«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (проект в старшей группе)
Оценка 4.9

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (проект в старшей группе)

Оценка 4.9
docx
окружающий мир +2
Детсад
20.10.2024
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»   «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (проект в старшей группе)
Проект «Юные защитники природы» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 10 дней. Он носит ком-плексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.
Юные защитники природы. Д.В.Сандзюк.docx

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное

учреждение Северного района Новосибирской области  

детский сад «Сказка»

 

Номинация:

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

 

 «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

(проект в старшей группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель: Сандзюк Дарья Валерьевна

8-913-706-09-56

vospitki@mail.ru

Руководитель организации: Крестьянова Ирина Эткаровна

 

с.Северное 2023год

 

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники: дети старшей группы (10 человек), воспитатели, родители

Срок реализации: 13 июня-26 июня

Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, флора и фауна нашего края, природное разнообразие, сбережение природного и культурного наследия.

Аннотация к проекту «Экология для дошкольников».

   В современное экологическое воспитание, с одной стороны, закладывается идея преемственности с традиционными экологическими ценностями, а с другой стороны, включаются принципы экологической этики и устойчивого развития. 

   В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете.  Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.

     Проект «Юные защитники природы» направлен на воспитание экологической культуры  детей дошкольного возраста,  рассчитан на 10 дней. Он  носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей. С помощью наших юных друзей Эколят, дети узнавали много нового и полезного.

      На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника   элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы  дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

     Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.

     С начала реализации проекта, мы с детьми наблюдали за изменениями погоды, совершали экологические прогулки по территории детского сада. Много времени уделялось познавательному чтению. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к окружающему миру.

       Проходили различные выставки детских работ, дети с родителями готовили мини-доклады о животных нашего края.

    Для развития познавательного интереса к окружающему миру мы проводили опыты и эксперименты с водой, дети узнали свойства воды, что является одним из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность дает наглядное восприятие детьми процесса взаимосвязей в природе.

    Наша работа была связана и с использованием ИКТ в образовательном процессе, т.к. мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. С помощью презентаций и видео дети расширяли свои знания об объектах живой и неживой природы. Просматривали видео о влиянии человеческой деятельности на состояние нашей планеты. Учились анализировать связь человека с природой. Что может быть  вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может  ответить нам.

            Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром.

1 этап -  организационный

1.     Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Определение актуальности и значимости проекта.

4.     Дидактическое и методическое оснащение проекта.

5.     Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта, анкетирование родителей.

Актуальность проекта: В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

       Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

       В результате наблюдений я пришла к выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении. В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.

Экологический проект является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми и родителями. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Цель проекта: Формирование у ребёнка положительного отношения к природе, её животному и растительному миру, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта:                                                                                 

для педагога:

1.     изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;

2.     создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.

для детей:

1. Формировать предпосылки экологической грамотности;

2. Дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с

 разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на земле.

4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

5. Способствовать развитию творческих способностей детей.

для родителей:

1.     способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

2.     способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Планируемые результаты проекта:

Для детей:

1.     Сформированы предпосылки экологической грамотности; 

2.     Проявляет любознательность к окружающей природе, к животному и растительному миру родного края;

3.     Следует социальным нормам поведения и правилам: желание беречь и охранять природу;

4.     Соблюдает правила безопасного поведения в природе;

5.     Развиты творческие способности детей.

Для педагогов:

1.     создана развивающая среда по теме экологического воспитания;

2.     повысился уровень компетентности в вопросах экологии.

     Работа с родителями.

-Консультация «Природа как воспитатель».

-Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».

-Организация выставки совместного творчества «Животные нашего края».

     Методы и формы реализации проекта:

- беседы;

- экспериментирование;

- продуктивная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- ручной труд;

- театрализованная деятельность, досуги, праздники;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- подвижные игры;

- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.

- взаимодействие с родителями.

Методы и формы оценки результатов:

Диагностика проводится на начальном этапе реализации проекта и в завершении проекта. Все диагностические задания были сгруппированы по трем разделам:

1.     Представления о природе родного края;

2.     Отношение к природе;

3.     Навыки и умения по охране природы.

Анализ каждого выполненного ребенком задания проводился в соответствии с баллами. Характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С.Н.Николаевой и Л.М. Маневцовой. Баллы фиксировались и далее определялся уровень сформированости. (С-сформированы знания, СФ-стадия формирования, НС-не сформировано)

                                          2 этап – основной       

План мероприятий по реализации проекта.

Дни недели

Виды деятельности в течении дня

Задачи

     День 1/2

«Будь природе другом!»

Беседа «Зачем нужно

беречь природу?»

Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость  его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Беседа «Кто такие Эколята»

 

 

 

Познакомить с Всероссийским движением юных 

экологов – защитников природы,  познакомиться с названиями четырёх героев-эколят (Тихоня, Шалун, Ёлочка, Умница).

Чтение х/л: Б. Заходер

«Про все на свете»

Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

Д/и «Хорошо - плохо»,

 «Дары природы».

Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты.

Выставка рисунков «Эколята-защитники природы»

 

День 3/4

«Вода – источник жизни»

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Работа в детской

 лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода».

Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод.

Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций.

Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года.

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик».

Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку.

Выставка рисунков

«Кому нужна вода?»

Закрепить знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете.

День 5/6

«Царство животных»

Беседа «Царство животных»;

рассматривание фотоальбома

«Животные нашего края».

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными нашего края; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес.

Чтение х/л: Д. Мамин-

Сибиряк «Лесная сказка».

Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации;

 поддерживать интерес к чтению.

Загадки, пословицы и

 поговорки о животных.

Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ.

Д/и «Чей детеныш?»

Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных.

Образные упражнения

 «Угадай, кого покажу».

Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей.

 

Выставка «Животные нашего края» (творчество детей и родителей)

Познакомить детей с дикими животными нашего края, дать представления о их образе жизни, повадках, питании, жилище, детенышах. 

 

День 7/8

«Путешествие в лес»

Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Уроки экологии».

Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах

поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к

 природе.  

Чтение х/л: Т. Шорыгин

«Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», 

И. Бродская «Упавшие листья».

Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое

 восприятие, внимание; воспитывать бережное

 отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение».

Обогащать знания детей о растениях, местах их

 произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия.

Рассматривание атласа «Царство растений»;

Образовательная ситуация

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

Пополнять знания детей о растениях; дать понятие

 «лекарственные растения» и «ядовитые растения»;

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

Показ м/ф 

«Эколята-защитники природы»

Приобщать детей к экологическим проблемам общества в целом.

Выставка рисунков «Березовая роща»

 

Экскурсия по участку детского сада

 

День 9/10

«Знатоки природы»

Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?».

Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы.

КВН «Знатоки природы».

Формировать положительное отношение к природе;

 обобщить знания детей о природных сообществах;

 продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление экологической тропы (по территории ДОУ)

Формировать познавательный интерес к миру 

природы, прививать чувство ответственности за ее 

сохранность. 

Формировать познавательную активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

Чтение Л.Есенина  «Богатства

 Земли»; загадывание загадок о природе.

Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма;

 поддерживать интерес к художественной литературе.

 

3 этап – заключительный

Диагностика. Анализ полученных данных.

Рекомендации родителям.

Итоговое мероприятие:

КВН «Знатоки природы»

Продукты проекта:

·         Картотека «Экологические сказки».

·         Альбом «Животные нашего края».

·         Альбом «Будь природе другом!» (знаки)

·         Стенд «Экологическая тропа»

Полученные результаты:

Анализ данных показал следующее:

 

Блоки

С

СФ

НС

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

По первому блоку (представления о природе родного края)

0%

60%

40%

30%

60%

10%

По второму блоку (отношение к природе)

10%

70%

50%

30%

40%

0%

По третьему блоку (навыки и умения по охране природы)

10%

50%

30%

40%

60%

10%

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в группе видна положительная динамика развития экологических представлений дошкольников. Так же есть к чему стремиться и достигать новых поставленных целей и задач.

   Перспективы: Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и организацию мероприятий в экологической направленности. Будем применять знания и умения в сохранении природного и культурного наследия человечества, разнообразия его элементов, помнить о законах природы. Развивать любознательность детей, положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других.

   Выводы: В процессе работы над проектом «Юные защитники» природы» дети не только проявили готовность в проекте, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представления о природоохранной деятельности человека, о животных нашего края, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Родители активно участвовали в работе над проектом, мы объединились общим делом, нашли общее увлечение, укрепились детско-родительские отношения. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия воспитатель-родитель.

   Заключение: Существует целый ряд экологических проблем, который диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.  

 Информационный источник:

1. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» – М.: Мозайка – Синтез, 2010;

 

2. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период» . – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;

 

3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» + CD / - СПб.: Детство-Пресс, 2001;

 

4. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;

 

5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;

 

6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015;

 

7. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011;

8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии – М.: Карапуз-дидактика, 2008;

 

10. Горбунова Г.А. «Развитие экологической культуры дошкольников» // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.;

 

11. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Вид проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: познавательно-творческий

С начала реализации проекта, мы с детьми наблюдали за изменениями погоды, совершали экологические прогулки по территории детского сада

С начала реализации проекта, мы с детьми наблюдали за изменениями погоды, совершали экологические прогулки по территории детского сада

Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта, анкетирование родителей

Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта, анкетирование родителей

Формировать предпосылки экологической грамотности; 2

Формировать предпосылки экологической грамотности; 2

Методы и формы оценки результатов:

Методы и формы оценки результатов:

Методы и формы оценки результатов:

Методы и формы оценки результатов:

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик»

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик»

День 7/8 «Путешествие в лес»

День 7/8 «Путешествие в лес»

День 7/8 «Путешествие в лес»

День 7/8 «Путешествие в лес»

Блоки С СФ НС

Блоки С СФ НС

Выводы: В процессе работы над проектом «Юные защитники» природы» дети не только проявили готовность в проекте, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их…

Выводы: В процессе работы над проектом «Юные защитники» природы» дети не только проявили готовность в проекте, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их…

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2024