ГУЗ « МАРИУПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Доклад на тему:
«Условия успешной адаптации первокурсников и задачи куратора в работе с группой нового набора»
Выполнила:
куратор гр .МСР-1
ДЕНИСОВА О.В
Октябрь 2023
ВВЕДЕНИЕ.
Задачи куратора:
1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных компетенциях.
2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.
5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.
6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.
Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Основная часть доклада
Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности.
Сегодняшнему обществу необходимы специалисты, способные не только сосуществовать с окружающим миром, но и реализовывать свой внутренний потенциал в нём. Самым главным является первый год учёбы. Вчерашние школьники оказываются в новых условиях. И это не только резкая смена окружающей социальной и психологической среды, новая система обучения и методика преподавания, причем с совмещением с профессиональными предметами, но и взаимоотношения в студенческом коллективе и с преподавателями.
Именно на 1 курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, предопределяются жизненные принципы, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. Данный процесс у каждого студента проходит по-разному и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.
«Процесс адаптации личности характеризуется самоопределением ее в коллективе, обретением «своего лица», реализацией индивидуальных возможностей. Наблюдающееся во время этого периода внутреннее неприятие окружения, отчужденность от него являются показателями не адаптивности, которая может привести личность к психической дискомфортности, подавленности, тревожности и к их следствию — снижению познавательной и общественной активности студентов».
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в техникуме.
К чему же приходится привыкать нашему студенту?
1. К учебному процессу, который отличается от школьного. Поскольку наряду с общеобразовательными предметами появляются и спецдисциплины и практические занятия по профессии.
2. К новому коллективу. Приходится ломать прежние стереотипы, стиль поведения. Им необходимо самоутвердиться, не «потеряться на новом месте». Многим хочется начать жить «с чистого листа».
3. На протяжении 1-го курса каждый пытается осознать свое призвание к избранной профессии.
4. Из этой массы надо создать коллектив, сплоченный коллектив студентов, в котором будет интересно и легко учиться. Ведь все они приехали из разных городов и деревень, из разных школ города и области. Спокойный психологический климат в группе, отсутствие склок, доброжелательность друг к другу помогут нам участвовать в совместных мероприятиях, спортивных соревнованиях. А это поможет студентам быстрее адаптироваться в новом учебном заведении и в новой среде.
В решении возникающих проблем у первокурсников и создании из них коллектива роль куратора огромна.
В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности. В образовании оно появилось в конце 18 века.
В Википедии и во многих словарях — «куратор» (от лат. curator — попечитель) 1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы;
2) в некоторых учебных заведениях — преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).
Кураторство — незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.
В одном из словарей, есть такое определение слова «куратор» — «нянь». Наверное, это так. В школе эту работу выполняет классный руководитель. В колледже — куратор. Он первый человек, которому передают студента после торжественной линейки 1 сентября. И если куратор найдет общий язык со студентами, проявит себя как личность, тогда следующие 2 года будут успешными, спокойными и интересными.
Куратор группы в колледже — это призвание. Завоевать авторитет бывает нелегко. Для успешного совершенствования личности студента, куратору необходимо быть профессионалом своего дела, быть общительным, иметь позитивное отношение ко всему, быть интересным человеком, вникать в молодежные проблемы.
Работать куратором в колледже сложно, так как студенты приходят уже сформировавшимися личностями и, куратор должен строить свою работу, часто ломая стереотипы и приспосабливая ребят под свои идеалы. Куратору надо многое знать о студентах. И особенности состояния здоровья, семейные и бытовые условия их жизни, особенности характера, наклонности к отдельным предметам, курению и так далее. Процесс знакомства начинается за неделю до начала занятий.
Первая встреча с группой начинается со знакомства стехникумом. Эта экскурсия по кабинетам и мастерским, столовой и библиотеке даёт возможность детям почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день – беседа о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах курения на территории колледжа. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться очень часто.
В течение года приходиться уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студентов, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в техникуме мероприятиях.
На первом уроке после «Дня знаний» обязательно проведение анкетирования. Эта анкета помогает мне узнать у студентов имена родителей, опекунов, их телефоны, уточнить наклонности ребят, их интересы, узнать, какие обязанности они выполняли в школе. Это поможет мне к концу сентября определиться с активом группы. Ведь хороший староста в группе — такая редкость! «Правая рука» куратора поможет обеспечить на первых порах контакт со сложными ребятами. В сентябре, обычно через неделю после начала учебного года, провожу классный час «Расскажи нам о себе», где каждый студент должен рассказать о себе, своей семье, из какой он школы, чем увлекается, каковы его планы на будущее.
Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта. Индивидуальные беседы со студентами, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать студентов лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждым из них.
Важнейшую функцию в работе куратора выполняют классные часы. Именно на них, во время обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Это является важным условием эффективности адаптационного периода и воспитательного процесса в целом. Вот лишь некоторые из них: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Толерантный человек — какой он?», «Ксенофобия, экстремизм, национализм среди обучающихся студентов», «Наркомания — знак беды». Участие в акциях: «Брось сигарету, съешь конфету!», «Спасибо деду за Победу», «Милосердие», «Кто, если не я». Акции проводятся в техникуме постоянно и позволяют первокурсникам по-новому взглянуть на окружающий их мир и приобщиться к важнейшим проблемам нашей жизни. Очень помогают сплотить группу и сделать из неё коллектив различные спортивные соревнования и праздники.
Куратор должен так построить работу, чтобы участие в этих праздниках было 100 %. Необходимо составить списки участия студентов в многочисленных конкурсах, придумать форму, эмблему, оформить газету.
Совместная работа объединяет студентов и помогает раскрыть их таланты. А такие общественно — культурные мероприятия, как «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Конкурс инсценированной военной песни» предоставляет возможность студентам выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует их способностям. Такие мероприятия обеспечивают естественное вхождение в коллектив, освобождают студентов от страхов, неуверенности, создают благоприятный психологический климат.
Много времени приходится уделять куратору, чтобы привить первокурснику положительное отношение к профессии. Куратор должен (и делает это!) информировать студентов, убеждать, уговаривать, объяснять, привлекать к участию в профессиональных конкурсах, чтобы поддержать желание учиться.
Наградой куратору в конце 1 года обучения станет дружная группа — коллектив.
Выводы:
Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледж является спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива, включая заведующего по воспитательной работе, куратора, преподавателей-предметников. Мы помогаем студентам преодолеть сложности адаптации в обучении и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.
От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.
Таким образом, основная задача организации работы по адаптации студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основным принципом организации работы по адаптации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.