Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Центр развития ребёнка - детский сад п. Искателей»
Программа
по развитию познавательных способностей
у детей младшего дошкольного возраста, посредством опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие почемучки».
Возраст обучающихся 3- 4 года,
срок реализации 1 год.
Составитель:
Саклакова Л.К.
2022 -2023год
Содержание программы
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Актуальность программы.
1.3 Цели и задачи программы.
1.4 Принципы и методы в организации познавательной деятельности.
1.5 Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел.
2.1 Перспективно - тематическое планирование
опытно-экспериментальной деятельности.
2.2 Взаимодействие с родителями.
III. Организационный раздел.
3.1 Этапы организации и проведения опытов.
3.2 Требования предъявляемые к проведению опытов
3.3 Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ.
3.4 Список используемой литературы.
I. Содержательный раздел
1.1. Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
1.2 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек» Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому, что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея программы заключается:
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, мы разработали программу кружка «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
1.3 Цели и задачи программы
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять представления о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формировать способности самостоятельного исследования предметов;
- обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
2. Развивающие:
- развивать представления о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
- совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие;
- развивать внимание и память;
3. Воспитательные:
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения следовать поручениям взрослого.
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца
4. Привлечение родителей к совместной деятельности.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на
комплексном принципе построения непрерывности процесса
поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития
поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям
применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- предполагает
реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный
подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению
готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание
условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не
передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в
процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения
доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1.5 Планируемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:
Ø Повысить уровень познавательной активности у детей.
Ø Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Ø Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Ø Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования, сформировать желание к самостоятельной исследовательской деятельности
Ø Обеспечить рост уровня любознательности, наблюдательности;
Ø активизация речи детей, пополнение словарного запаса.
Ø Научить соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ø Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
II. Содержательный раздел
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
В процессе формирования обследовательских действий детей младшего возраста необходимо решать следующие задачи:
· способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
· активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
· развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
· формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Дети 3-4 лет могут:
· Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
· Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
· Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Содержание Программы подразделяется на несколько направлений:
- Живая природа: растения и животные; строение, функции и значение частей растений; особенности строения и функции частей тела и органов; характерные особенности сезонов природы; характерные особенности, взаимосвязь живой и неживой природы эволюция растений и животных.
- Неживая природа: свойства и признаки веществ; три агрегатных состояния воды; планета Земля; космос, солнечная система, небесные тела.
- Физические явления: свет и цвет; магнетизм; электричество; звуки; тепло; движение; время.
- Человек: человек – живой организм; человек – пользователь природы.
- Рукотворный мир: предмет как таковой. Признаки, свойства, материал, роль человека; предмет - результат деятельности человека; предмет – творение человеческой мысли.
В модели реализации Программы выделяется три основных составляющих организации образовательного процесса:
1. Накопление познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность .
2. Обобщение и систематизация познавательного опыта.
3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях.
2.1 Перспективно - тематическое планирование
опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет
Сентябрь
1.«Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок,
рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы,
слипается, мокрый темнее сухого).
2. «Какие следы остаются на влажном песке?»
Цель: расширить представления детей о свойствах влажного песка оставлять следы и отпечатки, развить умение делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигуры.
Октябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в
ней растворяются вещества).
2. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Ноябрь
1. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы, развить мыслительный процесс, мелкую моторику, активировать словарь.
2. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
Декабрь
1. «Как обнаружить воздух?»
Цель: продолжить формировать представления детей о том, что воздух есть внутри человека, помочь обнаружить его.
2. «Растворимость веществ»
Цель: подвести детей к пониманию, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде
Январь
1. «Наши помошники — органы чувств»
Цель: познакомить детей с органами чувств, дать понятие, где живет эхо, как нам помогает слух, зрение, обоняние.
2. .« Как распространяется звук? Где живет эхо. Спичечный телефон. Как появляется песенка?»
Цель: Познакомить детей со способом распространения звука, с понятием «звуковые волны» Помочь понять, как возникает эхо. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
Февраль
1. «Что прячется в белых снежках?”
Цель: познакомить детей с тем, что снег содержит различные нерастворившиеся вещества путем растапливания снега и фильтрования.
2. «Как воду превратить в лед. Замерзание жидкостей. Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Март
1. «Свет повсюду. Уличные тени»
Цель: познакомить с природными источниками света ( солнце, луна, костер) и искусственными( лампа, фонарь, свеча).Помочь детям узнать, как образуется тень.
2. «Поиграем с солнышком».
Цель: Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).
Апрель
1.«Огород на окне». Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
2.«Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды» Цель: расширить представления детей о росте растений..Выделить фактор внешней среды - воду – как существенную необходимость для роста и развития семян.
Май
1. «Магнит и его свойства»
Цель: знакомить детей с магнитом, выявить способность магнита притягивать некоторые предметы, выявить прохождение магнитных сил через различные материала и вещества.
2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
2.2 Работа с родителями по экспериментально – исследовательской деятельности
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Познавательно – исследовательская деятельность, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Поэтому велика роль родителей в этой деятельности, они должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, понимать и принимать активное участие в еѐ реализации.
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
· Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
· Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
· Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях. · Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.
· Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
· Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.
Перспективный план работы по опытно- экспериментальной деятельности с родителями:
Стендовая информация. Индивидуальная работа. Активные формы работы. 1.«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
2.Беседа: «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольников».
3.Совместное создание и оснащение уголка экспериментальной деятельности.
4.Фотовыставка «Юные исследователи».
5.Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
6.«Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 7.Консультация: «Игра или экспериментирование».
8.Анкетирование родителей «Играем или экспериментируем». 9.«Экспериментирование с водой». Беседа: «Как организовать игры с водой». 10.Дни общения:«Познание окружающего мира, через экспериментирование»
11.Беседа: «Значение поисково – исследовательской деятельности для психического развития».
12.Совместное создание картотек опытов.
13.Листовки для родителей "Правила безопасности с горячими предметами" 14.Консультация «Волшебная водичка» Практикум: «Тонет? Не тонет!»
15. Консультация: “Как научить ребенка исследовать?”
16.Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».
17.Знакомство с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Картотека игр «Проводим опыты в домашних условиях».
18. Итоговое мероприятие с детьми и родителями «Мы экспериментаторы»
III. Организационный раздел.
3.1 Организационно-методическое обеспечение программы.
Организационно- педагогические условия:
Срок реализации: данная программа рассчитана на один год. Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Режим занятий: 1 раз в две недели, продолжительность – 15минут, с учётом возрастных особенностей детей 3-4 лет и по нормам САНПиН.
Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.
Структура детского экспериментирования
-постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Временной план: образовательная деятельность по экспериментированию имеет примерный план:
организационный момент — 1 минута;
мотивирующее начало деятельности — 3–4 минуты;
игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
практическая деятельность — 4–6 минут;
подведение итогов, рефлексия — 1 минута
Мониторинг уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• Экспериментирование с песком, глиной.
• Экспериментирование с водой.
• Экспериментирование с воздухом.
• Наблюдение за жизнью растений.
• Наблюдение за жизнью животных.
• Изучение органов чувств человека.
•Экспериментирование с солнечным светом •Экспериментирование с предметами.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания. - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с
ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы,
листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; - решение проблемных ситуаций;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
3.2 Развивающая предметно - пространственная среда.
Требования к материально- техническим условиям реализации
Программы включает:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Для работы по опытно – экспериментальной деятельности в группе необходимы инструменты и оборудование, которые соответствуют санитарно – гигиеническим нормам.
Организация развивающей предметно – пространственной среды по опытно-экспериментальной деятельности
· центр детского экспериментирования в группе;
· центр природы, «огород на окне» в группе;
· библиотека детской познавательной и художественной литературы в группе в соответствии с возрастными особенностями детей;
· мультимедийные презентации для детей;
· набор дидактических игр.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки т.д.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т.д. Дополнительное оборудование:
Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
3.3 Диагностика познавательно-исследовательской деятельности
детей младшего возраста (3-4 лет)
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Диагностика проводится как педагогическая, т.е. детям предлагаются диагностические задания, являющиеся типовыми, ранее реализуемыми в образовательном процессе.
При выделении показателей и определении уровня познавательно-исследовательской деятельности учитываются представленность компонентов познавательно-исследовательской деятельности, характер действий при решении поисковой задачи (мыслительных, практических), их осознанность, целенаправленность и самостоятельность.
Для проведения диагностики педагог проводит диагностические задания по каждому показателю в соответствии с инструкцией, оценивает результаты в баллах в соответствии с предложенной оценкой. Результаты диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей заносятся в протокол.
3.5. Литература
1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет».: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддъяков Н.Н. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. - М.: ТЦ СФЕРА, 2017.
3. Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ СФЕРА, 2018.
4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Е.В.Лыскова «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.--- 128с 7. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.—СПб.: Речь, 2013. --- 64С., илл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.