Проект «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника»
Оценка 4.6

Проект «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа
1 кл—4 кл
16.04.2020
Проект «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника»
Современное российское общество ориентирует педагога не только на развитие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала младших школьников, но и на формирование у них умения критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания, преодолевать трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Как повысить эффективность работы педагога по достижению этих результатов? Как минимизировать риски эмоционального дискомфорта в освоении детьми социальной роли "ученика"? На мой взгляд, это создание атмосферы психологического комфорта на уроке.
ПРОЕКТ.docx

 

 

Название проекта

 

«Психологический комфорт на уроке

как условие развития личности младшего школьника»

 

«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».

В.А. Караковский

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Автор проекта

Стрижакова Ксения Александровна, учитель начальных классов МОУ СШ № 56.

Исполнители 

Учитель начальных классов, учащиеся, их родители.

Возраст детей

Учащиеся начальных классов

   Продолжительность

проектной

деятельности

Краткосрочный  проект – 1 год

 

   

Обоснование  

 актуальности

проекта

В Конвенции ООН о правах ребенка (1989) ст. 28.2 и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.34. подчёркивается, что учащимся должны быть созданы условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи.

Современное российское общество ориентирует педагога не только на развитие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала младших школьников, но и на формирование у них умения критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания, преодолевать трудности, с которыми им приходится сталкиваться.

Как повысить эффективность работы педагога по достижению этих результатов? Как минимизировать риски эмоционального дискомфорта в освоении детьми социальной роли "ученика"?  На мой взгляд, это создание атмосферы психологического комфорта на уроке.

 

Одной из проблем в обучении современного младшего школьника, которую мне, как молодому учителю, пришлось решать на практике в 1А классе, это психологический дискомфорт учащихся на уроке. Диагностика выявила различные факторы его возникновения:

- неуверенность в себе – 48%

- повышенная утомляемость на уроках – 26%

- замедленность темпа деятельности – 32%

- повышенная потребность во внимании – 12%

- повышенная двигательная активность – 12%

- трудность в переключении с одной деятельности на другую – 14%

Была охарактеризована проблема: наличие у учащихся 1А класса в адаптационный период тревожности,  подавленности, напряженности, эмоционального дискомфорта приводит к снижению их работоспособности, а следовательно, и успешности, гасит интерес к учебе. 

Моя задача как учителя разработать комплекс мероприятий  по созданию психологического комфорта на уроке.

 Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя, доброжелательное отношение между учителем и учеником.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой дети себя чувствуют раскованно, «как дома».

Младшие школьники познают мир эмоционально, а значит, именно эмоции играют  важнейшую роль в формировании их личности. На уроке преподаватель является для учащихся источником эмоций и он влияет на формирование отношения учащихся как к учебному предмету, так и к собственным возможностям, а значит, от положительного настроя зависит и эффективность учебной деятельности учащегося.

Новизна и значимость проекта

 

 

Значимостью проекта можно считать то, что в нем

-охарактеризована сущность понятия «психологический комфорт» на уроке для развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО;

-проанализированы подходы к формированию психологического комфорта для учащихся на уроке;

-адаптированы к условиям МОУ СШ №56 и обогащены содержательно педагогические средства, обеспечивающие формирование психологического комфорта для учащихся на уроке;

-охарактеризованы средства, методы и формы работы в 1А классе, содействующие формированию психологического комфорта учащихся на уроке;

-разработаны дидактико-методические средства, позволяющие учащимся  преодолевать трудности в усвоении учебного материала, а также создавать на уроке  условия комфортности и защищённости для каждого учащегося, обеспечивающие совместное с учителем построение индивидуального образовательного маршрута.

Новизна моего опыта состоит в том, что для создания положительного настроя, комфорта на уроке я использую комплекс средств и приемов, ориентированных не только на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития и снимающих напряжение и трудности в освоении новой для детей роли "ученика", но и учитывающих динамический характер их возникновения и коррекции.

Мой опыт будет полезен как начинающим учителям, так и педагогам со стажем.

Принципы

реализации

проекта

 

- Самореализация школьника, выражение положительных эмоций;

- Воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения друг к другу;

- Принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей;

- Принцип системности и последовательности. 

Цель   проекта 

Охарактеризовать педагогические условия влияния психологического комфорта на уроках, способствующие развитию индивидуальности и самостоятельности младшего школьника.

Задачи

1.                     Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке в 1А классе.

2.                     Разработать комплекс мероприятий по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке, способствующего развитию их индивидуальности и самостоятельности.

3.                     Апробировать и оценить степень эффективности комплекса мероприятий по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке, способствующего развитию их индивидуальности и самостоятельности.

Объект исследования:

Процесс обучения учащихся 1А класса.

Предмет исследования:

Условия, формы и методы создания психологического комфорта на уроках.

Гипотеза

 

Если на уроках будет создана психологически комфортная обстановка, которая учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого учащегося (темп, степень самостоятельности и т.п.), то результатом работы станет желание младшего школьника учиться, возрастёт познавательная и социальная активность, что приведёт к его готовности  проявлять личностные качества свободно и открыто, выражая уважение к различным точкам зрения.

Этапы проекта:

Подготовительный этап: сентябрь – ноябрь 2016 г.

- Анализ состояния психологического климата на уроках, постановка проблемы;

- Индивидуальное собеседование с родителями 1А класса об адаптационном периоде ученика и консультирование по устранению причины дискомфорта на уроках;

- Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, подбор практического материала;

- Разработка проекта в целом. Создание дорожной карты по реализации проекта.

Результаты работы:

-разработана и освоена дорожная карта по реализации образовательного проекта и сам проект;

-проведен анализ состояния психологического климата на уроках учащихся 1А класса в течение адаптационного  периода и дано его описание (предварительный - начало учебного года - адаптационный период, текущий);

- проведены индивидуальные собеседования с родителями учащихся 1А класса по вопросам адаптации первоклассника и его психологическом комфорте в школе (по результатам текущей диагностики/по индивидуальным запросам родителей);

- проведены консультации по устранению причины дискомфорта на уроке (по графику);

- проведен сбор необходимой информации по теме проекта, подобран практический материал для реализации проекта (оформлена методическая копилка).

Основной этап - практический: декабрь 2016 г. – февраль 2017 г.

Совместная деятельность с учащимися, педагогами и родителями по созданию комфортного психологического климата в классе в соответствии с дорожной картой.

Результаты работы:

-разработан план взаимодействия с администрацией школы по основным направлениям деятельности;

-организована совместная деятельность с учащимися, педагогами и родителями по созданию комфортного психологического климата;

-разработаны дидактические материалы, содержание которых способствует созданию комфортной среды на уроке;

-организован мониторинг эффективности разработанной дорожной карты по созданию психологического комфорта на уроке;

 Заключительный этап: март – май 2017 г.

- Презентация проекта «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника» на педагогическом совете, методическом объединении учителей начальных классов;

- Представление опыта на заседании районного методического объединения учителей 1-х классов;

- Проведение открытого урока, мастер – класса по теме проекта;

- Проведение дня открытых дверей для родителей;

- Размещение информации по теме проекта на сайте школы;

- Подготовка отчетных материалов по образовательному проекту в форме методических рекомендаций для публикации статьи.

Результаты работы:

- собраны и обработаны материалы о динамике развития показателей психологического благополучия и комфорта детей в школе (портфолио);

- оценена степень эффективности реализации дорожной карты по формированию психологического климата на уроке (совпадение полученных результатов с запланированными и определение причин успехов/неудач, разработка плана коррекции);

- на педагогическом совете МОУ СШ №56 обобщён опыт работы по созданию психологического климата на уроке;

- охарактеризованы перспективы  развития  проекта;

- на сайте школы размещена информация по теме проекта;

- подготовлены отчетные материалы по проекту (методические рекомендации/статья)

Ожидаемый

результат

 

Разработанный комплекс мероприятий позволит добиться положительной динамики в области  обеспечения психологического благополучия и комфорта первоклассников, коррекции негативных форм в поведении младшего школьника и даст  толчок к повышению позитивного настроя на учебную деятельность моих первоклассников. 

Список использованной литературы

 

 

 

  

1.           Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. М., 2007.

2.           Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М., 2007

3.           Карпова О.С., Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю.  Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Волгоград: Издательство ВГАПО, 2015.

4.           Актуальные проблемы педагогики индивидуализации (курс лекций в 2-х частях). (Вырщиков А.Н., Богачинская Ю.С., Цветкова Г.В., Ястребов В.В., Ястребова Г.А.) – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2012.

5.           Методические рекомендации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части индивидуализации образования (Богачинская Ю.С.,Ястребов В.В., Ястребова Г.А.).  – М.: Изд-во «Планета»,  2012. – 92 с.

6.           Проблемы индивидуализации образования: Коллективная научная монография (Вырщиков А.Н., Цветкова Г.В., Ястребов В.В., Ястребова Г.А.). – Волгоград: Принт, 2013. – 500 с.

7.           Тьюторские практики Волгоградской области: Выпуск 5. Технология критического мышления (Ястребова Г.А., Цветкова Г.В.). – Волгоград: Принт, 2013. – 76 с.

8.           Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012. – 138 с.

Ссылки сети Internet:

http://festival.1september.ru/articles/607338/

http://www.zavuch.ru/news/4848/

http://www.myshared.ru/slide/832127/

http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/psikhologicheskijj-klimat-v-seme0.html

http://ppt4web.ru/pedagogika/zona-psikhologicheskogo-komforta.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Название проекта «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника» «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека

Название проекта «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника» «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека

Одной из проблем в обучении современного младшего школьника, которую мне, как молодому учителю, пришлось решать на практике в 1А классе, это психологический дискомфорт учащихся на…

Одной из проблем в обучении современного младшего школьника, которую мне, как молодому учителю, пришлось решать на практике в 1А классе, это психологический дискомфорт учащихся на…

Новизна и значимость проекта

Новизна и значимость проекта

Задачи Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке в 1А классе

Задачи Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке в 1А классе

А класса в течение адаптационного периода и дано его описание ( предварительный - начало учебного года - адаптационный период, текущий ); - проведены индивидуальные собеседования…

А класса в течение адаптационного периода и дано его описание ( предварительный - начало учебного года - адаптационный период, текущий ); - проведены индивидуальные собеседования…

Проведение дня открытых дверей для родителей; -

Проведение дня открытых дверей для родителей; -

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020