МКДОУ «Детский сад № 30» ИГО СК
Проект
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
в подготовительной логопедической группе
Воспитатели: Колотухина Н.Г.
Иванова Н.В.
с. Тищенское, 2022 - 2023 год.
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Актуальность проекта
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение
В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, используется два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:
а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;
б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.
Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, имеют в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Цель:
· Развивать творческие способности детей;
· Способствовать обогащению речи дошкольников;
· Развитию выразительности речи;
Задачи работы:
· Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
· Обогащать словарь детей, активизировать его;
· Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
· Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
· Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
· Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
· Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Задачи по центрам активности.
Игровая деятельность.
· разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
· передавать характер персонажей;
· учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,
· движение; учить сочетать движение и речь;
· формировать интонационно – образную речь
· развивать инициативу и фантазию.
Речевое развитие.
· Учить: понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
· давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,
· образные выражения; использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
· пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
· развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.
Математическое развитие.
· ориентироваться в пространстве;
· различать геометрические фигуры и формы;
· пользоваться условной меркой при измерении расстояний;
· развивать представление о составе числа;
· учить пользоваться моделями;
· формировать представление о количественной характеристике числа.
Социализация.
· расширять представления детей об окружающей действительности;
· уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
· воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам
· декорациям, уважение к труду взрослых и детей; закреплять представление о различных видах кукольных театров.
Изобразительная деятельность.
· учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля;
· развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов ( бумага, соленое тесто, ткань и др.) создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам. Конструирование и ручной труд. Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в
· ручных инструкциях; Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);
· Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,
· картоном, бросовым и природным материалом. Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.
Участники проекта:
дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: групповой, познавательный, творческий (декабрь – май).
Этапы работы:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Элементы педагогических технологий:
• здоровье сберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
•индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
• игровые технологии;
• интегрированное обучение;
• взаимодействие с семьёй;
• групповые;
Творческие методы и приемы:
• моделирование;
• ситуация «проживания»;
• противоречий и доказательств;
• ассоциаций;
• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• просмотр видеофильмов;
• словесное рисование;
• нетрадиционные методы рисования и аппликации
• коллаж из сказок
• релаксации музыкотерапия
Практическая работа осуществляется по трём направлениям:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Первое направление – формирование развивающей среды:
Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии)
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: пальчиковый, резиновой игрушки, настольный театр и др.).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).
Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)
Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
—просмотр спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)
Третье направление – взрослые:
Работа с родителями, она включает в себя:
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
совместное выступление детей и их родителей;
План реализации проекта:
1. Подготовительный.
Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Музыкальным руководителем была подобрана музыка к образу каждого героя.
2. Основной.
Этапы |
Задачи, содержание деятельности |
Работа с родителями |
|
Диагностический |
Декабрь |
Проведение диагностики -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки». 2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется». 3.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Металл-металлический», (по родам). 4.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса. 2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», 3. Народные игры со словами -Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «Хитрый Волк» - Групповая работа 1. «Красная Шапочка» рисования
|
-Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности» |
2 этап. |
Январь |
-Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Слоники». 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»; 3. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся». - Игры с подгруппой детей по интересам: 1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра. 2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик», «Щука виляет хвостом». 3. Упражнение на воображение: «Крокодил», «Разбойник». 4. Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга» 5. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра 6. Игры на развитие воображения - Групповая работа «Барашек» аппликация из комочков салфетки
|
- Памятка для родителей «Использование сказкотерапии в развитии речи». Просмотр кукольного детского спектакля.
|
|
Февраль |
- Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З». 3.Игра-загадка «Кто стучится в двери?» (использование ЗСВ); -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 3. Чтение сказки «Колобок» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы 4. Упражнения на расслабление и напряжение мышц - Групповая работа 1. «Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего» 2. «Бычок» пластилинография Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма
|
Изготовление памятки: «Загадки для шестилеток» - Чтение сказки «Зимовье зверей» |
|
Февраль |
-Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик». 2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук. 3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы». 4. Игровые занятия с элементами театрализации -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется». 2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» (использование З.С.В.); 3.Игра «Куда течёт река?» 4.Хоровод «Где мы были, мы не скажем» 5. Мини-спектакль «Волк и бабушка» 6. Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта Групповая работа 1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром 2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом)
|
- Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи» - Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги) |
|
Март |
Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок». 2.Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра. 3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник и сыновья» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Игровая викторина по стихам А.Барто. 2.Чтение потешки с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма). 3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку». 4.Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов». 5.Загадывание и отгадывание загадок 6. Обыгрывание сказки «Красная Шапочка» 7. Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта - Групповая работа 1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями)
|
Консультация». «Логопедическая ритмика» - Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги) - Рисование сказки «Красная Шапочка» на тему: «Мой любимый эпизод» |
|
Апрель |
-Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. 3. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу». - Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались» 3.Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь». 4.Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок 5. Обыгрывание сказки «Маша и медведь» 6. Игры для развития речи - Групповая работа 1. «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка
|
- Консультация «Компьютер и психика ребенка» - Памятка «Телевизор – друг и враг» - Чтение сказки «Маша и медведь» по ролям - «День открытых дверей» «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятий) |
|
Май |
Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение поговорок 3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик». - Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет» 3. Обыгрывание сказки «Маша и медведь» Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь» - Групповая работа 4. «Маша и медведь» аппликация |
Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.
|
3 этап. Презентационно-обобщающий |
|
Обобщение работы за год |
Отчет о результатах проделанной работы |
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях
Выводы:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.
По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.
Список литературы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.
2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн.,
1994.
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________ детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Конец года
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________ детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Анализ исследования______________________________________
Диагностика развития артистических способностей у детей
Старшая логопедическая группа.
№ п/п |
Имя ребенка |
Музыкально – игровое творчество |
Основные принципы драматизации:
|
Итоги |
||||||
|
|
1.Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
|
1. Устойчивый интерес к театральному искусству;
|
2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях;
|
. Владение выразительностью речи;
|
Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё. |
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц |
. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
|
Начало года |
Конец года |
1. 1 |
||||||||||
2. 2 |
||||||||||
3. 3 |
||||||||||
4. 4 |
||||||||||
5. 5 |
||||||||||
6. 6 |
||||||||||
7. 7 |
||||||||||
8. 8 |
||||||||||
9. 9 |
||||||||||
10. 10 |
||||||||||
11. 11 |
||||||||||
12. 12 |
||||||||||
13. 13 |
||||||||||
14. 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. 22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика уровней.
Высокий. Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий. Мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театру, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.