Проект
«Прикосновение к истокам»
(история и святыни Ставропольских храмов)
учитель географии, руководитель отряда милосердия
Лян Виктория Викторовна
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Проект
«Прикосновение к истокам» (история и святыни Ставропольских храмов)
Руководитель проекта: директор лицея, руководитель отряда милосердия
Участники проекта: учащиеся лицея, члены отряда милосердия «Светлый Ангел»
Срок: ежегодно
Цель: уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию в духе благочестия и христианской нравственности, любви к своему Отечеству, милосердия к ближнему, целомудрия, почитания родителей и старших, трудолюбия, бескорыстия.
Задачи:
- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе духовных заповедей, прививать нравственные ориентиры в жизни;
- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;
- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в заботе о других людях через беседы, совместную спортивную и трудовую деятельность.
Источник изменений –
ПРОТИВОРЕЧИЯ между:
• общественной потребностью в социально-активной, целостной личности, в полной мере осуществляющей самореализацию, и неумением человека в реальности актуализировать свое личностное начало;
• признанием педагогической теорией приоритета субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью содержания и методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;
• пониманием важности формирования у детей высокой нравственной культуры, патриотизма и падением нравственности населения, растерянностью в условиях расслоения современного общества.
Идея изменений:
• Использование личностно-ориентированного обучения.
• Трепетное отношение к каждому ученику как обладателю великого сокровища – святыни души.
• Изменение содержания образования.
• Наполнение образования духовными смыслами.
• Сначала воспитание – потом обучение.
• Определившись между добром и злом, душа дает разуму правильное направление.
Концепция изменений
Способы:
• Индивидуальный подход
• Исследовательская деятельность
• Нацеленность на добро
• Творческие работы
• Работа с родителями
• Сотрудничество со священнослужителями
Преимущества:
• Возможность дойти до каждого
• Пробуждение совести
• Осознанное желание учиться
Условия реализации изменений
• Беседы и экскурсии духовно-нравственного содержания
• Встречи с интересными людьми, представителями духовенства
• Краеведческая работа
• Привлечение родителей
• Личностно-профессиональный рост педагога:
• Курсы, участие в профессиональных конкурсах
• Самообразование
• Посещение уроков и внеклассных мероприятий в др. классах и школах
• Связь с РПЦ
• Работа в сфере духовного развития
• Разработка ряда мероприятий по основам православной культуры, внеклассных мероприятий духовно-нравственного содержания.
Направления работы:
Учитель:
-Открытые уроки,
- внеклассные мероприятия;
-создание презентаций по урокам, поездкам, целым темам по предметам;
-создание программ отдельных курсов;
-работа с одаренными детьми;
-публикации;
-краткосрочные проекты (по работе с одаренными детьми, по апробации новой хрестоматии);
-курсовая работа по краеведению;
-лекции для родителей.
Учащиеся:
-Конкурсы сочинений, исследовательских работ,
-публикации,
-конференции;
-участие в конкурсах разных уровней, в предметных олимпиадах (в т.ч. по Интернету);
-сбор материала для лицейских музеев;
-изучение родного края, паломнические поездки ;
-посещение и помощь в Иоанно-Мариинском монастыре;
-«творческая мастерская» (изготовление пасхальных и рождественских подарков, икон)
Ожидаемый результат:
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
- нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Пояснительная записка
Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Очевидно, это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
Реальный путь выхода из сложившейся ситуации - это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.
Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера — милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма.
При изложении материала проекта учитывались следующие особенности мировосприятия учащихся.
1. Современный мир живет по законам, далеко не всегда совпадающим с христианскими заповедями. Неизбежно в той или иной степени дети впитывают в себя этот дух времени.
2. Школа и окружение детей формирует у них, как правило, мате¬риалистический подход к вопросам бытия (например, теория Дарвина).
3. Современные старшеклассники живут в своей системе ценностей, в своем своеобразном мире, со своими законами.
4. Как правило, они не имеют опыта духовных бесед.
У детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры.
Работа над проектом призвана помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке, показать нравственные основы православного понимания мира.
Цель воспитания: Помочь учащимся задуматься о назначении человека. Показать, что без высших идеалов человеческая жизнь бессмысленна. Помочь найти смысл своей жизни и определить свое место в мире. Познакомить с христианским представлением о преображении человека и мира как цели человеческой жизни.
Задачами духовно-нравственного воспитания можно считать следующие:
•пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, граж¬данственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;
•формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;
•содействие обретению ребенком спасительного нравственно вос-требованного духовного опыта христианской позиции (самоот-верженности, любви, готовности к подвигу и несению жизненно¬го креста);
•коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ре¬бенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолю¬том, образом Божиим.
Возможна серьезная самостоятельная работа, ученики могут проводить небольшие исследования, готовить доклады. Очень хорошо вести на уроках дискуссии, обсуждения в форме диалогов. Желательна внеклассная работа, заключающаяся в совместных делах милосердия.
Специфика проекта предполагает широкое использование и создание разного рода учебно-наглядных пособий: презентаций, видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и СD-носи¬телях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни.
Прогнозируемые результаты
Выпускник лицея, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.