ПРОЕКТ «РЕЧКА РЕЧЕНЬКА РЕКА»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
ПРОБЛЕМА: После опроса детей c использованием рисунка (логотипа Конгресса ОМЕП) показали, что ребята готовы активно участвовать в сохранении природы и окружающей среды и так как семьи наших воспитанников живут в районе Кожухово, где и протекает река Руднёвка. Ребята предложили позаботится о ней. Но оказалось, что дети мало знают что-то о ней. Дети задумались о происхождении реки и её названии, и проблемах реки.
Поэтому у детей возник ряд вопросов:
• Почему реку так назвали?
• От куда она появилась?
• Куда она течёт и где заканчивается?
• Почему она не замерзает зимой?
• Почему в реке вода грязная?
• Можно ли её пить?
• Кто живет в реке «Руднёвка»?
ГИПОТЕЗА:
Формирование основ экологической воспитанности ребенка и взрослых будет успешным если:
• будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;
• будет создана специально организованная среда;
• работа по экологическому воспитанию будет проводиться целенаправленно, систематически, планомерно.
ЦЕЛЬ: Воспитание экологической культуры и формирование ценностных ориентиров детей по отношению
к природным объектам своей местности, перспективам бережного природопользования.
ЗАДАЧИ:
- воспитать естественное стремление к улучшению района и нравственного требование ответственности каждого человека.
- формировать познавательный интерес к реке Руднёвка; - формировать у детей четкие представления о водоемах.
- Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле и развивать эстетическое восприятие природы.
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (основные шаги по реализации проекта – этапы):
1 этап – подготовительный
– Предварительное обсуждение с детьми как организовать образование для устойчивого развития в практических проектах;
– Повышение собственной профессиональной компетентности.
– Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.
– Обогащение эколого-игровой среды. – Педагогическое просвещение родителей. 2 этап – исследовательский – Реализация поставленных задач.
– Работа с педагогами.
– Работа с родителями.
3 этап – обобщающий
– Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей.
– Оценка эффективности совместной работы с детьми. – Оценка эффективности совместной работы с родителями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Дети: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Сформируются знания о взаимосвязи в природе. сформируется познавательный интерес к реке Руднёвка и четкие представления о водоемах. Разовьётся интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
2. Педагоги: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
3. Родители: Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах. ВИД ПРОЕКТА: Исследовательский, творческий.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: Педагоги, воспитанники, родители.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
– предметно-пространственная среда;
– мультимедийная установка и подборка мультфильмов;
– уголок природы в групповом помещении;
– наглядный и демонстрационный материал;
– фото и видео аппаратура; – библиотечка книг с экологическим содержанием.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Детско-родительские доклады на поставленные вопросы.
- Лепбук «Речка, реченька, река»
- Картотека «Опыты с водой», алгоритм исследования.
- Авторские дидактические игры.
- Выставка работ детей «Водоёмы».
- Знаки и плакаты, изготовленные детьми совместно с родителями, которые расставили по берегам реки, напоминающие людям о правилах поведения.
- Мультфильм «Как люди речку обидели». Папки передвижки и памятки для родителей.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Помощь и подготовка докладов на интересующие вопросы детей
2. Помощь в организации целевых прогулок к реке.
3. Коллективное обращение в управу Косино-Ухтомскую по оказанию помощи в акции «Не засоряйте речку»
4. Создание кроссвордов по теме.
5. Пополнение предметно-пространственной среды (камни, ракушки, разновидность песка)
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому воспитанию через организацию проектной деятельности способствовала:
1) Росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) Осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми. 3) Повышается активность родителей в делах группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.