ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА «Речевая практика» в 1-12 классах (вариант 6.4)
Оценка 4.6

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА «Речевая практика» в 1-12 классах (вариант 6.4)

Оценка 4.6
docx
22.04.2023
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА «Речевая практика» в 1-12 классах (вариант 6.4)
Рабочая программа для учащихся с НОДА 1-12 класс 2023г.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА «Речевая практика»

в 1-12 классах (вариант 6.4)

 

 

 

 

 

                                                                                              

Проект Программы

разработала:

                                                                                                                     Сорокина В.В., 

                                                                                                                  учитель-логопед                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магадан, 2023

 

 

 

1.     Пояснительная записка.

Целью данной рабочей программы является построение системы групповой коррекционно-развивающей работы для детей, имеющих НОДА, позволяющей детям легче социализироваться в обществе. Комплексное тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с НОДА. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого  и коммуникативного развития детей, обеспечение их более  гармоничного развития и социализации. Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью (по возможности) и коммуникативными (речевыми или альтернативными) навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к успешному освоению общеобразовательной программы и обеспечивает более комфортные условия социализации детей в обществе.

2.     Основные задачи реализации содержания:

- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

- формировать выразительную сторону речи;

- учить строить связные устные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения;

- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта.

 Главная задача рабочей программы заключается в нахождении для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата доступных коммуникативных средств, повышение уровня речевой активности путем моделирования жизненных ситуаций общения.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с НОДА, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Основной формой работы является учебно-игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия насыщены разнообразными коммуникативными играми и развивающими игровыми упражнениями. В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и коммуникативного развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

3. Программа курса «Речевая практика» состоит из 10 модулей, вбирающих в себя определенную жизненную коммуникативную ситуацию. Количество занятий, отведенное на усвоение модуля, определяется педагогом, исходя из особенностей группы и уровня речевого развития детей. Объем изучаемого материала внутри модуля так же определяется возможностями учащихся каждой конкретной группы. Программа предусматривает следующие блоки, пролонгированные по времени:

1.     Блок ознакомительных занятий (сюда входят знакомство с логопедом);

2.     Блок подготовительных занятий;

*3.     Блок выработки алгоритмов действий в коммуникативных ситуациях;

*4.     Блок моделирования жизненных ситуаций общения;

*5.     Блок итоговых занятий – в конце каждого учебного года (итоговая диагностика, обобщение пройденного материала).

* количество занятий определяет педагог, исходя из возможностей каждой конкретной группы и уровня речевого развития. Так же возможно объединение этих блоков (2-4) внутри одного занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей программы, нахождение для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата доступных коммуникативных средств, повышение уровня речевой активности путем моделирования жизненных ситуаций общения. Именно на курсе «Речевая практика» происходит формирование и закрепление навыков межличностного речевого взаимодействия, выработка алгоритмов поведения в различных коммуникативных жизненных ситуациях, освоение доступных форм коммуникации. На этом курсе происходит работа по расширению и уточнению словарного запаса, коррекции грамматического строя речи, развитию связной речи.

Программа предполагает следующее содержание коррекционно-развивающей работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

Ø устойчивость внимания;

Ø наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

Ø способность к запоминанию;

Ø способность к переключению;

Ø навыки и приёмы самоконтроля;

Ø познавательная активность. 

2. Формирование полноценных учебных умений:

Ø планирование предстоящей деятельности;

Ø принятие учебной задачи;

Ø активное осмысление материала;

Ø выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

Ø контроль за ходом своей деятельности;

Ø работа в определённом темпе;

Ø применение знаний в новых ситуациях;

Ø анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

·        умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

·        умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

·        умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

·        умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

·        ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

·        ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

·        ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);·        применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;·        обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;·        пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;·        формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;·        соблюдение речевого этикета;·        составление устных связных высказываний с элементами творчества.  

Методика организации логопедических занятий.

Программа курса «Речевая практика» состоит из 10 модулей, которые можно изучать в любом порядке.

1.     Школа

1.1. Лексические темы:школьные принадлежности, профессии в школе, мебель

1.2. Грамматические темы: единственное и множественное число имен существительных, предложно-падежные конструкции, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

1.3. Коммуникативные ситуации: собираюсь в школу, на уроке, на перемене, поговорим о школе

2.     Мой дом

2.1. Лексические темы: дом, семья, мебель, бытовая техника

2.2. Грамматические темы: уменьшительно-ласкательная форма, притяжательные прилагательные, согласование числительных и существительных, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

2.3. Коммуникативные ситуации: знакомство с семьей, обязанности по дому, вечером дома, с семьей на выходных.

3.     Улица

3.1. Лексические темы: растения, транспорт, погода, времена года, одежда, обувь

3.2. Грамматические темы: приставочные глаголы, согласование прилагательных и существительных, единственное и множественное число, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

3.3. Коммуникативные ситуации: идем/едем  гулять (парк и т.д.), за окном.

4.     Магазин

4.1. Лексические темы: профессии, овощи, фрукты, ягоды, грибы, продукты питания, посуда, одежа, обувь, мебель, бытовая техника

4.2. Грамматические темы: уменьшительно-ласкательная форма, согласование прилагательных и числительных с существительными, единственное и множественное число, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

4.3. Коммуникативные ситуации:  в ...........магазине (отделе), что купим к завтраку/обеду/ужину, готовимся к празднику.

5.     Столовая, кафе, ресторан

5.1. Лексические темы: профессии, посуда, продукты питания, одежа, обувь, мебель, бытовая техника

5.2. Грамматические темы: приставочные глаголы, предложно-падежные конструкции,   единственное и множественное число, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

5.3. Коммуникативные ситуации:  на обеде/ужине в столовой, кафе, ресторане, праздничный обед/ужин. 6.     Больница/поликлиника

6.1. Лексические темы: профессии, части тела, инструменты

6.2. Грамматические темы: падежные формы существительных, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

6.3. Коммуникативные ситуации:  у меня болит........, в поликлинике/больнице, на приеме у врача.

7.     Зоопарк, ферма, океанариум

7.1. Лексические темы: профессии, дикие животные, домашние животные, рыбы, птицы, насекомые

7.2. Грамматические темы: притяжательные местоимения и прилагательные, предложно-падежные конструкции, согласование прилагательных и существительных,   единственное и множественное число, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения

7.3. Коммуникативные ситуации: в зоопарке, на ферме, в океанариуме, домашний питомец.

8.     Развлечения

8.1. Лексические темы: профессии, игрушки

8.2. Грамматические темы: образование прилагательных от существительных,  единственное и множественное число, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

8.3. Коммуникативные ситуации:  в театре, в цирке, на концерте, в игровой комнате, праздник.

9.     Путешествия

9.1. Лексические темы: профессии, транспорт, животные жарких стран и севера, растения жарких стран и севера, достопримечательности

9.2. Грамматические темы: приставочные глаголы, управление глаголами существительных, предложные конструкции, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

9.3. Коммуникативные ситуации:  мы едем, едем......, в стране (какой?), кругосветное путешествие.

10. Безопасность

10.1. Лексические темы: профессии, части тела, электроприборы, инструменты дорожное движение + ты – пешеход.

10.2. Грамматические темы: согласование числительных и существительных, простая и распространенная фраза, однородные члены предложения.

10.3. Коммуникативные ситуации:  «Внимание! Опасно!», требуется помощь, что-то случилось, как позвать/позвонить в службу спасения  

Коррекционное обучение осуществляется преимущественно в процессе устной речи, в процессе речевого взаимодействия. Поэтому первые 1-2 занятия условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению). В течение подготовительного блока ведётся работа по уточнению и расширению словарного запаса в рамках темы модуля. Формируются и закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать слова в необходимом контексте.На последующих занятиях модуля осуществляется выработка алгоритмов действий в различных жизненных ситуациях, определение доступных средств общения и применение их в смоделированных коммуникативных ситуациях.  В ходе взаимодействия логопедом корректируется речь учащихся, закрепляются нормативные формы словообразования и словоизменения. Основная часть таких занятий складывается из создания игровых ситуаций взаимодействия в рамках изучаемой темы, анализа и корректировки.

Это способствует:·        развитию активной речи учащихся, связной речи;·        формированию навыков речевого взаимодействия;·        отработке способов взаимодействия с окружающими;·        закреплению лексико-грамматических тем;·        формированию готовности к жизни в социуме. Внутри каждого модуля предусмотрена отработка основных лексических и грамматических тем, которые могут варьироваться в зависимости от уровня речевого развития учащихся в группе.  

 

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

4.1.Технические средства:

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

Проектор.

Интерактивная доска.

Магнитная доска.

Компьютер.

Ноутбуки (по количеству ученических столов).

4.2. Учебно-практическое оборудование

Наглядный материал, согласно модулям (школьные принадлежности, профессии, дом, семья, мебель, бытовая техника, растения, транспорт, погода, времена года, одежда, обувь  овощи, фрукты, ягоды, грибы, продукты питания, посуда, мебель, посуда,   части тела, инструменты  дикие животные, домашние животные, рыбы, птицы, насекомые   игрушки профессии,  животные жарких стран и севера, растения жарких стран и севера, достопримечательности профессии, электроприборы, инструменты дорожное движение + ты – пешеход)

Наборы муляжей (овощи, фрукты)

Наборы предметных картинок.

Слоговые таблицы.

Разрезная азбука.

Настольные игры, лото конструкторы, игры-шнуровки (в соответствии с изучаемыми темами.

Рабочие тетради, карандаши, ручки.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

Пояснительная записка. Целью данной рабочей программы является построение системы групповой коррекционно-развивающей работы для детей, имеющих

Пояснительная записка. Целью данной рабочей программы является построение системы групповой коррекционно-развивающей работы для детей, имеющих

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников

Формирование полноценных учебных умений: Ø планирование предстоящей деятельности; Ø принятие учебной задачи; Ø активное осмысление материала; Ø выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей…

Формирование полноценных учебных умений: Ø планирование предстоящей деятельности; Ø принятие учебной задачи; Ø активное осмысление материала; Ø выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей…

Лексические темы: растения, транспорт, погода, времена года, одежда, обувь 3

Лексические темы: растения, транспорт, погода, времена года, одежда, обувь 3

В ходе взаимодействия логопедом корректируется речь учащихся, закрепляются нормативные формы словообразования и словоизменения

В ходе взаимодействия логопедом корректируется речь учащихся, закрепляются нормативные формы словообразования и словоизменения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2023