Проект «Русская изба»
Выполнила: воспитатель Александрова Татьяна Валерьевна. МБДОУ «Детский сад №8», г. Нижний Новгород.
Тип: информационный, практико-ориентированный
По содержанию: социально-педагогический
По числу участников: массовый
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность проблемы.
Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.
При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи проекта:
1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
2. Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.
3. Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.
4. Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).
5. Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.
6. Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
Направление проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение детей дошкольного возраста к русской культуре;
- дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.
Программа реализации проекта: (система проектных мероприятий)
этапы |
мероприятия |
I.Подготовительный |
Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями. Анкетирование родителей с целью аккуратности данного проекта. |
II.Основной. |
Цикл занятий: 1. «Русская я изба». Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели. 2. Экскурсия в «избу». Цель: Дать понятие «красный угол». 3. Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе». Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту. 4. Изодеятельность: Лепка «Предметы посуды» Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство» Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов традиционной русской культуры. Знакомить детей с народно-прикладным искусством. 5. Знакомство с художественной литературы: Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки. Цель: Познакомить детей с народным фольклором. 6. Музыкальная деятельность: Слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен. 7. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери». Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. 8. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду». 9. Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки». 10. Праздники: «Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
|
III.Заключительный |
Презентация проекта. |
Литература:
Агапова И.А, Давыдова М.К : Детям о памятных датах и культурных ценностях России. АРКТИ, 2014 г
Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. — СПб. :ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
Бударина Т.А, Куприна А.С, Маркеева О.А : Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС -М.: Детство, 2015. - 395 с.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.
Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32
Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 2014.
Комарова Т. С. «Народное искусство детям», – М.: Мозаика-Синтез, 2018-224с
Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.