«Прикоснись к природе сердцем»
Экологическое воспитание детей и подростков средствами волонтерской деятельности.
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал мотылька,
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял – прикоснуться к
Природе
можно только сердцем.
ПаволОрсаг-Гвездослав
(словацкий поэт и мыслитель)
Для каждого из нас природа – это среда существования жизни и источник всего необходимого для неё. Человека нельзя отделить от природы так же, как и природу от человека. Они тесно связаны между собой. Сознательное и бережное отношение к природе должно формироваться с детства – в семье, в детском саду, школе. Экологическое образование является одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания в дошкольном и школьном возрасте. Оно ориентировано на социализацию личности ребёнка и предполагает, прежде всего, деятельность, включающую в себя традиционные формы взаимопомощи, гражданского участия, которое осуществляется добровольно на благо общественности. Важное место в экологическом образовании Малмыжского района занимает волонтерское движение, которое направленонавоспитание у подрастающего поколения целостного экологического мировоззрения, формирование этических ценностей по отношению к природе средствами волонтерской деятельности. Актуальность «Экологического волонтёрства» состоит в том, что оно позволяет организовать последовательную целенаправленную работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения от детского сада до окончания школы, а также даёт возможность решить назревшие экологические проблемы.
Деятельность в рамках экологического направления начинается с дошкольного образования и продолжается в начальной (1-4 классы), основной (5-8 классы) и средней (9-11классы) школе. При этом целостность системы обеспечивается единством воспитательных требований, преемственностью на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей.
На этапе дошкольного образования происходит формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях.
В 1-4 классах формируется базовая национальная ценность-природа. Учащиеся получают представление о природе как среде жизнедеятельности человека, у них развивается эмоционально нравственное отношение к окружающей среде.
На этапе основного образования идёт формирование основ экологической культуры. Ученики получают практический опыт в экологической деятельности.
В средней школе происходит становление осознанного экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретается опыт эколого-направленной деятельности.
Для решения всех этих задач был разработан проект, получивший название «Прикоснись к природе сердцем».
Цель: формирование экологического мировоззрения детей на разных уровнях образования средствами волонтёрской деятельности.
Задачи проекта:
-воспитать экологическую культуру и экологическое сознание детей;
-активизировать практическую деятельность детей экологической направленности;
-сформировать у детей представления об активном и здоровом образе жизни;
-вовлечь все группы учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума;
-раскрыть потенциал волонтёрства как эффективного средства воспитания экологической культуры обучающихся.
Реализация проекта включала в себя 3 этапа.
На подготовительном этапе была создана рабочая группа по проекту, проанализирована литература и другие источники информации по данной проблеме. Поставлена цель и сформулированы задачи, определены основные формы работы и составлен план работы над проектом. Для этого был проведён Круглый стол, в работе которого принимали участие учителя и воспитатели г.Малмыжа и Малмыжского района. Творческой группой педагогов началась подготовительная работа. Были распределены обязанности участникам проекта.
На практическом этапе была составлена модель экологического воспитания детей и подростков. В модели выделено три блока: целевой, содержательный и результативный. В целевом блоке прописаны цель и задачи. В содержательном блоке заложена основная идея -экологическое воспитание детей средствами волонтёрской деятельности. Волонтёрская деятельность осуществляется по принципу «шефства» от старшей школы до дошкольников. Результатом природоохранной деятельности является повышение общей экологической культуры, улучшение экологической ситуации.
Также на практическом этапе было организовано планирование мероприятий с учетом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей воспитанников. Разработаны сценарии бесед, экологических сказок, викторин, классных часов, программ внеурочной деятельности. Организованы и проведены экологические акции, выходы в дошкольные учреждения, проведены субботники по уборке территорий и многое другое. Реализация проекта осуществляется по уровням образования начиная со средней школы. На каждом уровне образования создан свой волонтёрский отряд. В средней школе волонтёры «Молодые защитники природы» принимают активное участие в природоохранных и экологических акциях, пишут и претворяют в жизнь проекты экологической направленности, проводят классные часы и викторины, являются организаторами проведения мероприятий, праздников и акций. В основной школе «Экопатруль» принимает активное участие в природоохранных и экологических акциях, пишут водоохранные проекты, выступают в дошкольных учреждениях, проводят классные часы, викторины, интерактивные игры.Волонтёрский отряд «Эколята» в начальной школе посещают дошкольные учреждения дают представления на экологические темы, оказывают помощь в уборке территорий и дарят небольшие подарки. В детском саду создан волонтёрский отряд «Эколята-дошколята» о его работе вы подробно услышите во время работы студий.
При реализации данного проекта социальными партнёрами стали: администрация Малмыжского района и города Малмыжа, ДДТ.
На результативном этапе был проведён анализ проделанной работы, который показал, что созданная модель экологического воспитания детей и подростков средствами волонтёрской деятельности эффективна. Проект не завершён он вошёл в штатный режим и дальнейшая его реализация будет продолжена.
Своё выступление я хочу закончить словами детской писательницы Татьяны Петуховой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.