Аттестационное задание N2 2
Какой должна быть современная учебная программа? Разработайте проект учебной программы элективного курса.
Выполнила Солодкова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы,
МКОУ Кондинская СОШ
Пояснительная записка
Современная учебная программа должна учитывать интересы и потребности учеников, так как интерес положительно влияет на все психические процессы и функции. Обучение становится эффективным, когда оно опирается на имеющийся опыт, а задача педагога - помочь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, готовая к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современная программа должна учитывать требования ФГОС и соответствовать основным задачам развития образования в регионе. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, одним из которых является проектно-исследовательская деятельность. Организация проектно-исследовательской деятельности способствует повышению эффективности учебного процесса, развивает исследовательские умения, которые способствуют развитию личности ученика, дает возможность заложить механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания.
Предлагаю программу элективного курса по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Проектная деятельность», которая может реализовываться в рамках внеурочной деятельности.
Проект программы элективного курса
«Проектная деятельность»
Пояснительная записка
ФГОС нового поколения требует применения в образовательном процессе технологий, в основе которых лежит деятельностный подход. Современные образовательные программы основного общего образования включают проектно-исследовательскую деятельность в содержание учебной деятельности и различных курсов внеурочной деятельности. Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Научно-исследовательская и проектная деятельность способствует самоопределению школьников. Формированию умений и навыков постановки проблемы и цели, поиску и выделению необходимой информации, становлению сотрудничества учащихся с учителем и сверстниками. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Научно-исследовательская деятельность позволяет повысить интерес к предмету, обеспечить высокий уровень подготовки, способствует достижению метапредметных результатов обучения. Элективный курс поможет учащимся грамотно выполнить и защитить научно-исследовательскую работу, знания, умения и навыки, необходимые для организации проектной деятельности, станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на новой ступени образования. Цель курса:
формирование исследовательских умений для развития творческой личности, ее самореализации и самоопределения.
Задачи:
Развивать познавательную активность, мотивацию к проектноисследовательской деятельности Обучить планированию
Формировать навыки сбора информации
Развивать умение анализа и аргументации
Научить работать с источниками информации
Научить культуре выступления
Программа включает в следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика курса, планируемые результаты , содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, используемая литература.
Программа создана в соответствии Федеральным государственным стандартом основного общего образования, с учебным планом МКОУ Кондинская СОШ, Программой школы, муниципальной программой Кондинского района. Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 7 класса (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: занятия проводятся в учебном кабинете, в музее, в библиотеке. Проектно-исследовательская деятельность включает проведение экскурсий, заседание круглого стола, индивидуальное и групповое исследование (проект)
Использование технологий: проблемное обучение, технология критического мышления, технология учебного диалога, ИКТ, технология проектноисследовательского обучения
Методы: беседа, практическая работа, эксперимент, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, проектов.
Методы контроля: защита исследовательских работ, конференция. Участие в конкурсах исследовательских работ
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
З. Уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому совершенствованию.
1. Способность самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
З. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные:
1. Умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы.
2. Определять цели и задачи проектной и исследовательской деятельности.
З. Способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, пользоваться ресурсами Интернета.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации.
5. Умение грамотно цитировать источники информации, оформлять ссылки. 6. Формирование навыка смыслового чтения, выделения нужной информации из текстов разных видов.
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. З. Умение выступать перед аудиторией с докладом, рефератом. Участие в обсуждениях актуальных тем, используя приемы аргументации и объяснения своей позиции.
1. Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, критически оценивать прочитанное на уровне интеллектуального осмысления.
2. Совершенствование навыков составления плана текста, конспектирования, цитирования источников информации. Содержание учебного курса
Тема 1 Введение. Научные исследования и наша жизнь (беседа). — 1 час Тема 2 Формы индивидуальной работы (текстовые, презентации, видеофильмы и т.д.). Мотивы деятельности и значимость работы — (1 час) Тема З Проект и его виды. Знакомство с видами проекта — 1 час
Тема 4 Этапы работы. Критерии оценки. Как выбрать друга по интересам— час
Тема 5 Тема, цель, задачи, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическое занятие Определение темы, предмета, объекта. (2 часа)
Тема 1 Источники информации. Список литературы. Способы получения и переработки информации — (1 час)
Тема 2 Конспектирование. Виды и приемы конспектирования. Основные логические операции. Выделение главного и второстепенного — (1 час)
Тема З Использование научной терминологии, основные понятия, сведения.
Практическое занятие. Отбор нужных сведений — (1 час)
Тема 1 Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы — (2 часа)
Тема 2 Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме — (2 часа)
Тема З Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учиться правильно записывать литературу, используемую в проекте. — 4 часа Раздел 4 Исследовательская деятельность (6 часов)
Тема 1 Направления исследования. Терминология. Содержание, написание, оформление. Определение предмета исследования в проекте. — (1 час) Тема 2 Структура исследовательской работы. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности — (2 часа)
Тема З Методы исследования. Требования к оформлению. — (1 час) Тема 4 Результаты экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. — (1 час) Практическое занятие Составление графиков, схем. Тема 5 Отзыв. Рецензия. — (1 час)
Тема 1. Ораторское искусство. Как сделать сообщение о результатах исследования.
Тема 2 Структура публичного выступления, Главные условия успеха публичного выступления. Личностные качества докладчика. — (2 часа)
Тема 4 Презентация результатов исследования. Создание презентаций — (2 часа)
Тема 1 Подготовка к защите — (1 час)
Тема 2 Защита научно-исследовательских работ— (2 часа)
Тема З Анализ проектной деятельности — (1 час)
|
Раздел |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
||||
1 |
Особенности и структура проекта |
Введение. Научные исследования и наша жизнь. |
|
|
||||
2 |
Фо мы индивид альной аботы |
1 |
|
|||||
|
П оект и его виды |
1 |
|
|||||
4 |
Этапы аботы. К ите ии оценки |
1 |
|
|||||
5 6 |
Тема, цель, задачи, актуальность темы |
2 |
|
|||||
7 |
Источники информации |
Источники ин о МщИИ |
1 |
|
||||
8 |
Использование научной терминологии, основные понятия, сведения. П актическое занятие |
1 |
|
|||||
9 10 |
Работа над проектом |
Включение в проектную деятельность в группе или индиви ально |
2 |
|
||||
11 12 |
Выбор формы реализации п оекта |
2 |
|
|||||
13 14 15 16 |
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Правильное оформление. |
4 |
|
|||||
17 |
Исследование |
Нап авления исследования |
1 |
|
||||
18 |
|
с |
|
а исследовательской |
2 |
|
||
19 |
|
аботы |
|
|
||||
20 |
|
Методы исследования |
1 |
|
||||
21 |
Результаты экспериментальной аботы |
1 |
|
|||||
22 |
Отзыв. Рецензия |
1 |
|
|||||
23 24 |
Публичное выступление |
Ораторское искусство. Как сделать сообщение о ез льтатах исследования. |
2 |
|
||||
25 26 |
Структура публичного выс ления |
2 |
|
|||||
27 28 |
Аргументация. Приемы доказательств |
2 |
|
|||||
29 30 |
Презентация результатов исследования |
2 |
|
|||||
31 |
Защита научноисследовательских работ |
Подготовка к защите |
|
|
||||
32 33 |
Защита научноисследовательских абот |
2 |
|
|||||
34 |
Анализ |
оектной деятельности |
1 |
|
||||
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
Министерство образования и науки Р.Ф. - М.: Просвещение 2010.
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- М.:
Просвещение, 2012, УМК по литературе под ред.В.Ф.Чертова.
З. Роготнева А.В., Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований Фгос : метод.пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 120
4.Байбородова Л.В., Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013
5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5—9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
6. Основы проектной деятельности» школьника Голуб Г.В, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. Проф. ЕЛ. Когана. — Самара: Учебная литература, 2009 8. Ресурсы интернета
Компьютер (с подключением к сети Интернет)
Мульти еди е ый проектор
Подпись Расшифровка подписи
2019 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.