Выступление на педагогическом совете
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете

Оценка 4.7
docx
27.10.2022
Выступление на педагогическом совете
Создание условий для самореализации личности рамках внеурочной деятельности.docx

Создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации в рамках внеурочной деятельности.

 

Волкова И.Ю.

Выбор профессии - важный и ответственный этап в жизни молодого человека. Выбирая профессию, человек, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. И в этом процессе безусловную помощь может оказать профориентация как система специальных мер и мероприятий в ходе профессионального самоопределения молодежи. При этом выбор профессии и профориентация - по природе своей процессы разные, хотя и однонаправленные. Первый процесс неизбежен (определяться с профессией - удел каждого члена общества) и считается «ведущим» в плане профессионального самоопределения, в то время как второй - специально организованное поддерживающее, зависимое мероприятие. Профориентация делает выбор профессии управляемым устойчивым процессом и поэтому решает вполне определенный круг задач. Она как бы расширяет пространство профессиональных «возможностей» и создает «образы» и «смысловые портреты» профессий. Напомним, что выбор профессии не обязательно сопровождается процессом профориентации, организованным в учебном заведении. Задачи профориентации могут решать родители, СМИ, любознательность ребенка, устойчивый интерес к чему-то. Профориентация помогает ученикам: выявить задатки, способности, профессиональные склонности; определить подходящий профиль обучения в старшей школе; определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования в среднем и высшем звеньях. С одной стороны, профориентация «опирается» на оценку собственных умственных и физических возможностей человека, необходимых для выполнения тех или иных работ, на наличие определенных навыков, интереса, соответствующих черт характера, наклонностей, способностей, на определенный психотип и многое другое. С другой стороны, залог успешной профориентации предопределен достоверной информацией о мире профессий, рынке труда, потребности в том или ином виде труда, содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, определен знанием о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. Профориентация прокладывает путь к выбору профессии, включая последовательную оценку и сравнение альтернатив (возможных профессий), их достоинств и недостатков по критериям, существенным для каждого профессионально определяющегося молодого человека. Результат профориентации - выбор профессии - с экономической точки зрения можно рассматривать как решение одной из важнейших экономических проблем - ограниченности трудовых ресурсов. Когда выбор профессии сделан правильно, когда молодой человек занял в экономической иерархии свое место, свою «экономическую позицию» (нишу), когда он может реализовать себя, трудиться с полной самоотдачей, эффективно, тем самым обеспечивая связи с другими экономическими агентами, то это означает рациональное размещение трудовых ресурсов, совершенствование институциональной среды экономики и дополнительные стимулы для ее развития. Профориентация должна обеспечивать «попадание» в такую экономическую позицию, такое экономическое состояние, в котором человек оказывается способен реализовать свой экономический интерес путем реализации самого себя, то есть самореализации, раскрытия своих особых черт характера, образа мышления, поведенческих навыков, воспитания и т.д. Таким образом, цель профориентации - не только профессиональное, но и личностное самоопределение, которое требует решения не только проблемы «кем быть», но и проблемы «каким быть». При этом экономическое образование напрямую не решает проблему «кем быть», но, как и все образование в целом, имеет прямое отношение к решению проблемы «каким быть». В начале 90-х годов прошлого столетия - в период становления экономического образования молодежи - в России целью экономического образования было провозглашено «овладение знаниями об экономическом устройстве общества и законах и механизмах, обусловливающих его развитие». В развитие этой цели современное экономическое образование должно «обучить методологии творческого преобразования действительности», которое в свою очередь предполагает наличие у обучающихся: экономической грамотности; экономического образа мышления; экономической культуры; основ экономической компетенции и навыков самостоятельной хозяйственной деятельности; сформированной жизненной позиции, готовности к социальной адаптации. Другими словами, «творческое преобразование действительности» зависит от целого набора необходимых личностных качеств, основанных на знании основ экономики, наблюдении за реальными событиями, пополнении индивидуального опыта самостоятельного участия в экономической деятельности. Таким образом, общие «точки соприкосновения» экономического образования и процесса профориентации лежат в плоскости решения проблемы «каким быть», подчиненной проблеме «кем быть». В этой плоскости и следует искать подходы, методы и средства, которыми располагает образование в целом (и экономическое в частности). Безусловно, установить прямую связь между экономическим образованием и профориентацией достаточно сложно. Вряд ли ученик, только-только познакомившись с экономической теорией, изучаемой в средней школе, и даже проявив к ней повышенный интерес, сразу выберет ту или иную профессию (в любой сфере деятельности). Экономическая теория и все практические аспекты ее приложения просто не дают для этого оснований, но они могут дать толчок. Экономика оперирует понятиями «труд», «рынок труда», «занятость», «потребность в труде», но никак не использует понятие «профессия». Это понятие скорее социальное, определяющее вид и специфику труда, а не экономическое в чистом виде. Безусловно, «специалист» для экономики важен, при этом, например, «строитель» или «учитель» используются только в примерах, иллюстрирующих анализ рынков труда или в связи с категорией «заработная плата». Научные концепции и принципы несложного анализа, которыми должен овладеть школьник, вряд ли в таком контексте побудят его задуматься о будущей профессии, не говоря уже о ее выборе. Экономика в чистом виде дает знания иного качества и формирует особый набор компетенций, которые могут пригодиться в будущей профессии. При этом если экономический курс содержит большой и грамотно построенный раздел «Предпринимательство», то интерес к этому виду деятельности может быть сформирован уже на этапе школьного обучения. Однако профориентацией по-прежнему в основном занимаются психологи. Они определяют наклонности и способности детей и дают им соответствующие рекомендации. Таким образом, экономическое образование имеет лишь косвенное влияние на профориентацию школьников. Просто перед экономическим образованием, как уже отмечалось, стоят иные задачи.

 Формы работы по профориентации школьников. Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой. Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Учитель часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее. К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами. Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

 Цель системы профориентационной работы - подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы - это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы и т. д. Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану: .

1.Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.

 2.Производственное содержание профессии.

3.Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.

4.Условия работы и требования профессии к человеку.

5.Санитарно - гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия. .

 6.Система подготовки к профессии.

Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии. Предметная цель для школьников - строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов: «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью». Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям. Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор. Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др. На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье. Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое - окончательный вариант». Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели. Профконсультация - это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии. Выделяют следующие этапы:

1. Подготовительный - ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.

2. Завершающая консультация - помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.

3. Уточняющая консультация - осуществляют работники колледжей, училищ и вузов. Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Формы работы по профориентации:

 Для младшего звена подойдут: Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев. .

 Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии - за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.

Для старшего звена 10-11 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик - это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?».В школе хорошо развита система кружков и секций для учащихся, проходят интересные, разнообразные, развивающие внеклассные мероприятия, многие из которых стали традиционными. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Этот выбор - занятие сложное. Нужно не только решить, на кого учиться, но и произвести сравнительный анализ различных возможностей. Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей. Одним из важнейших инструментов для правильного выбора будущей профессии является профориентация в школах. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются с развитием общества, науки и техники. Правильный выбор профессионального будущего для юноши или девушки является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Как же сориентироваться в этом многообразии выпускнику, не имеющему ещё большого жизненного опыта? Сложность социально-экономических процессов в обществе существенно сказывается и на профессиональном определении молодежи. Увеличивается число неработающей молодежи и молодежи, которая не учится, либо молодые люди, получив высшее образование, оказываются невостребованными на рынке труда. Это свидетельствует о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Примерно 70% жизни мы посвящаем работе, любимой или нелюбимой. Несоответствие профессии способностям и интересам, психологическим особенностям приводит к тому, что мы расплачиваемся за это здоровьем. Практика мировых исследований посвященных изучению проблемы выбора профессии показывает, что в этом случае увеличивается утомляемость, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск психосоматических заболеваний. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования а, именно, программа должна быть направлена в том числе и на «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда». Согласно исследованиям ученых СпбГУ, профессиональное самоопределение старшеклассников носит поверхностный характер, что ведет к ошибочному выбору профессии, к разочарованию в ней. До 40% юношей и девушек испытывают это чувство вскоре после сделанного ими выбора. Решение проблемы выбора профессии возможно только при её комплексном рассмотрении. В жизни человек не раз сталкивается с тем, что ему советуют выбрать профессию, к которой не лежит душа, или отговаривают от того, к чему она стремится. Неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. В его жизни возникают внутренние сомнения, переживания из-за нереализованных способностей. И именно школа должна помочь выпускникам сделать этот выбор осознанным и продуманным, определить какую роль играют различные школьные предметы в той или иной профессиональной сфере. Обучение, а в дальнейшем и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии, возможности и интересы человека совпадают, то профессиональный труд не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая путь развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек. Внеклассные мероприятия в жизни школьников - насколько это важно? Я даже думаю, что иногда это важнее, чем учеба. На уроках при всем «индивидуальном подходе» не всегда можно добиться ответа от ребенка (стесняется, боится насмешек, так как дефекты речи и т.д.) и многое, многое другое. Во внеклассной же работе ребенок может ощутить свою значимость, принеся рассаду цветов, как «добрые дела от класса», или, получая грамоту на общешкольной линейке в конце четверти - за сданную макулатуру. И для него это будет шаг вперед в преодолении себя, в формировании своего характера, без этого никакой речи о выборе профессии не может идти.


 

Создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации в рамках внеурочной деятельности

Создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации в рамках внеурочной деятельности

Другими словами, «творческое преобразование действительности» зависит от целого набора необходимых личностных качеств, основанных на знании основ экономики, наблюдении за реальными событиями, пополнении индивидуального опыта самостоятельного…

Другими словами, «творческое преобразование действительности» зависит от целого набора необходимых личностных качеств, основанных на знании основ экономики, наблюдении за реальными событиями, пополнении индивидуального опыта самостоятельного…

Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности

Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022