Проект «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

  • docx
  • 22.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект развитие речи по средствам театра.docx

МКДОУ «Детский сад № 30» ИГО СК





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

 

 

в подготовительной логопедической группе



 

 

Воспитатели: Колотухина Н.Г.

Иванова Н.В.

 

 

 

с. Тищенское, 2022 - 2023 год.

 «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Актуальность проекта

 В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.  

     Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

    Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

   Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение

      В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, используется  два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

 а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

 б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

 

     Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

     Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, имеют  в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

 

Цель:

·        Развивать творческие способности детей;

·        Способствовать обогащению речи дошкольников;

·        Развитию выразительности речи;

Задачи работы:

·        Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

·        Обогащать словарь детей, активизировать его;

·        Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

·        Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

·        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

·        Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

·        Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

 

Задачи по центрам активности.

Игровая деятельность.

·        разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;

·        передавать характер персонажей;

·        учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,

·        движение;  учить сочетать движение и речь;

·        формировать интонационно – образную речь

·        развивать инициативу и фантазию.

 Речевое развитие.

·        Учить:  понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;

·        давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,

·        образные выражения;  использовать выразительные средства интонационно – образной речи;

·        пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;

·        развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие.

·        ориентироваться в пространстве;

·        различать геометрические фигуры и формы;

·        пользоваться условной меркой при измерении расстояний;

·        развивать представление о составе числа;

·        учить пользоваться моделями;

·        формировать представление о количественной характеристике числа.

Социализация. 

·        расширять представления детей об окружающей действительности;

·        уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;

·        воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам

·        декорациям, уважение к труду взрослых и детей;  закреплять представление о различных видах кукольных театров.

 Изобразительная деятельность.

·        учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля;

·        развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов ( бумага, соленое тесто, ткань и др.)  создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам. Конструирование и ручной труд.  Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в

·        ручных инструкциях;  Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);

·        Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,

·        картоном, бросовым и природным материалом.  Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

 

Участники проекта:

дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

 

Тип проекта: групповой, познавательный, творческий (декабрь – май).

 

Этапы работы:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

 

Элементы педагогических технологий:

• здоровье сберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

•индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

• групповые;

 

Творческие методы и приемы:

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• просмотр видеофильмов;

• словесное рисование;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации

• коллаж из сказок

• релаксации музыкотерапия

 

Практическая работа осуществляется по трём направлениям:

• Развивающая среда

• Дети

• Взрослые

 

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

          Первое направление – формирование развивающей среды:

Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

• Наглядные пособия  (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии)

• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: пальчиковый, резиновой игрушки, настольный театр и др.).

• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).

          Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

            Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

         Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

—просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

         При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)

      Третье направление – взрослые:

Работа с родителями, она включает в себя:

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

совместное выступление детей и их родителей;

 

План реализации проекта:

1. Подготовительный.

       Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Музыкальным руководителем была подобрана музыка к образу каждого героя.

2. Основной.

Этапы

Задачи, содержание деятельности

Работа с родителями

Диагностический

Декабрь

Проведение диагностики 

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек»,  «Уточка», «Прятки».

2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется».

3.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Металл-металлический», (по родам).

4.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса.

2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»,  

3. Народные игры со словами

-Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «Хитрый Волк»

- Групповая работа

1. «Красная Шапочка» рисования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности»

2 этап.
Практический

Январь

        -Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Слоники».

2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;

3. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся».

  - Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием  пальчикового театра.

2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик», «Щука виляет хвостом». 

3. Упражнение на воображение: «Крокодил», «Разбойник».

4. Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга»

5. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра

6. Игры на развитие воображения

- Групповая работа

 «Барашек» аппликация из комочков салфетки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Памятка для родителей «Использование сказкотерапии  в развитии речи».

Просмотр кукольного детского спектакля.

 

 

Февраль

- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

3.Игра-загадка «Кто стучится в двери?» (использование ЗСВ);

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 

3. Чтение сказки «Колобок» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы

4. Упражнения на расслабление и напряжение мышц

- Групповая работа

1. «Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего»

2. «Бычок» пластилинография

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма

 

 

 

 

 

 

Изготовление памятки: «Загадки для шестилеток» 

- Чтение сказки «Зимовье зверей»

 

Февраль

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик».

2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.

3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы».

4. Игровые занятия с элементами театрализации

-Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические  этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».

2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» (использование З.С.В.);

3.Игра «Куда течёт река?»

4.Хоровод «Где мы были, мы не скажем»

5. Мини-спектакль «Волк и бабушка»

6. Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

Групповая работа

1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром

2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

- Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги)

 

 

Март

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник  и сыновья»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Игровая викторина по стихам А.Барто.

2.Чтение потешки  с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма).

3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».

4.Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

5.Загадывание и отгадывание загадок

6. Обыгрывание сказки «Красная Шапочка»

 7. Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

- Групповая работа

1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями)

 

 

 

 

 

 

Консультация». «Логопедическая ритмика»

- Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги)

- Рисование сказки «Красная Шапочка» на тему:

 «Мой любимый эпизод»

 

Апрель

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

3. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались»

3.Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь».

4.Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок 

5. Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

6. Игры для развития речи

- Групповая работа

1. «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Консультация «Компьютер и психика ребенка»

- Памятка «Телевизор – друг и враг»

- Чтение сказки «Маша и медведь» по ролям

- «День открытых дверей» «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятий)

 

Май

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение поговорок

3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет»

3. Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

 Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь»

- Групповая работа

4. «Маша и медведь» аппликация

Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

 

3 этап. Презентационно-обобщающий

 

Обобщение работы за год

Отчет о результатах проделанной работы

 

 

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

        Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.  Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы:

          Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

         Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.

         По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.

Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн.,

1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                        Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________ детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Конец года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________ детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Анализ исследования______________________________________

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика развития артистических способностей у детей

 Старшая  логопедическая группа.

 

№ п/п

 Имя ребенка

Музыкально – игровое творчество

Основные принципы драматизации:

 

Итоги

 

 

1.Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

 

1. Устойчивый интерес к театральному искусству;

 

2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях;

 

. Владение выразительностью речи;

 

Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц

. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

 

Начало года

Конец года

1.       1

2.       2

3.       3

4.       4

5.       5

6.       6

7.       7

8.       8

9.       9

10.    10

11.    11

12.    12

13.    13

14.    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.    15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.    18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.    21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.    22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика уровней.

 Высокий. Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

 Средний. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

 Низкий. Мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театру, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.