, до аксессуаров и декора.
Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство «канзаши» становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Актуальность.
Мода - двигатель прогресса.
Многие современные девушки, следящие за модой на украшения, уже носят изделия, выполненные в технике « канзаши». Украшение причесок «канзаши» являлись красотой и полем для самовыражения, демонстрации вкуса хозяйки.
Любая девушка обладает множеством аксессуаров для волос – шпильки, заколки, невидимки, резинки или ободки. Даже самые короткие волосы будут выглядеть шикарно и необычно при использовании тонкого ободка или заколки «канзаши». Каждая девушка или женщина стремится, быть единственной и неповторимой во всем, включая моду. Каким бы не был ваш выбор, помните, что он должны максимально гармонировать с вашим обликом и прической.
Российские мастерицы быстро освоили все хитрости данного искусства. Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. «Канзаши» доступен всем потому, что ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине. Только ручная работа гарантирует обладательнице данного изделия, что оно единственное. Ручная работа очень дорого ценится и пользуется большим спросом на рынке. Я решила сделать резинку на пучок в японской технике «канзаши», очень востребованной сегодня. В своей работе я буду использовать репсовую ленту.
Цель - освоить основные приёмы выполнения «канзаши» и изготовить изделие в этой технике.
Задачи:
1.Познакомиться с возникновением техники «канзаши»
2.Освоить основные приемы выполнения техники «канзаши»
3.Изготовить проектную работу.
Искусство цумами-канзаши своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру. Традиционные «канзаши» создают из древесины самшита, сакуры, магнолии, золота, серебра, черепахового панциря, нефрита, кораллов, агата, янтаря. В древности самые дорогие экземпляры изготовляли из кости журавля. Современные «канзаши» изготавливают даже из дешевого материала, из обычного пластика. «Цумами - кандзаси» - это Национальное достояние Японии. Каждый мастер должен знать о принципах создания «кандзаси», о сочетаемости материалов и приемлемости используемых орнаментов для ношения в определённые сезоны. Вообще это украшение было и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма. Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят и классические «канзаши».
История атласной ленты берёт
начало с обычной тесьмы из растительных волокон, которая использовалась, в
основном, для вплетения в причёску. Это украшение было популярно ещё в
доисторическое время. Что подтверждают находки археологов на стоянках древнего
человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история
атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать
вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов.
Естественно, тогда атлас производился из натуральных нитей - хлопка, льна.
В Древнем Китае для этого, конечно же, использовался шёлк, да и во всех
древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты.
История их применения в каждом государстве была своя: где-то они были знаком
отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или — только мужчинами,
были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение.
Атласные ленты – один из самых известных и самых демократичных материалов для
декора, отличающийся благородством фактуры, многообразием цвета, нежностью и
красотой. Они использовались во все века и ценились даже при королевских
дворах, а цветы из них украшали наряды самых высокопоставленных особ.
Изготовление цветов – один из видов лоскутной пластики декоративно-прикладного
искусства доступный для восприятия. Это интересное и увлекательное занятие,
требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде
рукоделия нет. После второй мировой войны интерес публики ко всем видам
рукоделия стал снижаться. Кроме того, в послевоенное время мир охватила
массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. И только
совсем недавно великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к декору
шелковыми и атласными лентами. Вернулся интерес, возродились старые и
сформировались новые технологии, и это искусство вновь заблистало всеми своими
гранями.
В общем, история атласной ленты насчитывает огромное количество лет. И за всё это время она не утратила своей актуальности, привлекательности. Сейчас ленту производят как из натуральных, так и из синтетических нитей. Необычайной красоты добиваются с помощью особого способа переплетения нитей при изготовлении атласной ленты.
История даёт нам возможность проследить за тем, как изменялась мода и вкусы людей. Сейчас уже не встретишь девушку с вплетённой в косу лентами, зато при изготовлении одежды они используются всё также (если не считать того, что теперь атласные ленты прочно закрепились именно в женских нарядах, и почти совсем ушли из мужских). Также осталось неизменным их использование при декорировании интерьеров.
Используя атласные ленты для изготовления разнообразных цветов, мы можем украшать ими одежду, сумочку, обувь, ободки и заколки или сделать из них самостоятельное украшение. В нашем проекте мы это отразим.
Разновидность используемых лент в технике «канзаши»
Атласные ленты - бывают разной ширины. Самая узкая - 0,3 мм, самая широкая - 10 см, также есть 0,6 см, 1,2 см, 2,5 см, 4 см, 5 см, 8 см. Сейчас для производства атласной ленты используют не только натуральных компоненты, но и синтетические. Раньше лента производилась только с одной гладкой стороной, теперь стало возможным выпускать её двусторонней. Существуют ленты с рисунками и вышивкой, с тиснением и классические. Разнообразие цветов и оттенков, позволяет подобрать нужный цвет, без особого труда.
Репсовые ленты – один из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. Их используют для создания разнообразных украшений любых форм и размеров.Причина популярности материала объясняется его прочностью и простотой использования. Очень красивыми получаются бантики из репсовых лент, которыми можно украсить одежду, головные уборы, заколки или ободки для волос.Изготовить такие элементы декора легко, справятся даже начинающие мастерицы.
Репсовая лента – это узкая тканевая полоска с классическим полотняным плетением, изготовленная из плотного и прочного полиэстера. Ее края обрабатываются, чтобы материал не осыпался. От лент из других материалов репсовые отличаются тем, что прекрасно держат форму. С ними сможет работать даже начинающий мастер. Репсовые ленточки имеют следующие особенности:
· ширина может быть от 0,5 до 6 см;
· выпускаются в любых цветах, обычно однотонные, но может присутствовать набивной рисунок, который наносится уже после изготовления ленты;
· кромка чаще ровная, иногда перфорированная, гофрированная, с элементами дополнительного декора;
· плотность, фактура ткани, ширина и высота рубчика могут быть разными.
В основе техники хана-канзаши лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков. Мастер, используя щипчики или пинцет, берет кусочки сложенного шелка и наклеивает лепестки будущих цветов на основу. В руках мастера лепесточки оживают, превращаясь в скромные пятилепестковые цветочки или в сложные многоярусные цветы по типу хризантем, состоящие из десятков лепестков, а то и целые каскадные украшения из многочисленных подвесок и цветочных композиций.
В классической технике цумами - канзаши используется исключительно натуральный шелк, но для изготовления современных украшений, а тем более для первых экспериментов, подойдут более доступные и демократичные виды тканей, и любой синтетический клей. В своей работе я буду использовать репсовую ленту.
-репсовая лента;
-линейка;
-ножницы для вырезания заготовок;
-длинный пинцет для работы с мелкими деталями;
-иголка с ниткой для соединения лепестков;
-зажигалка или свеча для опаливания краев ленты и соединения деталей;
-фурнитура
-клей для соединения деталей .
Санитарно-гигиенические требования:
- помещение следует содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку;
- помещение должно быть достаточно освещено, иметь нужное количество осветительных ламп, свет на рабочее место должен падать с левой стороны;
- после окончания работы убрать рабочее место.
Правила безопасности при пользовании ножницами и иглами:
1. Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Для передачи ножницы следует положить на стол.
3. Хранить иглы и булавки следует в игольницах, желательно иметь магнит для поиска упавших игл и булавок.
4. Нельзя использовать погнутые или ржавые иглы и булавки.
5. Сломанные иглы и булавки следует выбрасывать только специальную емкость.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
1. При разогреве пистолета обязательно под сопло положите керамическую, стеклянную подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол;
2. Следите за тем, что, когда ставите пистолет на стол, подставка была выдвинутой. Иначе пистолет уткнется соплом в подставку или в деревянный стол и может прожечь и то и другое или повредить;
3. Не хватайте сопло или разогретый клей рукам, будет, ожег. Температура сопла и клея на его выходе из сопла, 200 градусов;
4. Не забывайте выключать пистолет из сети, после работы и даже во время работы, чтобы пистолет не перегрелся.
Наименование материала |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Репсовая ленты 40мм |
20 |
5,30 м |
110 |
Ножницы |
0 |
1б/у |
0 |
Заколка |
0 |
1 б/у |
0 |
Клеящий пистолет |
0 |
1 б/у |
0 |
Сменные карандаши для пистолета |
15 |
3шт |
45 |
Кружево |
15 |
4м |
60 |
Декоративные элементы: Шифоновые цветы Бабочка Ювелирная серединка |
8 10 8 |
5шт 1шт 1шт |
40 10 8 |
Фетр |
20 |
1лист |
20 |
Резинка эластичная |
15 |
1м |
15 |
Итого |
|
|
308 |
Всего |
|
|
308 |
Стоимость изделия составляет 308 р. Ручная работа, выполнена в единственном экземпляре.
Работая над проектом, мне удалось немного приоткрыть дверь в удивительный и загадочный мир канзаши. Узнала много нового и интересного об этой технике и создала свое изделие. Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способна преодолеть все трудности. Как гласит пословица: «Глаза страшат, а руки делают". Выполнив проект, убедилась, что нет нечего невозможного.
Считаю, что поставленная цель достигнута.
Результат работы полностью оправдал мои ожидания. Работа понравилась всем, кто ее видел: мне, моим родным, друзьям. Очень понравился внешний вид изделия, цветовое решение. Я считаю, что это украшение будет хорошо сочетаться с официальным, синим цветом школьной формы. Я собираюсь в дальнейшем изготовить банты к этой резинке. Планирую провести мастер-класс и научить своих подруг этой технике. Если и вы при виде подобного украшения ощутили что-то теплое в районе сердца или головы - значит, вас оно тронуло и у вас есть желание попробовать создать что-то подобное.
Список литературы:
• «Канзаши» Японские украшения для волос и аксессуары из ткани. Автор Хюбнер Христиане, переводчик Кайсарова Л.И., изд. Арт-родник,2014г. Серия «Золотые руки».
• Ресурсы интернета.
• http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/
• http://www.monpasie.com/ru/silkstrings/flowers/kanzashi1
• http://mypresentation.ru/presentation/chto_takoe_kanzashi_istoriya__vidy
• http://3ladies.ru/dom/hobby/kanzashi-svoimi-rukami.html
• www.bookarchive.ru/.../98338-kanzashi.html
• masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi
• www.liveinternet.ru/users/4037962/post241172255
• znayka.net/svoimi-rukami/ostalnoe/21354.html
• kanzashi-master-klass.ru/page/2
• www.magic-dom.ru
http://3ladies.ru/dom/hobby/kanzashi-svoimi-rukami.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.