МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 27 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Проект
На тему «Русская изба»
Музыкальный руководитель Шведова М.В.
Москва 2020
Паспорт проекта «Русская изба» для детей старшей логопедической группы МБДОУ д/с №27 компенсирующего вида.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель – логопед, родители.
Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы:
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Гипотеза данного проекта: интерес к традициям русского народа повысится, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием разных форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- фольклорный материал будет отобран адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Цель проекта:
• Приобщить к культурным традициям русского народа, используя все виды русского народного творчества.
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
• Возрождать интерес к прошлому своего народа, обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о русской избе, мебели, предметах посуды, национальной одежде и национальных праздниках.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.
• Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
«Коммуникативное развитие»:
• Определить основные методы, формы использования фольклорного материала в процессе речевого развития детей и разработать методику его комплексного применения.
• Обогатить словарный запас детей.
• Развивать образную и связную речь детей.
• Расширить и углубить знания детей о жизни и быте крестьян и национальных праздниках.
• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, частушки, шутки, прибаутки, песни, заклички, считалки, дразнилки).
«Художественно-эстетическое развитие»:
• Воспитывать интерес к русским народным музыкальным произведениям.
• Формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, бубенцах, трещотках, рубеле и других).
• Закреплять навык исполнения народных попевок и песен, участия в народных играх, танцах, хороводах.
• Побуждать детей к выражению своих чувств в изодеятельности.
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
• Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).
«Социально-коммуникативное развитие»:
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в играх-драматизациях, сюжетно-ролевой игре, приобщить всех детей к национальным традициям.
• Уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.
«Физическая культура»:
• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.
• Упражнять в беге, в умении действовать по сигналу.
• Поощрять стремление принимать участие в народных играх.
Предполагаемый результат проекта:
● Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
● Имеют представления о традициях русского народа;
● Осознают принадлежность к своему народу;
● Используют в активной речи устный народный фольклор;
● Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
● Имеют представления о русской избе, национальной русской одежде;
● Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
● Диагностика;
● Определение цели и задач проекта;
● Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
● Составление плана основного этапа проектирования;
● Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
● Создание развивающей среды в групповой комнате.
II. Основной этап
● Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
● Совместная деятельность с детьми;
● Привлечение родителей к наполнению мини – музея и работе над проектом;
● Индивидуальные консультации родителей по участию в проекте.
III. Завершающий этап
● Совместная деятельность с детьми;
● Участие в праздниках, обрядах;
● Диагностика;
● Оформление материалов проекта;
● Подготовка презентации для выступления из опыта работы.
Обеспечение проекта
1. Научно - методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
2. Наглядно - дидактическое: изготовление избы, подбор предметов русского быта, фотографий, иллюстраций, мультимедийных презентаций.
Формы организации
● Беседа, общение, НОД.
● Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
● Моделирование.
● Экскурсия.
● Слушание и разучивание фольклорных произведений.
● Развлечения и досуги.
Содержание проекта
Месяц |
Содержание |
Художественная литература |
Музыкальная литература
|
Работа с родителями |
|
|||
Сентябрь |
Диагностика на выявление имеющихся у детей знаний о прошлом нашего народа, народных традициях и обрядах, национальном костюме, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров. |
И. Токмакова «Разговор Старой Ивы с Дождем», Н. Сладков «Осень на пороге», К. Паустовский «Дремучий медведь» |
Закличка «Осень, осень, в гости просим». Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки». Игра «Капуста», «Огородник».
«Как у наших ворот »– развеселый хоровод. Слушанье, игра на инструментах.
|
Изготовление макета русской избы |
||||
Октябрь |
«Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем и тяпкой. Беседа о народных обычаях и праздниках
Дидактическая игра «Вершки да корешки»
|
Заучивание потешки «Восенушка – осень». Чтение сказки «Мужик и медведь». В. Бианки «Лесные домишки» И. Токмакова «Ива», «Осина», «Дуб» Р.Н.С. «Сивка – бурка» Толкование пословиц и поговорок об октябре: Плачет октябрь холодными слезами. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой. Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит. Загадывание загадок. |
Разучивание частушек. Хоровод «Как пошли наши подружки». Игра «Мельница»
Подвижные музыкальные игры: «Капуcта», «Бой петухов». Драматизация русских народных музыкальных сказок. |
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала к выставке. |
||||
Ноябрь |
НОД «Путешествие в деревню». Беседа «Откуда хлеб пришел?» (знакомство с серпом и цепом). Беседа «Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской национальной кухни). Беседа «Из истории мужской и женской одежды» Беседа «Из истории мужской и женской обуви» Моделирование русского костюма – развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды.
Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда
|
Чтение рассказа В. Крупина «Отцовское поле» Заучивание наизусть стихотворения «Осень наступила» В. Плещеева Чтение сказки Маршака «Три поросенка» Чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Толкование пословиц и поговорок: Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Хлеб – всему голова. Худ обед, когда хлеба нет. Встречают по одежке. Береги платье снову. |
Беседа о предназначении потешек. Разучивание потешки «Иванушка» Песня «Говорят у нас вот так!». Игра «Где был, Иванушка»
|
Приобщение родителей к оформлению и наполнению мини – музея «Русская изба» |
|
|||
Декабрь |
Беседа «Знакомство с русской избой. Строительство жилища» «Из какой посуды раньше ели?» Рассказ о традициях празднования Нового года «С Новым годом, со всем родом!» Составление
детьми письма Нафане – другу домовёнка Кузи. Беседа о содержании песни,
характер её Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
|
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» Пересказ Р.Н.С. «Мороз, Солнце и Ветер» Заучивание наизусть стихотворения Сурикова «Зима» Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», К. Чуковского «Елка», Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Декабрь год кончает, зиму начинает. Зима – не лето, - в шубу одето. Зима лодыря морозит. Зима – хранительница полей. |
Слушание «Авсень - коляда». Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!». Игра на детских музыкальных инструментах «Как у наших у ворот»
Музыкально-дидактические игры: «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу,
Игра «Золотые ворота» |
Изготовление родителями совместно с детьми новогодней елочной игрушки. |
|
|||
Январь |
«Гуляй, да присматривайся!» Беседа о характерных особенностях января. Беседа «Как освещались дома» Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» Игры: «Волшебный клубок», добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры
|
Разучивание колядок. Чтение Р.Н.С. «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. Разучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Январь – году начало, зиме – середина. В январе – солнце на лето, зима – на мороз. В январе снег надует – хлеба прибудет. |
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Слушание «В низенькой светёлке». Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима». Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!». Игра «Льдинка».
|
Изготовление совместно с детьми народной тряпичной куклы. Вышивание занавесок для макета избы. |
|
|||
Февраль |
Беседа о характерных особенностях февраля. «Городецкая роспись» Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда . Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах. |
Чтение сказки «Два Мороза», «Царевна – лягушка». Чтение стихотворения С. Есенина 1. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах. Слушание «Выходила наша Масленица». Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Вьюги да метели на февраль налетели. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?
|
Слушание «Выходила наша Масленица». Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали». Повторение прибауток, приговорок к масленице». Игра «Горшок». Разучивание песни «Блины». Хоровод «А мы Масленицу провожали». Игра «Сковорода».
|
Изготовление чучела «Масленицы» |
|
|||
Март |
Беседа о маме «Нет милее дружка, чем родная матушка» Изготовление поделок в подарок маме. Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» Знакомство с
трудом сельских жителей. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде,
связанным с этим Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» |
Чтение: С. Маршак «Урок вежливости», Ф. Тютчев «Весенние воды», Р.Н.С. «Крошечка – Ховрошечка», «Василиса Прекрасная», В. Драгунский «Тайное становится явным» «Гори, гори ясно» Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Родную мать никем не заменишь. Сердце матери лучше [H1] солнца греет. Птица рада весне, а младенец – матери. |
Слушание «Уж я сею - высеваю». Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна». Повторение знакомых песен. Игра «Колечко».
|
Конкурс на лучший рецепт блинов к Масленице. Совместный досуг с родителями «Масленица пришла». Чаепитие с блинами. Открытый просмотр НОД на тему «В горнице моей светло» в рамках проведения «Недели открытых дверей» |
|
|||
Апрель |
Беседа о характерных признаках начала весны. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» Знакомство детей с православным праздником «Пасха», Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. Разучивание пасхальных приговорок. «Красная горка» Русский самовар на Руси. |
Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетайте!» Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», В. Бажов «Серебряное копытце», отрывок стихотворения А. Плещеева «Весна», К. Паустовский «Кот – ворюга» Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Труд человека кормит, а лень портит. Нет плохой земли, есть плохой хозяин. Весенний день год кормит. |
Пение закличек о весне.
Хоровод «Идёт Матушка - Весна». Повторение знакомых песен. Игра «Ручеёк».
ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА» Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй». Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл, Ванюша». Игра на детских музыкальных инструментах.
|
Стендовый доклад «Русское чаепитие» |
|
|||
Май |
Рассказ о весенних полевых работах. Рассказ о воинах – защитниках отечества.
|
Повторение пословиц о весне, отгадывание загадок. Чтение сказки Н. Павловой «Под кустом» Чтение сказки «Каша из топора», «Аленький цветочек» Э. Шим «Брат и младшая сестра» Толкование и заучивание пословиц и поговорок: Храбрый побеждает, трус погибает. Смелость города берет. |
Слушание песни «Утушка - луговая». Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!» Хоровод «Вот уж скоро лето». Игра на детских музыкальных инструментах. Игра «Ручеёк».
Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала». Повторение закличек. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
|
Посещение городского краеведческого музея
|
|
|||
Используемая литература:
1. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
2. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с
3. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa
4. http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/
5. http://www.edu.yar.ru/safety
6. Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – Санкт – Петербург:Детство – Пресс, 2015г.
Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
8. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
9. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш! » Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
10 Программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре». Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линкапресс Москва, 2008
Скачано с www.znanio.ru
[H1]
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.