Название проекта |
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника»
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому». В.А. Караковский |
Тип проекта |
Информационно-практико-ориентированный |
Автор проекта |
Стрижакова Ксения Александровна, учитель начальных классов МОУ СШ № 56. |
Исполнители |
Учитель начальных классов, учащиеся, их родители. |
Возраст детей |
Учащиеся начальных классов |
Продолжительность проектной деятельности |
Краткосрочный проект – 1 год
|
Обоснование актуальности проекта |
В Конвенции ООН о правах ребенка (1989) ст. 28.2 и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.34. подчёркивается, что учащимся должны быть созданы условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи. Современное российское общество ориентирует педагога не только на развитие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала младших школьников, но и на формирование у них умения критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания, преодолевать трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Как повысить эффективность работы педагога по достижению этих результатов? Как минимизировать риски эмоционального дискомфорта в освоении детьми социальной роли "ученика"? На мой взгляд, это создание атмосферы психологического комфорта на уроке.
Одной из проблем в обучении современного младшего школьника, которую мне, как молодому учителю, пришлось решать на практике в 1А классе, это психологический дискомфорт учащихся на уроке. Диагностика выявила различные факторы его возникновения: - неуверенность в себе – 48% - повышенная утомляемость на уроках – 26% - замедленность темпа деятельности – 32% - повышенная потребность во внимании – 12% - повышенная двигательная активность – 12% - трудность в переключении с одной деятельности на другую – 14% Была охарактеризована проблема: наличие у учащихся 1А класса в адаптационный период тревожности, подавленности, напряженности, эмоционального дискомфорта приводит к снижению их работоспособности, а следовательно, и успешности, гасит интерес к учебе. Моя задача как учителя разработать комплекс мероприятий по созданию психологического комфорта на уроке. Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя, доброжелательное отношение между учителем и учеником. В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой дети себя чувствуют раскованно, «как дома». Младшие школьники познают мир эмоционально, а значит, именно эмоции играют важнейшую роль в формировании их личности. На уроке преподаватель является для учащихся источником эмоций и он влияет на формирование отношения учащихся как к учебному предмету, так и к собственным возможностям, а значит, от положительного настроя зависит и эффективность учебной деятельности учащегося. |
Новизна и значимость проекта
|
Значимостью проекта можно считать то, что в нем -охарактеризована сущность понятия «психологический комфорт» на уроке для развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО; -проанализированы подходы к формированию психологического комфорта для учащихся на уроке; -адаптированы к условиям МОУ СШ №56 и обогащены содержательно педагогические средства, обеспечивающие формирование психологического комфорта для учащихся на уроке; -охарактеризованы средства, методы и формы работы в 1А классе, содействующие формированию психологического комфорта учащихся на уроке; -разработаны дидактико-методические средства, позволяющие учащимся преодолевать трудности в усвоении учебного материала, а также создавать на уроке условия комфортности и защищённости для каждого учащегося, обеспечивающие совместное с учителем построение индивидуального образовательного маршрута. Новизна моего опыта состоит в том, что для создания положительного настроя, комфорта на уроке я использую комплекс средств и приемов, ориентированных не только на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития и снимающих напряжение и трудности в освоении новой для детей роли "ученика", но и учитывающих динамический характер их возникновения и коррекции. Мой опыт будет полезен как начинающим учителям, так и педагогам со стажем. |
Принципы реализации проекта
|
- Самореализация школьника, выражение положительных эмоций; - Воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения друг к другу; - Принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей; - Принцип системности и последовательности. |
Цель проекта |
Охарактеризовать педагогические условия влияния психологического комфорта на уроках, способствующие развитию индивидуальности и самостоятельности младшего школьника. |
Задачи |
1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке в 1А классе. 2. Разработать комплекс мероприятий по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке, способствующего развитию их индивидуальности и самостоятельности. 3. Апробировать и оценить степень эффективности комплекса мероприятий по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке, способствующего развитию их индивидуальности и самостоятельности. |
Объект исследования: |
Процесс обучения учащихся 1А класса. |
Предмет исследования: |
Условия, формы и методы создания психологического комфорта на уроках. |
Гипотеза
|
Если на уроках будет создана психологически комфортная обстановка, которая учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого учащегося (темп, степень самостоятельности и т.п.), то результатом работы станет желание младшего школьника учиться, возрастёт познавательная и социальная активность, что приведёт к его готовности проявлять личностные качества свободно и открыто, выражая уважение к различным точкам зрения. |
Этапы проекта: |
Подготовительный этап: сентябрь – ноябрь 2016 г. - Анализ состояния психологического климата на уроках, постановка проблемы; - Индивидуальное собеседование с родителями 1А класса об адаптационном периоде ученика и консультирование по устранению причины дискомфорта на уроках; - Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, подбор практического материала; - Разработка проекта в целом. Создание дорожной карты по реализации проекта. Результаты работы: -разработана и освоена дорожная карта по реализации образовательного проекта и сам проект; -проведен анализ состояния психологического климата на уроках учащихся 1А класса в течение адаптационного периода и дано его описание (предварительный - начало учебного года - адаптационный период, текущий); - проведены индивидуальные собеседования с родителями учащихся 1А класса по вопросам адаптации первоклассника и его психологическом комфорте в школе (по результатам текущей диагностики/по индивидуальным запросам родителей); - проведены консультации по устранению причины дискомфорта на уроке (по графику); - проведен сбор необходимой информации по теме проекта, подобран практический материал для реализации проекта (оформлена методическая копилка). Основной этап - практический: декабрь 2016 г. – февраль 2017 г. Совместная деятельность с учащимися, педагогами и родителями по созданию комфортного психологического климата в классе в соответствии с дорожной картой. Результаты работы: -разработан план взаимодействия с администрацией школы по основным направлениям деятельности; -организована совместная деятельность с учащимися, педагогами и родителями по созданию комфортного психологического климата; -разработаны дидактические материалы, содержание которых способствует созданию комфортной среды на уроке; -организован мониторинг эффективности разработанной дорожной карты по созданию психологического комфорта на уроке; Заключительный этап: март – май 2017 г. - Презентация проекта «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника» на педагогическом совете, методическом объединении учителей начальных классов; - Представление опыта на заседании районного методического объединения учителей 1-х классов; - Проведение открытого урока, мастер – класса по теме проекта; - Проведение дня открытых дверей для родителей; - Размещение информации по теме проекта на сайте школы; - Подготовка отчетных материалов по образовательному проекту в форме методических рекомендаций для публикации статьи. Результаты работы: - собраны и обработаны материалы о динамике развития показателей психологического благополучия и комфорта детей в школе (портфолио); - оценена степень эффективности реализации дорожной карты по формированию психологического климата на уроке (совпадение полученных результатов с запланированными и определение причин успехов/неудач, разработка плана коррекции); - на педагогическом совете МОУ СШ №56 обобщён опыт работы по созданию психологического климата на уроке; - охарактеризованы перспективы развития проекта; - на сайте школы размещена информация по теме проекта; - подготовлены отчетные материалы по проекту (методические рекомендации/статья) |
Ожидаемый результат
|
Разработанный комплекс мероприятий позволит добиться положительной динамики в области обеспечения психологического благополучия и комфорта первоклассников, коррекции негативных форм в поведении младшего школьника и даст толчок к повышению позитивного настроя на учебную деятельность моих первоклассников. |
Список использованной литературы
|
1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. М., 2007. 2. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М., 2007 3. Карпова О.С., Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Волгоград: Издательство ВГАПО, 2015. 4. Актуальные проблемы педагогики индивидуализации (курс лекций в 2-х частях). (Вырщиков А.Н., Богачинская Ю.С., Цветкова Г.В., Ястребов В.В., Ястребова Г.А.) – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2012. 5. Методические рекомендации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части индивидуализации образования (Богачинская Ю.С.,Ястребов В.В., Ястребова Г.А.). – М.: Изд-во «Планета», 2012. – 92 с. 6. Проблемы индивидуализации образования: Коллективная научная монография (Вырщиков А.Н., Цветкова Г.В., Ястребов В.В., Ястребова Г.А.). – Волгоград: Принт, 2013. – 500 с. 7. Тьюторские практики Волгоградской области: Выпуск 5. Технология критического мышления (Ястребова Г.А., Цветкова Г.В.). – Волгоград: Принт, 2013. – 76 с. 8. Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012. – 138 с. |
Ссылки сети Internet: |
http://festival.1september.ru/articles/607338/ http://www.zavuch.ru/news/4848/ http://www.myshared.ru/slide/832127/ http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/psikhologicheskijj-klimat-v-seme0.html http://ppt4web.ru/pedagogika/zona-psikhologicheskogo-komforta.html |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.