проект "Русская изба"

  • docx
  • 18.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
Иконка файла материала проект русская изба.docx

Проект «Русская изба»

Выполнила: воспитатель Александрова Татьяна Валерьевна.  МБДОУ «Детский сад №8», г. Нижний Новгород.

         Тип: информационный, практико-ориентированный

         По содержанию: социально-педагогический

         По числу участников: массовый

         Продолжительность проекта: долгосрочный

  Актуальность проблемы.

    Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

     При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

     Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

       Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

  Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

  Задачи проекта:

1.     Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.

2.     Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.

3.     Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.

4.      Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).

5.       Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

6.     Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Направление проекта:

  Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Предполагаемый результат:

  - осознанное отношение детей дошкольного возраста к русской культуре;

  - дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;

  - дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.

Программа реализации проекта: (система проектных мероприятий)

этапы

мероприятия

I.Подготовительный

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.

Анкетирование родителей с целью аккуратности данного проекта.

II.Основной.

Цикл занятий:

1.     «Русская я изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

2.     Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

3.     Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

4.     Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

5.     Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

6.     Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

7.     Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

8.     Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

9.     Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки».

10. Праздники:

«Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

 

 

III.Заключительный

Презентация проекта.

Литература:

Агапова И.А, Давыдова М.К :   Детям  о памятных датах и культурных ценностях России. АРКТИ, 2014 г

Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. — СПб. :ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Бударина Т.А,  Куприна А.С,  Маркеева О.А : Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС -М.: Детство, 2015. - 395 с.

Вершинина Н.  Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.

Иванцова Л.А.  Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

 Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32

Капшук О.Н.  Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 2014.

Комарова Т. С. «Народное искусство детям», – М.: Мозаика-Синтез, 2018-224с

Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.

Степанов Н.П.  Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с