муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 192»
(МБДОУ д/с № 192)
ИНН 5403106947 КПП 540301001ОГРН 1025401311693
ул. Зорге, 189/1, Кировский район, город Новосибирск, Новосибирская область, 630119
тел. (383) 349-15-80, 349-15-90, 347-40-80
ds_192@edu54.ru , https://ds192nsk.ru/
Познавательно-творческий проект
Автор проекта:
Учитель-логопед
Белоножкина Олеся Александровна,
Воспитатели
Тульская Елена Михайловна
Соколенко М.А.
Новосибирск 2024
1. Паспорт проекта
Название проекта:
«Все профессии нужны, все профессии важны….»
Тип проекта: речевой, творческий, познавательный, групповой;
Вид проекта: недельный
Период реализации: с 14 октября по 18октября 2024г.
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители (законные представители)
Методы и приёмы: Игровой, методы ИКТ - технологии (наглядно-зрительный, аудио – визуальный), практический, словесный.
Формы реализации проекта: НОД, онлайн экскурсии, рассматривание картин и рисунков, просмотр развивающих программ и мультфильтмов.
База проведения: МБДОУ детский сад №192 города Новосибирска
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
2.Постановка проблемы:
1. Недостаток знаний у дошкольников о профессиях;
2. Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
3. Снижение функции семьи в передачи информации;
4. Недостаточное умение детей высказать и выразить своё впечатление, несформированность слушательской культуры.
3.Актуальность
Важным аспектом социально-коммуникативного воспитания, на данном возрастном этапе, является правильное формирование отношения к собственному труду и труду других людей, определения его роли в человеческой жизни. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми действиями, присущими какой-либо профессии.
Вначале реализации проекта был выявлен уровень знаний детей о ценности труда их родителей методом опроса. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта, чтобы помочь детям осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии ближайшего окружения и родителей (законных представителей).
ЦЕЛЬ:
Развивать у детей представление о многообразии профессий и значении труда в обществе.
ЗАДАЧИ:
1. Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
2. Расширить и уточнить представления детей о разных профессиях и соответствующих этим профессиям трудовых действии.
3. Помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии;
4. Развивать коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность.
5. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых и к людям разных профессий.
6. Вовлекать родителей (законных представителей) в проектную деятельность, с целью укрепления детско-родительских отношений.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1.Заинтересованность детей темой профессии, проявление их познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, лепят, вырезают, конструируют, играют.
Для педагогов:
- самореализация, повышение своего творческого потенциала;
- повышение компетентности в изучении данного направления, использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ).
Для родителей:
- создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями (законными представителями), педагогами, детьми;
- привлечение родителей (законных представителей), к совместной деятельности с детьми и педагогом.
- повышение компетентности родителей (законными представителями), по теме проекта.
6. Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Нормативно-правовые |
Нормативно-правовые ресурсы 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 192 с. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 192 с. 3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13. – М: УЦ Перспектива, 2013 – 76 с. 4. Микляева Н.В., Львова Л.С., Маринюк А.А., Слепцова И.Ф. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: Дошкольная организация в контексте развития системы образования. – М.: АРКТИ, 2013 – 112 с. (Управление дошкольным учреждением). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014 – 32 с. 6. Верховкина М.Е., Атарова А.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014 – 112 с. |
Материально-технические |
Для реализации проекта в группе имеется следующее ТСО: Картинки по теме, дидактические игры, оборудование, ноутбук для презентаций. Бюджет проекта: 1 тыс. рублей (изготовление игр, пополнение уголков для сюжетно-ролевых игр т.д.) |
Кадровые |
Учитель-логопед, высшей квалификационной категории – Белоножкина Олеся Александровна, воспитатель Тульская Елена Михайловна гр. № 9 |
Информационно-методические |
1. Арефьева Л.И. Лексические темы по развитию детей 4-5 лет 2. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: Детство-пресс, 2008. 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005; 6. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания» 4 альбома 7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СП.:2004.-88 с.; 8. ТкаченкоТ.А. «Легко и точно подбираем слова» Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет 9. Шорыгина Т.А. «Профессии. Какие они?», Книга для воспитателей, родителей, гувернеров, Гном и Д, Москва, 2008г. 10. Интернет – ресурс: Википедия. |
7. Основные этапы по реализации проекта
№ |
Этап |
Содержание |
Срок реализации |
1 |
Диагностико-организационный 1-й этап: подготовительный |
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, вовлечение родителей в проектную деятельность, обогащение предметно-развивающей среды для реализации проекта.-изучение литературы, подбор ресурсного и методического обеспечения: картотеки, фонотеки, пособий, игр, презентаций, разработки сценариев. |
11-14 октября
|
2 |
Деятельностный 2-й этап: основной |
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта - беседы, экскурсии по саду и знакомства со специалистами, творческая деятельность, рассматривание костюмов, инструментов и иллюстраций, чтение, рассказы детей о профессиях родителей (по мнемотаблицам, составленных родителями), проводятся дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры. |
15-17 октября 2024 г
|
3 |
Аналитико-презентационный |
Подведение итогов проекта: анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями, итоговая беседа с детьми, оформление альбома «Профессии наших родителей», оформление презентации.» Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны..» |
18 октября 2024 г |
8. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта:
- эмоционально – ценностный критерий (эмоциональный отклик, живой интерес)
- информационно – познавательный (компетентность по теме)
- действенно – практический (как применяет на практике)
- участие в мероприятиях по тематике;
9. Участники и их функции
Воспитанники: специально организованная деятельность, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная детская деятельность.
Педагоги: активная методическая работа, интеграция деятельности по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников через речевую деятельность, вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность.
Родители (законные представители) - участие в проектной и исследовательской деятельности, содействие педагогам, участие в мероприятиях ДОУ
10 Минимизация рисков
- заинтересовать родителей совместной проектной деятельностью.
- создать авторские, семейные стенгазеты, буклеты, игры и т. д.
- вовлечение родителей в оформление выставок, групповых центров по данному направлению.
11.Продукт проекта: Викторина.
12. Перспективы: Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайтах сетевых педагогических сообществ, трансляция педагогического опыта на педсовете ДОУ
Тематическое планирование по реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Дата реализации |
Ответственный |
Содержание материал |
1 |
1«Какие профессии ты знаешь», «Кем ты станешь, когда вырастешь?» 2. Виртуальная экскурсия по детскому саду
|
14 октября |
Учитель-логопед; воспитатель |
Консультации для родителей «Что почитать дома на тему проекта» Речевой материал: «Назови ласково», «Доскажи словечко», и др. Игры: «В магазине», «На кухне», «В салоне красоты» |
2 |
1.«Кем я буду когда вырасту» (рисование) 2. Дидактические игры «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Узнай по вкусу». |
15 октября |
Учитель-логопед; воспитатель |
Отгадывание загадок, потешки, поговорок, фонетические пропевки Речевой материал: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?»
|
3 |
1. Просмотр мультфильмов о профессиях. Просмотр презентации «В мир профессий». (тематическое занятие) 2. Конструирование « Ферма», «Дом» 2.Пальчиковая гимнастика «Профессии»
|
16 октября |
Учитель-логопед; воспитатель |
Чтение художественной литературы «Заходер Б. «Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица» Карпова И. «Кем быть?» (серия книг о профессиях)
Речевой материал: «Один, много», «Считаем до 5» |
4 |
«Рубаха для полицейского» (аппликация) Дидактическая игра «Кем быть?» Из предложенных картинок из детского календаря картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.
|
17 октября
18 октября |
Учитель-логопед; воспитатель |
История профессий. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит».
Речевой материал: Совместно с родителями создание мнемотаблиц «Профессии в моей семье». Викторина: «Все профессии важны….»
|
Анализ проведенной деятельности
Воспитатели: Осуществление проектной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Разработаны и проведены интегрированные занятия с детьми.
Дети: В результате проведенной работы дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов
У дошкольников сформировалось начальное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
Родители (законные представители): Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. У родителей (законных представителей) появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей; желание участвовать в жизни группы.
Список художественной литературы:
1.Аким Я. «Неумейка»
2. Барто А. «Штукатуры»
3. Заходер Б. «Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица»
4. Карпова И. «Кем быть?» (серия книг о профессиях)
5. «Кем быть? Стихи о профессиях» Библиотека начальной школы
6. Маршак С. «Почта. Пожар. Пограничники»
7. Маяковский В. «Кем быть?»
8. Михалков С. «А что у вас?», «Дядя Степа»
9. Носов Н. «Незнайка в солнечном городе»
10. Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»
11. Скарри Р. «Город добрых дел»
12. Сребицкий Г. «Четыре художника»
13. Чуковский К. «Доктор Айболит»
14. Шибарев А. «Почтовый ящик»
Повицы и поговорки о профессиях.
Профессия портной:
· Шить не будешь – портным не станешь.
· Добрый портной с запасом кроит.
· Какова пряха, такова и рубаха.
· Без топора не плотник, без иголки не портной.
· Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Профессия учитель:
· Учитель, что родитель – о добре помышляет
· Учитель в школе, что посев в поле.
· По ученику и учителя судят
· Родитель создает тело, а учитель душу.
· Почитай учителя, как родителя
Профессия повар:
· Добрый повар стоит доктора
· Повар с голода не умирает.
· Повар и духом сыт бывает.
· Не все те повара, у кого ножи долгие.
· Плохой повар любое кушанье испортит.
· Повару - первый кусок.
· Хороший повар и в бою кашу сварит.
· Кондитерское дело - не ремесло, а искусство.
Профессия доктор:
· Больному нужен врач, а голодному калач.
· Верь не болезни, а врачу.
· Если врачу не веришь – болезнь не одолеешь.
· Один хороший лекарь вылечит скорее, чем сорок плохих.
· Об искусстве лекаря судят после выздоровления.
· Где много лекарей, там много и больных.
· У врача лечись, а у умного учись.
Профессия продавец:
· Покупатель дома хвалит, а продавец – в лавке.
· Хорош продавец: копейку в ящик, да пятак за сапог.
· Продавец что стрелец: оплошного ждет.
Профессия воспитатель:
· Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.
· Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
· Детей учить – не лясы точить.
· Воспитать ребенка – не выпустить цыпленка.
· Наказывать легче, воспитывать труднее.
· К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Профессия рыбак:
· Рыбак рыбака видит из далека.
· Не всяк рыбак, кто раз рыбу поймал.
· Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать.
· Один в море не рыбак.
· Дедка рыбак – туда же и внуки глядят.
· Река рыбака уважает, на хребте своем таскает.
· Болтуна выдать по слову, а рыбака по улову.
Профессия плотник:
· Плотник топором думает.
· Не топор тешет, а плотник.
· Плотник без топора, что изба без угла.
· Плотник стукать охотник.
· Клеек да рубанок — друзья плотнику.
· Плотник и в поле работник.
· Плотника не шуба греет, а топор.
Военные профессии.
Танкист:
· Там погибнет вор-фашист, где проедет наш танкист.
· От врагов одни останки оставляют наши танки.
· В бою стоянка хуже всего для танка.
· Танк любишь — победу добудешь.
Пограничник:
· Врагов бояться — пограничником не быть.
· За пограничником — как за каменной стеной.
Моряк:
· Крепка рука у советского моряка.
· От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
· Знает враг, как дерется наш моряк.
· Морской волк во всем знает толк.
· Солдат бьет врага в поле, а моряк — в море.
· Умей быть матросом, чтобы быть адмиралом.
Профессия садовник, садовод:
· Каков сад, таковы и яблоки.
· Сад красен оградой, а лоза — виноградом.
· У хорошего садовода хороший сад.
· Хорош садовник — крупен крыжовник.
· Сады садить, так огороды городить.
Профессия пахарь, земледелец:
· Вовремя пашешь — веселей пляшешь.
· Глубже вспашешь — больше хлеба возьмешь.
· Хочешь жить счастливо, паши не лениво.
· Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
· Глубже пахать — больше хлеба видать.
· Не ленись с плужком — будешь с пирожком.
· На пашне одно знай: плуга из рук не выпускай.
· Пахать — не в дуду играть.
· Пахать — не руками махать.
· У пахаря рука черна, да хлеб бел.
Профессия пастух:
· Добрый пастух не о себе печется, о скотине.
· Без пастуха и овцы — не стадо.
· Каков пастух, таково и стадо.
· Коровы с поля — пастуху воля.
· Плохой пастух, который к волчьему вою глух.
· Пастуху дремать, так стада не видать.
Профессия мельник:
· Не все работа у мельника, а стука много.
· Мельник — не бездельник, хотя дела нет, а топор из рук нейдет.
· Не боится мельник шуму — им кормится.
· На мельника вода работает.
Профессия тракторист:
· Трактор в поле что танк в бою.
· Трактор в поле — жизнь в раздолье.
· Трактор есть — хлеба не перелезть.
· И трактор имеет характер.
· Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.
· Каков тракторист — таков и трактор.
· Хороший тракторист что артист.
· Трактор-то и глубоко дерет, да тракторист мелко берет.
· Были времена — любили гармониста, а теперь время настало — любят тракториста.
Мы лепили и играли,
И профессии изучали!
Рисовали, мечтали и узнавали,
Какие профессии есть на земле,
И как пригодиться могу я стране!!!
Приложение:1
Анкета для родителей.
«Первые шаги в профориентации дошкольников»
Уважаемые родители!
«Первые шаги в профориентации дошкольников», на которые нужно ответить, обведя кружком номер наиболее удовлетворяющего суждения:
Возраст ребенка
1. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
2. Образовательная деятельность в группе, где воспитывается Ваш ребёнок, удовлетворяет Ваши запросы к дошкольному образованию?
а) в полной мере
б) частично
в) совсем не соответствует вашим запросам
3. Беседуете ли вы со своим ребёнком о разных профессиях?
а) да
б) нет
в) стоит подумать
4. Рассказываете ли своей дочери (сыну) о своей профессии?
а) да
б) нет
Рассказываете ли своей дочери (сыну) о профессия ваших родителей?
а) да
б) нет
5. Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?
а) интересом к будущей профессии
б) своими возможностями и бюджетом семьи
в) возможностью профессионального роста и заработной платой
г) желанием помогать людям
д) желанием и возможностями своих родителей
е) продолжить семейную династию
ж) затрудняюсь ответить
з) Ваш ответ___________________________________________________________
6. К каким видам деятельности Ваш ребёнок проявляет наибольший интерес?
а) к деятельности в сфере экологии
б) к исследовательно-экспериментальной
в) к конструктивной деятельности
г) к художественно-эстетической деятельности
д) ___________________________________________________________________
7. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребёнка?_______________________________________________________________
8. С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников? ________________________________________________________________________________________
9. Вы хотите, чтобы содержание и формы образовательной деятельности в ДОУ расширяли представления ребёнка о разных профессиях?
а) да
б) считаю нецелесообразным
в) затрудняюсь ответить
10. Как Вы считаете, раннее знакомство с миром профессий поможет ребёнку в профессиональном самоопределении и скажется на его окончательном выборе профессии?
а) да, и я буду поддерживать его профессиональные стремления
б) нет, это просто плод его фантазии
в) затрудняюсь ответить
г)
11. Какие литературные произведения, по вашему мнению, помогают знакомить дошкольников с разными профессиями?__________________________________________________________
12. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами и принять активное участие в профориентации ребенка (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)? а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
г) стоит подумать
13. Нуждаетесь ли вы в дополнительной методической литературе по проблеме ранней профориентации дошкольников?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
14. Хотелось ли вам больше узнать о проблеме ранней профориентации дошкольников?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
В каких формах? ___________________________________________________________________
15. Готовы, принять участие в открытых мероприятиях, экскурсиях, праздниках, вечеров-встреч, семейных выставках, краткосрочных проектах и т.д.?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
16. Ваше мнение по проблеме ранней профориентации дошкольников_________________
Благодарим Вас за участие. Надеемся на сотрудничество!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.