МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»
Алтайский край город Рубцовск
2021
Успешными людьми не рождаются,
ими становятся!
Вид проекта: информационно – познавательный, практико - ориентированный, творческий.
Срок реализации, продолжительность проекта– среднесрочный, 5 месяцев
Проблема:
1. Недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, их речевой активности, самостоятельности, проявления творческих способностей, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Занятость и недостаточная компетентность родителей/законных представителей в вопросах формирования коммуникативных навыков, правил этикета, адекватной самооценки и возможности раскрытия творческого потенциала своих детей.
3. Неумение взрослых сформировать у ребёнка представление о том, как стать успешным человеком.
Актуальность:
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других членов общества, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Согласно ФГОС ДО, процесс позитивной социализации должен сопровождаться выполнением ряда требований, одними из которых являются:
- усвоение норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности с сверстниками, позитивных установок к разным видам труда и творчества.
Дошкольный возраст, это прекрасная пора, когда ребенок развивается, растет и старается идти в ногу со временем. Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш.
Как формируются личностные качества ребенка
дошкольника?
Как известно, дети - дошкольники, это «чистый, открытый лист» и то, что мы
запишем на нем, то и протянется за ним красной нитью, на протяжении всей его
жизни. Поэтому формирование и закрепление представлений о трудолюбие и лени,
смелости и трусости, честности и лжи, добре и зле и т.п. является актуальным.
Мы проводим нравственные беседы с детьми, организуем выставки, ведём работу с
родителями.
Данный проект призван помочь детям понять что такое положительные и отрицательные качества личности и найти адекватные способы самовыражения, избавляя от зажатости и неуверенности в себе через развитие речи, познавательные занятия, беседы, игры и т.п.
Цель проекта: Исследовать качества успешного человека для последующего практического применения в рамках проекта «ПроеКТОрия успеха каждого ребёнка»
Задачи проекта:
1. Развивать общую культуру, нравственные, эстетические и интеллектуальные качества личности ребенка, его речевые способности, волевые и иные черты характрера.
2. Способствовать творческой самореализации каждого ребенка, воспитанию инициативности, самостоятельности и ответственности.
3. Организовать творческое взаимодействие в совместной деятельности детей и взрослых.
4. Формировать в группе творчески развивающую среду, способствующую решению задач всестороннего развития личности ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.
5. Повысить информационно – коммуникативную компетентность всех участников проекта в вопросах формирования успешной личности дошкольника.
6. Расширять представления воспитанников о слагаемых жизненного успеха.
Ресурсы:
1. Участники: дети группы «Барбарики», родители воспитанников, специалисты, педагог-психолог, администрация ДОУ;
2. Информационные: Интернет-ресурсы, энциклопедии, художественная литература, аудиозаписи, фильмы;
3. Методические: теоретическая и методическая литература, практические разработки занятий.
4. Материально-технические: компьютер, проектор, магнитофон, аудио-, видеотека, игротека, дидактические пособия, рисунки детей, материалы для изготовления атрибутов.
4. Финансовые: спонсорские средства.
Основные формы реализации проекта:
1. Совместная деятельность педагогов и детей.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Привлечение к реализации проекта психологов-практиков из сторонней организации.
Реализация проекта:
«Воспитание успешной личности начинается в детстве» - это девиз данного проекта.
В рамках педагогической системы МАДОУ, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
На занятиях по речевому развитию дети научатся высказывать своё мнение, терпеливо выслушивать товарища, ответственно относиться к просьбам педагога.
Данные занятия дают широкие возможности для проведения праздников, конкурсов, различных мероприятий.
На занятиях по ознакомлению с предметным и социальным окружением дошкольников у детей сформируются навыки культурного поведения и вежливости, навыки общения с окружающими их людьми. Они самостоятельно научатся выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
Музыкальные занятия и занятия физической культурой развивают такие качества как: художественно – эстетический вкус, упорство, целеустремлённость, смелость, уверенность в себе, ответственность.
Такие качества как трудолюбие, ответственность, целеустремленность и упорство формируются во всех образовательных областях.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• создание необходимых условий в ДОУ для понимания того, как стать успешным человеком;
• ребенок будет овладевать основными культурными способами приобретения положительных качеств личности;
• ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, подчиняться разным правилам и социальным нормам, владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, знаком с вопросами культуры речевого поведения, с наиболее употребительными невербальными средствами общения, культурой слушания, речевым этикетом в разных ситуациях общения, умеет выразительно читать стихотворный текст, произносить чистоговорки, скороговорки.
• ребенок обладает чувством артистизма, ритма, пластикой и выразительностью движений, умеет свободно двигаться, исполнять различные хореографические этюды и композиции с учетом своих возможностей.
Для педагогов:
• повышение компетентности педагогов в реализации развивающих технологий;
• разработка системы занятий по разделам проекта;
• оформление, представление и защита проекта в форме презентации;
• обобщение педагогического опыта в ходе реализации проекта;
Для родителей:
• сформированная мотивация, участие и активизация родителей в жизни ДОУ;
• установление единого поля взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и развития детей.
Предварительная работа:
• анкетирование родителей по проблеме;
• знакомство с проектом родителей и детей;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• подготовка рисунков с родителями на тему «Что такое успех».
• заучивание стихов;
• работа над эмоциональной выразительностью речи;
• сюжетно-ролевые, дидактические и театрализованные игры;
• обыгрывание проблемных игровых ситуаций;
• прослушивание музыкальных произведений;
• разучивание вокальных произведений, театральных композиций.
Продукты проектной деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность, беседы, игры различной направленности.
2. Участие детей в конкурсах.
3. Занятие с приглашением практических психологов «Шаги к успеху».
4. Литературно - музыкальные композиции.
5. Театрализованные представления.
6. Выставки творческих работ дошкольников.
7. Продуктивная деятельность детей.
8. Праздники и развлечения.
Риски:
• финансовые (дефицит денежных средств);
• организационные (выделение удобного времени для всех участников проекта).
1-й этап – подготовительный
Цель: Создание условий для повышения уровня жизнестойкости воспитанников.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «успех».
2. Формировать социальные и коммуникативные умения необходимые для становления личности
3. Развивать стремление к успеху в жизни; позитивное мировосприятие, стремление раскрыть свои способности.
Сроки: ……………..
Методическая работа |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями
|
1. Подбор, изучение и приобретение методической литературы, наглядного материала. 2. Подбор детской художественной литературы. 3. Создание предметно-игровой развивающей среды. 4. Разработка программ, системы занятий, подбор музыкального сопровождения. |
1. Диагностирование детей по проблеме. 2. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. 3. Беседы 4. Дидактические, музыкальные, сюжетно – ролевые и театрализованные игры.
|
1. Анкетирование родителей. 2. Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, пополнении предметно-развивающей среды.
|
2-й этап – основной (деятельностный)
Цель: осуществление реализации воспитательного процесса в тесном сотрудничестве с семьей, создание условий для формирования положительных черт личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность и гражданскую позицию.
Задачи:
1. Развивать представления обучающихся о роли человека в реализации жизненных ценностей, достижении успеха.
2.Воспитание у детей ответственности, целеустремленность, трудолюбие и т.п.
3.Развивать навыки самооценки, анализа своих сильных сторон и качеств.
4. Формировать умение оценивать себя и окружающих, опираясь на положительные качества.
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Работа творческой мастерской в процессе формирования проекта: рисование семейного успеха, «Звезды мечты».
Пополнение книжного уголка, оформление выставок «Мои любимые книжки».
Беседа Что такое добро? Изготовление стендов из пословиц о доброте
|
Консультации для родителей: - Что мешает нашим детям быть самостоятельными? - Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком? - Взаимоотношения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Памятки для родителей «Сочиняем сказки вместе с ребёнком», «Воспитание у ребёнка привычек». «Уроки вежливости и доброты». |
3-й этап – заключительный
Цель: Создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Задачи:
1. Вырабатывать в ребенке механизмы саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления его индивидуальности и самореализации.
2. Формировать коммуникативные способности и модели правильного поведения с людьми, природой, культурой, социумом на основе гуманистических ценностей.
3. Развивать творческие способности в разных видах жизнедеятельности (музыкальной, двигательной, художественной и продуктивной);
4. Воспитывать положительные личностные качества (смелость, волю, дружелюбие, толерантность, стремление к достижениям целей) и приобщать к общечеловеческим ценностям.
Методическая работа |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями |
- Создание конспектов интегрированных видов детской деятельности. - Создание картотеки игр по теме проекта. - Создание презентации по проекту «Шаги к успеху».
- Оформление проекта - Представление проекта на педсовете |
- Итоговое мероприятие со всеми специалистами и психологами – практиками. - Подготовка портфолио по теме проекта.
|
- Буклеты «Здоровая семья – залог успеха в жизни». «Как воспитать успешного ребёнка».
- Подготовка фотогалереи на сайте ДОУ
|
Приложение 1
Занятие для детей подготовительной группы
по теме "Как достичь успеха?"
Цели:
1. Раскрыть сущность понятия «успех».
2. Развить стремление к успеху в жизни.
3. Воспитывать у учащихся лучшие качества, уверенность в себе, свои силы.
Оборудование:
- корзинка с буквами,
- физическая карта России (или глобус),
- микрофон,
- карточки с заданием для работы в группах,
- выставка рисунков воспитанников,
- коллаж «Мой успех – моя мечта», шаблоны звёзд.
План-конспект занятия
1. Организационный момент.
- У меня в корзинке карточки с буквами. Берите по одной карточке и называйте качество человека, начинающееся на выбранную букву. (На карточках буквы: у, е, с, п, х)
- А теперь соберите слово из всех этих букв. Что получилось? (Успех)
2. Формирование мотивации.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
- Мы живем в прекрасной стране, которую называют Россия (внимание детей обращается на физическую карту России). Россия – это большое государство с красивыми лугами, густыми лесами, величественными горами, полноводными реками и озерами, и необозримыми полями...
- Современная жизнь России – это компьютеры, спутниковое ТВ, интернет, развитые промышленность и сельское хозяйство, развитие спорта. Наши спортсмены завоевывают призовые места на Олимпиадах. Наши артисты побеждают на конкурсе Евровидения, наши ученые получают известные мировые премии (Нобелевская премия и др.).
- Наша страна стремится к успеху. А будет ли она успешной в дальнейшем? От кого это будет зависеть? (От нас)
- Да, это будет зависеть от нас. Будем успешны мы – будет успешной и наша страна.
- Вот сегодня мы с вами и поговорим на тему “Что такое успех? Кого мы можем назвать успешным? Какими качествами должен обладать успешный человек?”.
3. Основная часть.
1) Упражнение “Волшебный микрофон”.
- Как вы понимаете, что такое успех? (Детям по очереди дают микрофон и они высказывают свое мнение).
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием:
- Какие черты характера, по вашему мнению, могут обеспечить успех каждому человеку? Подчеркните эти качества.
скромность |
нерешительность |
сила
воли упорство |
Заслушиваются результаты работы групп. Результаты обобщаются.
4. Подведение итогов.
1) Упражнение “Солнышко”. Коллективная работа.
- В каких видах деятельности человек может достичь успеха? (На доске нарисовано солнышко, дети называют области и записывают их на лучиках: например, учеба, работа, спорт, музыка, ИЗО и др.)
2) Составление коллажа «Мой успех – моя семья».
Детям выдаются шаблоны звёздочек.
- Нарисуйте на звёздах свою мечту о том, в какой области вы хотели бы достичь успеха (Дети рисуют свою мечту на звезде и прикрепляют ее на мольберт).
3) Рефлексия. Настрой на успех.
Дети встают в круг.
- О чем мы говорили на занятии? Кто из вас хочет достичь успеха? Чтобы стать успешным, нам надо настроиться на успех. Давайте по очереди скажем такие слова: «Я добьюсь успеха. У меня все получится».
- Я надеюсь, что каждый из вас добьется высот в различных видах деятельности. И вы все будете успешными людьми. Я верю в вас! Спасибо за работу и внимание.
Участники проекта «Шаги к успеху»
Запускаем мечту на планету «Успех»
Лети, моя мечта, над океаном,
Где смешаны созвездия планет,
Где места нет печали и обманам,
Где гневу, лжи и ссорам места нет.
Знакомство.
Психологический настрой на «Путешествие».
Обсуждение проблемных ситуаций.
Работа в микрогруппах.
РЕЗУЛЬТАТ:
Анализируя проведенную работу, можно сказать, что проект обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе проектной деятельности проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Самостоятельно или совместно со взрослыми, ребёнок открывал или приобретал новый практический и социальный опыт.
Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес и познавательная мотивация возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и мы еще раз убедились, что развитие познавательной активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.