Доклад на тему "Игра как важнейщее средство воспитания"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Игра как важнейщее средство воспитания"

Оценка 4.6
Аудио
docx
воспитание
22.12.2022
Доклад на тему "Игра как важнейщее средство воспитания"
Доклад на тему; "Игра как важнейшее средство воспитания"
Игра как важнейшее средство воспитания.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему :

 

 

 

« Игра как важнейшее средство воспитания

младших школьников »

 

 

Учитель

нач.классов

Цораева А.Р.

 

                                               

 

         Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся  глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Игры  предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.

 

         Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

Игры для детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются и вносят в жизнь детей взрослыми.

 

Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивны и игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

 

      Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно подразделяются: на игры дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания, игры подвижные – в них совершенствуется движения, игры музыкальные – развивающие музыкальные способности. Каждому из вида игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих ценностей.

 

      Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Характер целей в игре постепенно меняется. Н.К.Крупская указывала, что «по мере развития ребенка меняется характер целей, которые ставит себе ребенок в игре». В период более ранний цели носят подражательный характер. Позднее цели получают уже смысл обдуманных, мотивированных целей.

 

      Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры.

      Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами. В творческих играх правила заключаются в самом содержании игры – в роли, в сюжете. Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются выполнения правил в интересах самого существования игры.

 

      Дети в игре проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпения при выполнении правил игры, чем при выполнении требований обычной повседневной жизни.

 

      Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысли и воображение, что связано с построение сюжета, отбором содержания, роли, с изобретательностью при создании игровой обстановки (творческие, ролевые игры), в быстрой мобилизации знаний и умений. В силу этого игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсорных, интеллектуальных, речевых.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

 

         При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения. По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

 

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

 

2. Игры, требующие воспроизведения действий.

 

3. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

 

 Некоторые исследователи делят игры на две группы:

- наглядные,

- словесные,

 

которые часто применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала.

 

 

Дидактические игры по числу участников делятся на:

 

- коллективные,

 

- групповые,

 

- индивидуальные.

 

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнований, что повышает активность детей в процессе обучения.

 

Особое место дидактической игры имеют в развитии самосознания и самооценки. Игры с пальчиками формируют представление о собственном теле, с дидактическими игрушками – позволяют увидеть результат своих действий  (собрал пирамидку и т.д.), отделить действия от предмета, а себя от своих действий.

На основе осознания результата складывается «гордость за собственные достижения». Подобные игры построены так, что позволяют ребенку самостоятельно понять: достигнута цель или нет, насколько эффективной была деятельность. На этой основе формируется самооценка и самоконтроль. Сначала последний носит предметный характер: если неправильно выбрал матрешку она не помещается в другую. Позднее возникает самоконтроль за правилами и действиями.

      Таким образом, обеспечивается становление важнейших личностных образований: усвоение норм и правил поведения, соподчинения мотивов, произвольность поведения, самооценка.

 

      ВЫВОДЫ:

      Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания.

1. Игра неразрывно связана с развитием речи детей.

2. Игра способствует развитию познавательных интересов.

3. Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.

4. Оказывает влияние на поведение ребенка.

5. Воспитывает такие чувства как: ответственности, добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.


 

Скачано с www.znanio.ru

ДОКЛАД на тему : « Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников »

ДОКЛАД на тему : « Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников »

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания

Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими

Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими

Дидактические игры по числу участников делятся на: - коллективные, - групповые, - индивидуальные

Дидактические игры по числу участников делятся на: - коллективные, - групповые, - индивидуальные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022