Цель мероприятия:
Сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимании того, что быть патриотом – это долг каждого гражданина своей страны.
Возраст участников:
Учащиеся 8-11 классов
Условия осуществления мероприятия:
1) Изучение информации по вопросам «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Чеченская война»;
2) Просмотр художественного фильма «Сестренка» (режиссер: Александр Галибин) (Ссылка на фильм:
https://www.youtube.com/redirect?event=video_description&redir_token=QUFF
LUhqbFgxQk1XTVdvUjBSbkRoNHh5a0hZYjQ5Vk5KZ3xBQ3Jtc0ttekxPT0JT
MDRzU0dCMi01VFpnbWlyWkEyV215WDhqQnFRNlRoOVNNczU0Z084QjN
ORjcwRWI0SDZPRlJGQTBPc3FFckpPZ2lVYzF2UmJiTWNXMTIxaTYxaXVz
TXNRMjB3VG83VTB4Y2xzZTlaNng5MA&q=https%3A%2F%2Fvimeo.com% 2F463716807&v=7CBkOrtBqoo );
3) Анкетирование учащихся «Каков он, патриот современной России?» (Приложение № 3);
4) Составление презентации, подбор музыки, подбор песен и видеороликов из коллекции легендарной челябинской группы «Анава», подбор документальных фильмов об Афганистане;
5) Подготовка вопросов приблизительных для учащихся (Приложение №
2);
6) Оформление большого зала МБОДО «ЦДТ г. Азнакаево»;
7) Подготовить приглашение для гостей;
8) Подготовка памятных подарков руками детей.
Перечень используемого оборудования и материалов: Компьютер, мультипроектор, музыкальная аппаратура
Описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала:
1) Встреча и регистрация участников, гостей мероприятия;
2) Выход ведущих. Небольшое вступительное слово о мужестве. Цель данного мероприятия;
3) Выступление главы района;
4) Песня в исполнении юнармейца «Кукушка»;
5) Знакомство участников с гостями мероприятия;
6) Видеоролик «Зажгите свечу»;
7) Выход ведущих. Слово об афганской войне;
8) Выступление детей о подвиге Николая Кандаурова. На экране документальный фильм об афганской войне;
9) Минута молчания;
10) Выступление гостей. Вопросы зала (Приложение №2);
11) Стих « Пусть будет мир»; 12) Итоговые слова ведущих;
13) Вручение памятных подарков гостям-афганцам;
14) Общая песня «Виват! Шурави!».
Методические советы по его организации и подведение итогов:
1. Так как в зале много народу и мероприятие по времени проходит больше часа, надо заранее подготовить чистую воду для питья и обязательно пригласить медицинского работника;
2. При подготовке памятных подарков надо заранее продумать, что подарить и подарки должны быть одинаковые. Лучше это поручить учащимся одной школы;
3. Ведущими назначить одного взрослого и одного ребенка, чтобы держать темп мероприятия;
4. Ответственными за музыкальную аппаратуру, за компьютер с проектором, за свет и т.д. нужно назначать взрослых;
5. Вопросы зала заранее подготовить и раздать. Или поговорить с детьми о том, что они хотели бы узнать и какие вопросы задать афганцам. Так как война оставила в душе многих афганцев глубокую рану, спустя 33 года многим из них тяжело вспоминать эти дни;
6. Музыкальные номера заранее отрепетировать. Слова песни
«Виват!Шурави!» раздать детям заранее.
7. Итоги этого мероприятия были определены уже по тому, как дети на одном дыхании слушали выступления ведущих, своих сверстников и гостей. Ребята еще долго не уходили и продолжали общение с гостями в зале, в фойе. Общие фотографии, селфи- все это говорило о том, что дети были заинтересованы этой встречей.
Список используемой литературы:
1.http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Fmultiurok.ru%2Ffiles%2 Fklassnyi-chas-vstrecha-s-veteranom-boevykh-
deistvi.html&key=9e8ccf503663e2e1559017a4d6b8e3cb
2.http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fprezenta ciya-dlya-klassnogo-chasa-urok-muzhestva-
1638841.html&key=a666878747be2930957b094fd3576a4c
3.http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Furok.1sept.ru%2Farticles
%2F642899&key=bfb7da0c392fe5d7bde1c2831710d56e
4.http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fscenariy
-uroka-muzhestva-posvyaschennogo-dnyu-geroev-otechestva806402.html&key=10c2407362f4cae6a419aee1ba3fd69a
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Фойе МБОДО «ЦДТ г. Азнакаево»
Звучит фоновая музыка (патриотические песни) Гостей и участников встречают ребята юнармейского движения
Азнакаевского муниципального района. Гостям вручаются цветы.
Большой зал МБОДО «ЦДТ г. Азнакаево».
На экране проецируется:
«Солдат войны не выбирает» Звучат фоновые патриотические песни.
В зале гостей и участников встречают юнармейцы и рассаживают по местам.
Звучат фанфары. На сцену выходят ведущие.
1 Ведущий: Добрый день! Здравствуйте!
В жизни всегда есть место подвигу и мужеству!
2 Ведущий: Мужество и подвиг может проявить любой человек в любой ситуации. Сегодня мы вспомним человека, который является символом мужества и гордостью нашего района, получивший звание героя за его доблесть, мужество и бесстрашие!
1 Ведущий: Уважаемые учителя, ученики и гости нашей встречи. Сегодняшняя наша встреча посвящается памяти и подвигу нашего земляка, выпускника школы № 6 г. Азнакаево, герою, награжденного медалью «За отвагу», орденом Ленина (посмертно) Николаю Петровичу Кандаурову.
2 Ведущий: Для открытия встречи слово предоставляется руководителю района.
(Выступление руководителя района)
Выступление юнармейца Р. Рудь. Песня «Кукушка»
1 Ведущий: Наша встреча собрала нас для знакомства с очень интересными людьми, которые приехали к нам из разных точек нашей большой страны: Чебоксары, Ульяновск, Сибирь, Владимир и т.д. Сейчас я хочу вам представить их. Под бурные аплодисменты стоя, приветствуем наших уважаемых гостей.
(Ведущий читает фамилии имена и отчество присутствующих гостей и называет район, откуда приехал гость)
( Показ видеоролика «Зажгите свечи»)
2 Ведущий: Всех наших гостей объединяет одно событие – война в Афганистане. Судьба наших гостей сплетается с судьбой Николая Петровича Кандаурова- нашего земляка, афганца, героя афганской войны.
Друзья, у вас сегодня есть уникальная возможность увидеть, пообщаться с сослуживцами Николая Кандаурова, задать им интересующие вас вопросы. 1 Ведущий: Прошло более тридцати лет, наладилась мирная жизнь. Наше русское воинство зорко охраняло покой нашей страны и всегда выполняло приказы. Приказ не обсуждается. Вот и дан был приказ нашей армии ввести войска в Афганистан, для поддержки афганского народа. Это произошло 12 декабря 1979 года. Не солдаты и офицеры начинали эту войну, но именно им пришлось расплачиваться. Расплачиваться самым дорогим, что есть у человека – жизнью. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, попавших на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И только через 10 лет, 15 февраля 1989 года эта бессмысленная война закончилась, и войска были выведены.
2 Ведущий: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.
1 Ведущий: Сегодня мы хотим почтить память, отдать Дань глубокого уважения Николаю Кандаурову и всем, кто погиб при исполнении воинского долга. Дабы это наш святой долг, это нужно нам, живым. Поскольку Память, честь, долг, совесть, любовь, дружба являются основным стержнем человеческой жизни.
( На экране документальный фильм об афганской войне без звука.
На сцену выходят дети.
Звучит фоновая музыка
На сцене выключается свет)
1 ребенок: Зима в горах Афганистана в том памятном 1985 году выдалась снежная…
2 ребенок: 14 декабря. Банда душманов пытались прорваться горными тропами через перевал. Завязался кровавый бой…
3 ребенок: Бой длился весь день. Оценив обстановку, командир роты вызвал к себе разведчиков и поставил перед ними задачу: разведать подступы к более выгодному рубежу, чтобы с наступлением темноты захватить его. Разведдозор, в котором был и пулемётчик Николай Кандауров, ушёл на выполнение боевого задания.
4 ребенок: Внезапно на горной тропе они встретились с душманами. Завязался бой. Десантники сражались стойко, но силы были слишком неравными, кончались боеприпасы, ранен командир разведдозора.
5 ребенок: Командование группой принял Н. Кандауров. «Всем быстро отходить!»- приказал он. «Я вас прикрою, ребята!» Николай дал пулемётную очередь, он вызвал огонь на себя.
1 ребенок: Рискуя собственной жизнью, он спасал жизнь боевых товарищей. Николай оглянулся, боевых друзей уже не видно, значит, их отход проходит нормально. Каждый из них оставил боевому другу часть своих патронов и гранат. Для жаркого боя их может не хватить.
2 ребенок: Перед атакой душманы открыли яростный огонь. Николая ранило в ногу. Каждое движение вызывало пронзительную боль, но ещё целых 15 минут, истекая кровью и теряя сознание, мужественный десантник вёл бой до последнего патрона.
3 ребенок: Кончились и гранаты. Последнюю из них он оставил для себя и окружавших его противников.
Душманы закинули автоматы на ремни и неспешно пошли к лежащему на снегу советскому воину.
4 ребенок: Вот он шевельнулся, затем повернулся на бок, попытался встать. Поднялся. Перед душманами стоял, покачиваясь от слабости, высокий, худощавый солдат.
Россыпь стрелянных гильз и трупы лежащих душманов говорили сами за себя.
Когда противники подошли вплотную, раздался оглушительный взрыв…
(На экране свеча)
2 Ведущий: Мысленно преклонимся перед мужеством и отвагой Н. Кандаурова. Почтим минутой молчания Память всех наших земляков, погибших при исполнении воинских обязанностей. Объявляется минута молчания.
(Звук метронома)
( На экране фотография Н.Кандаурова)
1 Ведущий: За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане рядовой Николай Петрович Кандауров удостоен Ордена Ленина (посмертно). 2 Ведущий: Вот краткая история о героизме нашего земляка. Ребята, перед вами сидят боевые товарищи Кандаурова. Что же они нам расскажут о себе, о боевых событиях в Афгане, о боевом товарище, о дружбе, братстве… Давайте под ваши аплодисменты слово передадим нашим уважаемым гостям. Ребята, готовим вопросы
(Выступление гостей.
Диалог с залом. Ребята задают вопросы гостям)
(Приблизительный перечень вопросов для детей. Приложение № 1)
(Выступление Зайниева Рифата
Стихотворение О. Масловой «Пусть будет мир»)
1 Ведущий: Мы не забудем подвиг наших солдат! Не для войны детей рожают мамы: Для жизни мирной, для больших свершений, Для счастья, для любви, для приключений, Для мира в мире детей рожают мамы. Мы сохраним побед великих память. Про мужество прадедов не забудем, Мы охранять покой и счастье будем Родной земли, где нас растили мамы. По жизни пронесем мы лозунг громкий: « Нам нужен мир на всей большой планете!» Под мирным небом пусть живут все дети, Пусть радуются их успехам мамы.
(На экране текст песни «Виват! Шурави!»
Дети вручают памятные подарки, сделанные своими руками
Весь зал встает и поет песню)
2 Ведущий: Как стать сильным и мужественным человеком? Преодолевайте себя. Начинайте с малого и тогда вы сможете достичь результатов, которыми будете гордиться. Займитесь спортом. Хотя бы делайте зарядку по утрам. Мужество не заключается в одной лишь физической силе, но она никогда не помешает. Контролируйте своё поведение и эмоции. Это не всегда получается, так что нужно иметь в себе силы отвечать за свои поступки. Нежелание признавать свои ошибки и просить прощения не поднимет вас ни в чьих глазах. Даже в ваших собственных.
1 Ведущий: Помогайте другим. Неважно, спасёте вы кого-нибудь от злой собаки или соберёте раскатившиеся яблоки из порвавшегося пакета. Занимайтесь саморазвитием. Найдите интересное хобби, читайте хорошие книги.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Приблизительные вопросы учащихся школ
МБОУ «СОШ № 1 г. Азнакаево»
1. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)
2. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?
3. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?
МБОУ «СОШ № 2 г. Азнакаево»
1. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?
2. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?
МБОУ «СОШ № 3 г. Азнакаево»
1. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?
2. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела?
Как влияли на настроение людей победы и поражения?
3. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.
МБОУ «Лицей № 4 г. Азнакаево»
1. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)
2. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?
Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?
МБОУ «СОШ № 5 г. Азнакаево»
1. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля — смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?
2. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?
МБОУ «СОШ № 6 г. Азнакаево»
1. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.
2. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?
МБОУ «СОШ № 7 г. Азнакаево»
1. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?
2. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.
3. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?
МБОУ «СОШ № 8 г. Азнакаево»
1. Отношения с местным населением.
2. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.
МБОУ «СОШ № 9 г. Азнакаево»
1. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?
2. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать?
Какие были развлечения? Какие песни пели?
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»
1. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?
2. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?
3. Что такое война — для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Анкета "Каков он патриот современной России"
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов, необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине
2) любовь к народу
3) любовь к своей семье, близким
4) прославление побед Родины
5) любовь к родному городу, деревне, дому
6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к национальной культуре
8) коллективный образ жизни
9) религиозная вера, которую я исповедаю
10) возрождение традиций советского государства
11) возрождение традиций российского государства
12) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
13) любовь ко всему человечеству, гуманизм
14) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
15) стремление к социальной справедливости
16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии). 4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).
5 )Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране...
патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
1) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
2) в голосовании на выборах за патриотические партии
3) в участии в деятельности патриотических организаций
4) в праздновании исторических событий и юбилеев
5) в конструктивной критике недостатков в стране
6) в работе с полной отдачей сил по своей специальности
7) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма 5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие направления патриотического воспитания?
Направления патриотического воспитания в баллах от 0 до 5
1) деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
2) фестивали, конкурсы патриотической направленности
3) военно-спортивные игры
4) литература патриотической направленности
5) выставки патриотической направленности
6) встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
7) личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
1) воспитание чувства патриотизма с детского сада;
2) оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
3) введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
4) создание патриотических кружков, организаций, клубов;
4) проведение военно-патриотических игр;
5) создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы; 6) повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
7) улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
8) поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
9) организация досуга молодёжи;
10) личный пример, примеры героев войн;
11) развитие молодёжных организаций;
12) приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
13) финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
14) создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев
7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________
8. Может ли быть патриотом человек, который;
1) Критикует власть своей страны
2) Старается избежать службы в армии
3) Не знает текста гимна своей страны
4) Равнодушен к родной природе
5) Не знает историю своей страны
6) Не ходит на выборы
7) Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
8) Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России? 1) отличаются в лучшую сторону;
2) отличаются в худшую сторону; 3) не отличаются;
4) затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1) Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)
2) Нет, не приходилось
3) Затрудняюсь ответить
а) Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? ____________________________________________________________________
_________
б) Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну? ____________________________________________________________________ _________
11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово
«Родина»?
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ___________________________
12. Считаете ли Вы себя патриотом?
1) Да
2) Нет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.