Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение Северного района Новосибирской области
детский сад «Сказка»
Номинация:
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»
«ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
(проект в старшей группе)
Подготовила:
Воспитатель: Сандзюк Дарья Валерьевна
8-913-706-09-56
vospitki@mail.ru
Руководитель организации: Крестьянова Ирина Эткаровна
с.Северное 2023год
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники: дети старшей группы (10 человек), воспитатели, родители
Срок реализации: 13 июня-26 июня
Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, флора и фауна нашего края, природное разнообразие, сбережение природного и культурного наследия.
Аннотация к проекту «Экология для дошкольников».
В современное экологическое воспитание, с одной стороны, закладывается идея преемственности с традиционными экологическими ценностями, а с другой стороны, включаются принципы экологической этики и устойчивого развития.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.
Проект «Юные защитники природы» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 10 дней. Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей. С помощью наших юных друзей Эколят, дети узнавали много нового и полезного.
На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.
С начала реализации проекта, мы с детьми наблюдали за изменениями погоды, совершали экологические прогулки по территории детского сада. Много времени уделялось познавательному чтению. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к окружающему миру.
Проходили различные выставки детских работ, дети с родителями готовили мини-доклады о животных нашего края.
Для развития познавательного интереса к окружающему миру мы проводили опыты и эксперименты с водой, дети узнали свойства воды, что является одним из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность дает наглядное восприятие детьми процесса взаимосвязей в природе.
Наша работа была связана и с использованием ИКТ в образовательном процессе, т.к. мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. С помощью презентаций и видео дети расширяли свои знания об объектах живой и неживой природы. Просматривали видео о влиянии человеческой деятельности на состояние нашей планеты. Учились анализировать связь человека с природой. Что может быть вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может ответить нам.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром.
1 этап - организационный
1. Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.
2. Постановка целей и задач.
3. Определение актуальности и значимости проекта.
4. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
5. Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта, анкетирование родителей.
Актуальность проекта: В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
В результате наблюдений я пришла к выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении. В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.
Экологический проект является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми и родителями. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Цель проекта: Формирование у ребёнка положительного отношения к природе, её животному и растительному миру, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
для педагога:
1. изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
2. создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.
для детей:
1. Формировать предпосылки экологической грамотности;
2. Дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на земле.
4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей.
для родителей:
1. способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
2. способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Планируемые результаты проекта:
Для детей:
1. Сформированы предпосылки экологической грамотности;
2. Проявляет любознательность к окружающей природе, к животному и растительному миру родного края;
3. Следует социальным нормам поведения и правилам: желание беречь и охранять природу;
4. Соблюдает правила безопасного поведения в природе;
5. Развиты творческие способности детей.
Для педагогов:
1. создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
2. повысился уровень компетентности в вопросах экологии.
Работа с родителями.
-Консультация «Природа как воспитатель».
-Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
-Организация выставки совместного творчества «Животные нашего края».
Методы и формы реализации проекта:
- беседы;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ручной труд;
- театрализованная деятельность, досуги, праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- подвижные игры;
- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.
- взаимодействие с родителями.
Методы и формы оценки результатов:
Диагностика проводится на начальном этапе реализации проекта и в завершении проекта. Все диагностические задания были сгруппированы по трем разделам:
1. Представления о природе родного края;
2. Отношение к природе;
3. Навыки и умения по охране природы.
Анализ каждого выполненного ребенком задания проводился в соответствии с баллами. Характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С.Н.Николаевой и Л.М. Маневцовой. Баллы фиксировались и далее определялся уровень сформированости. (С-сформированы знания, СФ-стадия формирования, НС-не сформировано)
2 этап – основной
План мероприятий по реализации проекта.
Дни недели |
Виды деятельности в течении дня |
Задачи |
|
День 1/2 |
«Будь природе другом!» |
||
Беседа «Зачем нужно беречь природу?» |
Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе. |
||
Беседа «Кто такие Эколята»
|
Познакомить с Всероссийским движением юных экологов – защитников природы, познакомиться с названиями четырёх героев-эколят (Тихоня, Шалун, Ёлочка, Умница). |
||
Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете» |
Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес. |
||
Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы». |
Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты. |
||
Выставка рисунков «Эколята-защитники природы» |
|
||
День 3/4 |
«Вода – источник жизни» |
||
Беседа «Что мы знаем о воде?» |
Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде. |
||
Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода». |
Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод. |
||
Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций. |
Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года. |
||
П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик». |
Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку. |
||
Выставка рисунков «Кому нужна вода?» |
Закрепить знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете. |
||
День 5/6 |
«Царство животных» |
||
Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края». |
Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными нашего края; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес. |
||
Чтение х/л: Д. Мамин- Сибиряк «Лесная сказка». |
Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению. |
||
Загадки, пословицы и поговорки о животных. |
Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ. |
||
Д/и «Чей детеныш?» |
Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных. |
||
Образные упражнения «Угадай, кого покажу». |
Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей. |
||
|
Выставка «Животные нашего края» (творчество детей и родителей) |
Познакомить детей с дикими животными нашего края, дать представления о их образе жизни, повадках, питании, жилище, детенышах.
|
|
День 7/8 |
«Путешествие в лес» |
||
Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Уроки экологии». |
Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе. |
||
Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья». |
Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе. |
||
Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение». |
Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия. |
||
Рассматривание атласа «Царство растений»; Образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?». |
Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; Формировать навыки безопасного поведения в природе. |
||
Показ м/ф «Эколята-защитники природы» |
Приобщать детей к экологическим проблемам общества в целом. |
||
Выставка рисунков «Березовая роща» |
|
||
Экскурсия по участку детского сада |
|
||
День 9/10 |
«Знатоки природы» |
||
Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?». |
Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы. |
||
КВН «Знатоки природы». |
Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе. |
||
Изготовление экологической тропы (по территории ДОУ) |
Формировать познавательный интерес к миру природы, прививать чувство ответственности за ее сохранность. Формировать познавательную активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы. |
||
Чтение Л.Есенина «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе. |
Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе. |
||
3 этап – заключительный
Диагностика. Анализ полученных данных.
Рекомендации родителям.
Итоговое мероприятие:
КВН «Знатоки природы»
Продукты проекта:
· Картотека «Экологические сказки».
· Альбом «Животные нашего края».
· Альбом «Будь природе другом!» (знаки)
· Стенд «Экологическая тропа»
Полученные результаты:
Анализ данных показал следующее:
Блоки |
С |
СФ |
НС |
|||
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
|
По первому блоку (представления о природе родного края) |
0% |
60% |
40% |
30% |
60% |
10% |
По второму блоку (отношение к природе) |
10% |
70% |
50% |
30% |
40% |
0% |
По третьему блоку (навыки и умения по охране природы) |
10% |
50% |
30% |
40% |
60% |
10% |
Таким образом, можно сделать вывод, что в группе видна положительная динамика развития экологических представлений дошкольников. Так же есть к чему стремиться и достигать новых поставленных целей и задач.
Перспективы: Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и организацию мероприятий в экологической направленности. Будем применять знания и умения в сохранении природного и культурного наследия человечества, разнообразия его элементов, помнить о законах природы. Развивать любознательность детей, положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других.
Выводы: В процессе работы над проектом «Юные защитники» природы» дети не только проявили готовность в проекте, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представления о природоохранной деятельности человека, о животных нашего края, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Родители активно участвовали в работе над проектом, мы объединились общим делом, нашли общее увлечение, укрепились детско-родительские отношения. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия воспитатель-родитель.
Заключение: Существует целый ряд экологических проблем, который диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Информационный источник:
1. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» – М.: Мозайка – Синтез, 2010;
2. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период» . – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» + CD / - СПб.: Детство-Пресс, 2001;
4. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015;
7. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011;
8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии – М.: Карапуз-дидактика, 2008;
10. Горбунова Г.А. «Развитие экологической культуры дошкольников» // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.;
11. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.