« Уровень экологической культуры в семье(классе, школе, районе);»
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Экологическое образование должно быть на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения в юношеском и взрослом периодах жизни. А начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ребята, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем районе.
Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: если использовать различные формы и методы экологического воспитания школьников, это будет способствовать формированию экологической культуры личности.
Цель : обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
Задачи:
1.Рассмотреть историю возникновения экологии как науки
2. Изучить литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание"
Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества.
Каждый организм для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сегодня экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду, стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, на основе глубокого понимания законов природы, а также экологическое и нравственное сознание, формирование которого начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание человека всех возрастов и профессий. Следует отметить, что особую роль в экологическом процессе воспитания играют детские годы –в особенности младший школьный возраст.
Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. У экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Особое внимание в период обучения в начальной школе следует уделять формированию экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Исследования психологов и учёных доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении. Работая над экологическим воспитанием детей, необходимо применять современные направления развития: экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников
Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания интересно давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Ни для кого не секрет, что у младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первых и вторых классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать что-то новое. Игровая деятельность младших школьников является универсальной. Игровая деятельность расширяет кругозор младших школьников.
Вовлечение в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Важно среди традиционных мероприятий включить праздники и тематические дни («День природы», «День леса», «Лесной карнавал» и ещё). Такие мероприятия формируют активную жизненную позицию, гражданскую ответственность за судьбу родной природы. «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Не меньшей популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой совокупность традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игрыэкскурсии, в период проведения которых желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения на природе. Такие игры можно органично включать в кружковые занятия. Таким образом, игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Это положительно влияет как на уровень экологического воспитания, так и на здоровье детей.
Значит начальная школа — это важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога.
Вывод: Мы убедились, что в процессе воспитания у младших школьников ответственного отношения к природной среде необходимо сочетание эмоциональной, интеллектуальной и практической деятельности. Именно на этой основе необходимо осуществлять воспитание у детей сознательного отношения к природе. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.