Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников
Оценка 4.6

Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
14.10.2024
Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников
Ведущим видом деятельности для учащихся является учение, поэтому нужно искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только повышению качества подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом.
Статья.docx

 

1.3.   Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников

 

Как уже говорилось ранее, ведущим видом деятельности для учащихся является учение, поэтому нужно искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только повышению качества подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом.

Педагогическая практика использует разные пути активизации. Основной из них – разнообразие методов и приемов обучения. Нужно выбирать такое   сочетание этих приемов, которое в возникшей ситуации повысит уровень учебной мотивации учащихся.

И.П. Подласый утверждал, что для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия:

- обогащать  содержание личностно- ориентированным интересным материалом;

- удовлетворять познавательные потребности и запросы учеников;

- организовывать интересное общение между детьми;

- поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

-утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;

- поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

-формировать активную самооценку своих возможностей;

- утверждать стремление к самоусовершенствованию, саморазвитию;

- использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

- заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Анализ литературы позволил выявить методы и приемы мотивации, которые можно использовать в процессе обучения младших школьников.

1.      Новизна учебного материала и характер познавательной деятельности.

Новое, еще неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное всегда привлекает  воображение и стимулирует познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное.  Использование  приемов развития критического мышления и ИКТ   позволяет организовать работу с детьми по поиску нового, неизвестного.

Целесообразно использовать следующие приемы развития критического мышления:

- прием постановки вопросов;

- инсерт (чтение текста с пометками);

- кластер

- синквейн

Раскроем содержание названных приемов.

Прием постановки вопросов

При изучении вопросов нумерации целесообразно задавать не те вопросы, которые требуют при  ответе  только некоторого напряжения  памяти (например, «какое число следует за числом 15», «какие разряды составляют класс единиц»), а вопросы, требующие анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно – более глубокого понимания материала и интереса к нему. С этой целью используют технологию «Толстый» и «тонкий» вопрос.

 

Толстый

Тонкий

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

Инсерт (чтение текста с пометками)

Эффективным методом повышения внутренней  учебной мотивации  является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает то, чего не знает, то, что хочет знать. Это также помогает понять, откуда и куда он движется в процессе обучения, учит постановке целей и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в тексте в зависимости от отношения к этой информации:

+             Я так и знал.

–             Это абсолютно ново для меня

?         Я хочу знать об этом больше.

От постановки проблемных вопросов ребенка и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению ставить вопросы  к заданиям. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные почему.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Использование приёма «Кластер» на уроках математики формирует и развивает умения выделять существенные (важные) признаки предмета, умения сравнивать несколько предметов (геометрических фигур), отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, умения сделать несложные обобщения на основе выделенных общих свойств предметов. Этот приём является одним из основных для формирования и развития мыслительных операций (анализ и синтез), а также умения строить обоснованные (логичные) рассуждения.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика.  

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 Этот прием универсальный. Он нравится всем учащимся. Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

 

2.      Практическая значимость и польза для самих обучающихся.

 Зададимся вопросом: зачем ученику овладевать знаниями? Школьники  все меньше убеждаются в том, что они нужны "для общего образования" или, что они просто "обязаны" учиться! Учитель должен помнить, что более  интересно полезное и актуальное,  и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе.

3.Противоречивость материала.

Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из  педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.

4.Оценка.

Влияние оценки может быть двояким. Либо полученная отметка стимулирует ученика на более  упорное и успешное овладение знаниями. Либо, если невысокая оценка повторяется и приводит к каким-то санкциям родителей, учителей, насмешкам товарищей, отбивает желание учиться. Очень важно, как она подаётся, как используется, какая деятельность и какие отношения вокруг этой оценки и этого ученика складываются. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.

5.Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем,  и самим учеником. Создавать атмосферу комфорта и ситуации успеха позволяет использование здоровье сберегающих  технологий.

6.Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Но самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность. 

 


 

Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников

Методы и приемы формирования учебной мотивации младших школьников

Анализ литературы позволил выявить методы и приемы мотивации, которые можно использовать в процессе обучения младших школьников

Анализ литературы позволил выявить методы и приемы мотивации, которые можно использовать в процессе обучения младших школьников

Объясните почему….? Почему вы думаете…

Объясните почему….? Почему вы думаете…

Использование приёма «Кластер» на уроках математики формирует и развивает умения выделять существенные (важные) признаки предмета, умения сравнивать несколько предметов (геометрических фигур), отмечая при этом сходные…

Использование приёма «Кластер» на уроках математики формирует и развивает умения выделять существенные (важные) признаки предмета, умения сравнивать несколько предметов (геометрических фигур), отмечая при этом сходные…

Противоречивость материала.

Противоречивость материала.

самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность.

самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024