Проект "Русская изба"
Оценка 4.8

Проект "Русская изба"

Оценка 4.8
docx
воспитание
Детсад—6 кл
18.04.2021
Проект "Русская  изба"
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
проект русская изба.docx

Проект «Русская изба»

Выполнила: воспитатель Александрова Татьяна Валерьевна.  МБДОУ «Детский сад №8», г. Нижний Новгород.

         Тип: информационный, практико-ориентированный

         По содержанию: социально-педагогический

         По числу участников: массовый

         Продолжительность проекта: долгосрочный

  Актуальность проблемы.

    Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

     При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

     Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

       Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

  Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

  Задачи проекта:

1.     Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.

2.     Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.

3.     Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.

4.      Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).

5.       Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

6.     Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Направление проекта:

  Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Предполагаемый результат:

  - осознанное отношение детей дошкольного возраста к русской культуре;

  - дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;

  - дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.

Программа реализации проекта: (система проектных мероприятий)

этапы

мероприятия

I.Подготовительный

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.

Анкетирование родителей с целью аккуратности данного проекта.

II.Основной.

Цикл занятий:

1.     «Русская я изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

2.     Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

3.     Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

4.     Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

5.     Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

6.     Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

7.     Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

8.     Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

9.     Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки».

10. Праздники:

«Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

 

 

III.Заключительный

Презентация проекта.

Литература:

Агапова И.А, Давыдова М.К :   Детям  о памятных датах и культурных ценностях России. АРКТИ, 2014 г

Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. — СПб. :ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Бударина Т.А,  Куприна А.С,  Маркеева О.А : Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС -М.: Детство, 2015. - 395 с.

Вершинина Н.  Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.

Иванцова Л.А.  Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

 Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32

Капшук О.Н.  Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 2014.

Комарова Т. С. «Народное искусство детям», – М.: Мозаика-Синтез, 2018-224с

Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.

Степанов Н.П.  Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с

 


 

Проект «Русская изба» Выполнила: воспитатель

Проект «Русская изба» Выполнила: воспитатель

Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их…

Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их…

Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений

Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений

Изодеятельность: Лепка «Предметы посуды»

Изодеятельность: Лепка «Предметы посуды»

Литература: Агапова И.А, Давыдова

Литература: Агапова И.А, Давыдова

Степанов Н.П. Народные праздники на

Степанов Н.П. Народные праздники на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2021