Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»
Проект познавательно - игровой по ранней профориентации «Профессии Ателье»
Краткосрочный проект в старшей группе.
Подготовила: воспитатель 12 группы Страхова Е.Л.
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Профессии Ателье»
Приоритетная образовательная область: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Образовательная область в интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Вид проекта: познавательно - игровой, краткосрочный.
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники старшей группы, родители
Продолжительность проекта: 3 недели
Ресурсное обеспечение проекта:
1. мультимедийная система;
2. наглядный материал (картинки с изображением: разных профессий, одежды, головных уборов, ателье, швейной фабрики, дома моды, рабочих инструментов; детская и кукольная одежда, ткань, игрушечная швейная машинка, нитки, ножницы, пуговицы, пластиковые иголки, шаблоны выкроек, сантиметровая лента, алгоритмы стежков);
4. методический инструментарий (познавательная литература, картотека сюжетно-ролевых, дидактических игр )
Актуальность проекта:
Актуальность в том, что недостаточная информированность детей: по отношению к людям труда, к профессиям промышленного производства, к ручному и общественно-полезному труду.
Актуальность выбранной темы - Именно в дошкольном возрасте начинается первый этап становления профессионального самоопределения, который заключается в развитии конкретно-наглядных представлений о мире профессий, создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении контактов с взрослым миром.
Цель детской профориентации в дошкольном образовании - расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней и зародить мечту попробовать свои силы в человеческой деятельности. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с профессией швеи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем. Поэтому в детском саду необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания ребенка.
Организация проекта.
1Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач работы.
Постановка проблемы заключается в том, что мы предположили, что работа занимает в жизни людей очень важное место.
В ходе обсуждения темы проекта, у детей возникли вопросы:
зачем людям нужна профессия?
а можно иметь несколько профессий?
как люди выбирают профессию?
Гипотеза исследования ( выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми) Пришли к выводу: Что любая профессия вызывает уважение. Все профессии нужные и полезные.
Цель и задачи:
Цель проекта: Познакомить детей с профессиями швейной промышленности, с некоторыми профессиональными действиями, с их профессиональным оборудованием.
Задачи проекта:
расширять и уточнять представления детей о профессии людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, гладильщик), актуализировать знания детей о профессиях модельер;
показать важность и значимость профессии швеи для других людей;
закреплять знания о процессе изготовления одежды, материале из которого она сшита;
расширять, активизировать и актуализировать словарь детей по теме «Профессия швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, портной, одежда, ткань, швейная машинка, нитки, ножницы, сантиметровая лента, кроить, шить);
закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
развивать познавательный интерес, мелкую моторику, координацию речи с движением;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
воспитывать у детей уважение к людям данной профессии.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей;
С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности;
Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Информационный материал в родительском уголке;
Создание предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации.
Для педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма;
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации;
Поиск более эффективных современных образовательных технологий.
2 Этап. Организация деятельности в рамках проекта.
Реализация мероприятий проекта осуществляется через различные виды детской деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах, во взаимодействии с родителями.
- Составление плана работы над проектом;
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, журналов связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-оформление альбомов связанных с темой «Профессии»;
-материалы для сюжетно-ролевых игр.
2 Этап. Организация деятельности в рамках проекта.
- Просмотр презентации «Ознакомление дошкольников с профессиями легкой промышленности», «Российские модельеры»;
проведение НОД на тему: «В гости к дизайнеру», аппликация «Магазин нарядного платья», рисование «Наряды для кукол», ручной труд «Моя первая пуговица», « Мои первые стежки»;
беседы на тему: «Труд – основа жизни». Обсуждение пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Знакомство с профессией Портной/швея»;
- дидактические игры: «Кто это делает?», «Кому какие инструменты нужны для работы», «Знаю все
профессии», «Угадай профессию», «Лото. Профессии», «Назови предмет, которого не хватает» «Подбери ткань», «Из чего шьют одежду». Дидактическая игра с плоскостными (бумажными) куклами;
чтение и обсуждение стихотворения К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка», Разучивание пальчиковой гимнастики «Напёрсток»;
рассматривание иллюстраций с изображением ателье, швейной фабрики, дома моды.
- составление рассказов о профессии по картинкам «Профессии в картинках»;
- сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Дизайнер», «Магазин одежды»;
выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
подвижные игры: «Краски», игра с мячом: «Что мы знаем о профессии портной»;
работа с родителями: Консультации для родителей: «Профориентация детей в дошкольном образовании»;
создание альбома «Профессия швея», «Современная мода».
- коллекция «Ткань», «Нитки», «Пуговицы».
выставка рисунков: «Профессии моих родителей»;
изготовление атрибутов к играм;
экскурсия в кабинет кастелянши детского сада;
утренник «Платье для осени»;
создание фотоотчета о работе.
3.Заключительный этап.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод о том, что воспитанники имеют представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.
Общие выводы:
С целью повышения интереса к ранней профориентации необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме, а так же продолжать внедрять в педагогическую практику технологии, направленные на про ориентационную работа с воспитанниками.
В этом году у нас запланирован проект «Профессии Ателье» стартовал наш проект с осеннего утренника. Возникла проблема нам нужен фартук для героя утренника «фартук для портного». В течении недели мы с детьми знакомились с профессиями ателье - закройщик, швея. Провели беседы, рассмотрели картинки по профессиям, сходили в гости к нашей рукодельнице-швее Татьяне Николаевне, где она показала швейную машинку и рассказала про свой труд. Дети получили и закрепили знания по профессиям.
Проект в фотолетописи.
Список используемой литературы
1.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.