Проект "Русская изба" для дошкольников

  • Работа с родителями
  • docx
  • 29.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Помогая соприкоснуться с русскими традициями. Объединить работу специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Иконка файла материала Русская изба 1.docx

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 27 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

 

 

 

 

 

 

Проект

 

На тему «Русская изба»

 

 

 

 

                                                                                

Музыкальный руководитель Шведова М.В.

 

 

 

 

 

Москва 2020

 

 

 

Паспорт проекта «Русская изба» для детей старшей логопедической группы МБДОУ д/с №27 компенсирующего вида.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель – логопед, родители.

Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы:

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Гипотеза данного проекта: интерес к традициям русского народа повысится, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием разных форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- фольклорный материал будет отобран адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Цель проекта:

•  Приобщить к культурным традициям русского народа, используя все виды русского народного творчества.

Задачи образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

• Возрождать интерес к прошлому своего народа, обрядовым русским праздникам.

• Обогащать духовный мир детей.

• Обобщить и закрепить знания детей о русской избе, мебели, предметах посуды, национальной одежде и национальных праздниках.

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.

• Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

 «Коммуникативное развитие»:

• Определить основные методы, формы использования фольклорного материала в процессе речевого развития детей и разработать методику его комплексного применения.

• Обогатить словарный запас детей.

• Развивать образную и связную речь детей.

• Расширить и углубить знания детей о жизни и быте крестьян и национальных праздниках.

• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, частушки, шутки, прибаутки, песни, заклички, считалки, дразнилки).

«Художественно-эстетическое развитие»:

• Воспитывать интерес к русским народным музыкальным произведениям.

• Формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, бубенцах, трещотках, рубеле и других).

• Закреплять навык исполнения народных попевок и песен, участия в народных играх, танцах, хороводах.

• Побуждать детей к выражению своих чувств в изодеятельности.

• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

 • Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).

 

 «Социально-коммуникативное развитие»:

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в играх-драматизациях, сюжетно-ролевой игре, приобщить всех детей к национальным традициям.

• Уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.

«Физическая культура»:

• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.

• Упражнять в беге, в умении действовать по сигналу.

• Поощрять стремление принимать участие в народных играх.

 

Предполагаемый результат проекта:

        Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

        Имеют представления о традициях русского народа;

        Осознают принадлежность к своему народу;

        Используют в активной речи устный народный фольклор;

        Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

        Имеют представления о русской избе, национальной русской одежде;

        Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

Этапы работы над проектом:

       I.            Подготовительный этап

        Диагностика;

        Определение цели и задач проекта;

        Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;

        Составление плана основного этапа проектирования;

        Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

        Создание развивающей среды в групповой комнате.

    II.            Основной этап

        Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

        Совместная деятельность с детьми;

        Привлечение родителей к наполнению мини – музея и работе над проектом;

        Индивидуальные консультации родителей по участию в проекте.

 III.            Завершающий этап                             

        Совместная деятельность с детьми;

        Участие в праздниках, обрядах;

        Диагностика;

        Оформление материалов проекта;

        Подготовка презентации для выступления из опыта работы.

 

Обеспечение проекта

1.     Научно - методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;

2.     Наглядно - дидактическое: изготовление избы, подбор предметов русского быта, фотографий, иллюстраций, мультимедийных презентаций.

 

Формы организации

        Беседа, общение, НОД.

        Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

        Моделирование.

        Экскурсия.

        Слушание и разучивание фольклорных произведений.

        Развлечения и досуги.

 

Содержание проекта

 

Месяц

Содержание

Художественная литература

Музыкальная литература

 

Работа с родителями

 

Сентябрь

Диагностика на выявление имеющихся у детей знаний о прошлом нашего народа, народных традициях и обрядах, национальном костюме, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров.

И. Токмакова «Разговор Старой Ивы с Дождем», Н. Сладков «Осень на пороге»,

К. Паустовский «Дремучий медведь»

 

 

Закличка «Осень, осень, в гости просим».

Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».

Игра «Капуста», «Огородник».

 

 

 

 «Как у наших ворот »– развеселый хоровод. Слушанье, игра на инструментах.

 

Изготовление макета русской избы

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем и тяпкой. Беседа о

народных обычаях и праздниках

 

Дидактическая игра «Вершки да корешки»

 

Заучивание потешки «Восенушка – осень».

Чтение сказки «Мужик и медведь».

В. Бианки «Лесные домишки»

И. Токмакова «Ива», «Осина», «Дуб»

Р.Н.С. «Сивка – бурка»

Толкование пословиц и поговорок об октябре:

Плачет октябрь холодными слезами.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит.

Загадывание загадок.

 

Разучивание частушек.

Хоровод «Как пошли наши подружки».

Игра

«Мельница»

 

Подвижные музыкальные игры: «Капуcта», «Бой петухов».

Драматизация русских народных музыкальных сказок.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала к выставке.

Ноябрь

НОД «Путешествие в деревню».

Беседа «Откуда хлеб пришел?» (знакомство с серпом и цепом).

Беседа «Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской национальной кухни).

Беседа  «Из истории мужской и женской одежды»

Беседа  «Из истории мужской и женской обуви»

Моделирование русского костюма – развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды.

 

Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда

 

Чтение рассказа В. Крупина «Отцовское поле»

Заучивание наизусть

стихотворения «Осень наступила»

В. Плещеева

Чтение сказки Маршака «Три поросенка»

Чтение рассказа К. Паустовского

 «Теплый хлеб»

Толкование пословиц и поговорок:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

 Хлеб – всему голова. Худ обед, когда хлеба нет.  Встречают по одежке. Береги платье снову.

Беседа  о  предназначении   потешек.  

 Разучивание  потешки «Иванушка»

Песня «Говорят у нас вот так!».

Игра «Где был, Иванушка»

 

Приобщение родителей к оформлению и наполнению мини – музея «Русская изба»

 

Декабрь

Беседа «Знакомство с русской избой. Строительство жилища»

«Из какой посуды раньше ели?»

Рассказ о традициях празднования Нового года «С Новым годом, со всем родом!»

Составление детьми письма Нафане – другу домовёнка Кузи. Беседа о содержании песни, характер её
исполнения.

Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).

 

Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»

Пересказ  Р.Н.С. «Мороз, Солнце и Ветер»

Заучивание наизусть стихотворения Сурикова «Зима»

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»,                        К. Чуковского «Елка»,                                 Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»

Толкование и заучивание пословиц и поговорок:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Зима – не лето, - в шубу одето. Зима лодыря морозит.

Зима – хранительница полей.

Слушание «Авсень - коляда».

Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!».

Игра на детских музыкальных инструментах

«Как у наших у ворот»

 

 

 

Музыкально-дидактические игры:

«Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Золотые ворота»

Изготовление родителями совместно с детьми новогодней елочной игрушки.

 

Январь

«Гуляй, да присматривайся!» Беседа о характерных особенностях января.

Беседа «Как освещались дома»

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом»

Игры: «Волшебный клубок», добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры

 

Разучивание колядок.

Чтение Р.Н.С. «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.                        Разучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Толкование и заучивание пословиц и поговорок:

Январь – году начало, зиме – середина.

В январе – солнце на лето, зима – на мороз.

В январе снег надует – хлеба прибудет.

 

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

 Слушание «В низенькой светёлке».

Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима».

Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!».

Игра «Льдинка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление совместно с детьми народной тряпичной куклы.

Вышивание занавесок для макета избы.

 

Февраль

Беседа о характерных особенностях февраля.

«Городецкая

роспись» Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда

. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах.

Чтение сказки «Два Мороза», «Царевна – лягушка».

Чтение стихотворения С. Есенина 1. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах. Слушание «Выходила наша Масленица».

Толкование и заучивание пословиц и поговорок:

Вьюги да метели на февраль налетели.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?

 

 

Слушание «Выходила наша Масленица».

Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».

 

Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».

  Повторение прибауток, приговорок к масленице».

Игра «Горшок».

 Разучивание песни «Блины».

Хоровод «А мы Масленицу провожали».

 Игра «Сковорода».

 

Изготовление чучела «Масленицы»

 

Март

Беседа о маме «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Изготовление поделок в подарок маме.

Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали»

Знакомство с трудом сельских жителей. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года.

Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина»

Чтение:

С. Маршак «Урок вежливости», Ф. Тютчев «Весенние воды», Р.Н.С. «Крошечка – Ховрошечка», «Василиса Прекрасная»,

В. Драгунский «Тайное становится явным»

«Гори, гори ясно»

Толкование и заучивание пословиц

и поговорок:

Родную мать никем не заменишь.

Сердце матери лучше [H1]  солнца греет.

Птица рада весне, а

младенец – матери.

Слушание «Уж я сею - высеваю».

Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».

Повторение знакомых песен.

Игра «Колечко».

 

Конкурс на лучший рецепт блинов к Масленице.

Совместный досуг с родителями «Масленица пришла». Чаепитие с блинами.

Открытый просмотр НОД на тему «В горнице моей светло» в рамках проведения «Недели открытых дверей»

 

Апрель

Беседа о характерных признаках начала весны.

Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Знакомство детей с православным праздником «Пасха», Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.

Разучивание пасхальных приговорок.

 «Красная горка»

Русский самовар на Руси.

Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетайте!»

Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и

 братец Иванушка», В. Бажов «Серебряное копытце», отрывок стихотворения

А. Плещеева «Весна», К. Паустовский «Кот – ворюга»

Толкование и заучивание

пословиц и поговорок:

Труд человека кормит,

 а лень портит.

Нет плохой земли, есть плохой хозяин.

Весенний день год кормит.

 

 

Пение закличек о весне.

 

 

Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

Повторение знакомых песен.

Игра «Ручеёк».

 

ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА»

Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».

 Пение «Ой, сад во дворе»,

 «Шёл, Ванюша».

Игра на детских музыкальных инструментах.

 

 

 

 

Стендовый доклад «Русское чаепитие»

 

Май

Рассказ о весенних полевых работах.

Рассказ о воинах – защитниках отечества.

 

Повторение  пословиц о весне, отгадывание загадок. Чтение сказки

Н. Павловой «Под кустом»

Чтение сказки «Каша из топора», «Аленький цветочек»

Э. Шим «Брат и младшая сестра» Толкование и заучивание пословиц

 и поговорок:

Храбрый побеждает, трус погибает.

Смелость города берет.

Слушание песни «Утушка - луговая».

Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»

Хоровод «Вот уж скоро лето».

 Игра на детских музыкальных инструментах.

Игра «Ручеёк».

 

Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала».

Повторение закличек.

Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

 

Посещение городского краеведческого музея

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2.     Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

3.     http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

4.     http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/

5.     http://www.edu.yar.ru/safety

6.      Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – Санкт – Петербург:Детство – Пресс, 2015г.

 Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000

7.      Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

8.      Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9.      Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш! » Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.

     10  Программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре». Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линкапресс Москва, 2008


 

Скачано с www.znanio.ru


 [H1]