Проект
«Система работы по формированию основ пожарной безопасности и действиям в чрезвычайной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду»
Автор: Макеева Ольга Геннадьевна,
воспитатель дошкольных групп
МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара
Цель проекта: Научить дошкольников предвидеть и предупредить опасность, угрожающую жизни и здоровью, связанную с несоблюдением основ пожарной безопасности, избегать её, и в условиях экстремальных или чрезвычайных ситуаций использовать навыки и приёмы правильного поведения.
Задачи проекта:
Формировать у детей к труду пожарных:
-иметь представление о работе боевого расчёта, пожарной техники, работе госпожнадзора.
-иметь представление о тактике тушения пожара, показать взаимосвязь пожарных подразделений и показать взаимосвязь служб спасения: -01;-02;-03;-04;-112.
Формировать чувство повышенной опасности огня:
-знать свойства и качества предметов с точки зрение горения.
-формировать определённое отношение к предметам повышенным источника пожарной опасности.
Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности:
-знать причины пожаров и основные правила пожарной безопасности.
Уметь вести себя в случае пожара:
-уметь ориентироваться в пространстве помещения (группа, квартира, здание).
-знать первые действия при пожаре.
-знать порядок действий при эвакуации.
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного поведения:
-уверенность в своих действиях.
-развитие нравственных качеств и патриотических чувств у детей.
Взаимодействие с родителями:
-формирование единство взглядов между родителями и педагогами по основам пожарной безопасности у детей.
Актуальность проекта: Пожары не знают ни границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, облученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях-пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, в городских условиях-повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем. В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18.11.1994года, в статье 25, сказано «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях… мерам пожарной безопасности». У ребенка отсутствует психологическая защитная реакция, их жажда знаний, желание открыть что-то новое ставит ребёнка перед реальными опасностями. Поэтому часто причиной пожаров становятся детские шалости со спичками, зажигалками и пиротехникой. Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что совершенствуются психофизические функции, возникает потребность интеллектуальной активности и овладение новыми знаниями и навыками, которые при умелом руководстве могут перерасти в потребность их соблюдения. Все вышесказанное, доказывает, что формировать навыки пожарной безопасности и правильным действиям в случае пожара необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Прогнозируемые результаты:
Усвоили основные правила пожарной безопасности, причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий при пожаре и свойства огня.
Научились правильно общаться с огнём, ориентироваться в пространстве помещения (группа, квартира, здание). Уметь работать с планом, выделяя выход из помещение.
Участники проекта: Дети 6-7 лет, воспитатели и родители.
Время реализации проекта: 1 год.
Социальные связи: Школа, пожарная инспекция, музей пожарной безопасности
г. Самара.
Первый этап проекта «Социально-коммуникационное развитие».
1.Создание учебной экстремальной ситуации (эвакуация).
2.Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность.
3.Ориентирование по плану (группа, квартира, здание).
4.Проведение экспериментов (со свечкой).
5.Беседы (об опасности дыма и огня).
6.Чтение художественной литературы: М.Горький «Пожар», Т.Шорыгина «Сказки о пожарной безопасности», Е.Хорынская «Спичка-невеличка».
7.Пословицы и поговорки:
• Спички — не игрушки, огонь — не забава.
• Спичка — невеличка, а огонь от нее великан.
• Солома с огнем не дружит.
• Не шути с огнем — обожжешься.
• Малая искра сжигает города.
• Пожар слезой не зальешь.
• От копеечной свечи Москва сгорела.
8.Дидактические игры: «Лото пожарная безопасность», «Назови причины пожара».
9.Сюжетно ролевая игра: «Мы пожарные».
10.Подвижная игра: «Пожарная эстафета».
11.Рассматривание иллюстраций: «В душе мы все немного пожарные», «Ребёнок дома».
12.Организация выставок, конкурсов «Поле чудес», «КВН» на тему пожарной безопасности.
13.Драматизация по произведению С.Маршака «Кошкин дом».
14.Экскурсия в пожарную часть №9 г. Самара.
15.Изобразительная деятельность: Рисование «Берегите лес от пожара»; Конструирование поделок на тему пожарной безопасности; Составление альбома «История пожарной службы».
16.НОД «Огонь-друг, огонь-враг»; «От чего может возникнуть пожар в квартире?»; «Что делать при пожаре?».
Второй этап проекта «Взаимодействие с родителями».
1.Консультации «Формирование знаний о противопожарной безопасности», «Пожарная безопасность детей дома», «Изучение правил пожарной безопасности в детском саду».
2.Родительское собрание (встреча с инспектором госпожнадзора).
3.Анкетирование «Откуда опасность?».
4.Выстовка детских работ «Спички детям не игрушки».
5.Папка-передвижка «Пожарная безопасность».
6.Оформление стенда «01» для родителей.
Третий этап проекта: «Ожидаемый результат».
Проводя работу по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности и действиям во время чрезвычайной ситуации, мы получили следующие результаты.
ДИАГНОСТИКА №1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ.
Цель: Выяснить знание детьми правил пожарной безопасности в квартире.
Проведение диагностики.
Воспитатель: посмотрите внимательно на картинку и найдите в квартире нарушение несоблюдение правил пожарной безопасности и назвать, как их устранить (Ответ детей).
Результаты:
Низкий уровень. Ребенок нашел до 5 нарушений и смог назвать, как их устранить.
Средний уровень. Ребенок нашел до 10 нарушений и смог назвать, как их устранить.
Высокий уровень. Ребенок нашел более 10 нарушений и смог рассказать, как их устранить.
Начало 2018/2019 уч.г. (старшая группа) (в %).
Начало 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)
Конец 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)
Вывод: данная диагностика доказывает эффективность работы по формированию основ пожарной безопасности в ДОУ.
На конец 2019/2020 учебного года уменьшились показатели по низкому уровню на 34%, показатели по высокому уровню увеличились на 24%. Это доказывает эффективность проводимой работы.
ДИАГНОСТИКА №2. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ.
Цель: Определить знание детей во время пожара.
Проведение диагностики:
Воспитатель: посмотрите на картинку и скажите, в какую ситуацию попал мальчик. Расскажи, как он должен действовать (Ответ детей). По ответам ребёнка заполняется таблица.
Результаты:
Низкий уровень. Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара только при помощи взрослого.
Средний уровень. Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара самостоятельно, но с нарушением последовательности и справляется при помощи взрослого.
Высокий уровень. Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара самостоятельно, правильно соблюдая последовательность.
Начало 2019/2020 уч.г (старшая группа) (в %)
Конец 2019/2020 уч.г (старшая группа) (в %)
Вывод: данная диагностика показывает, что по сравнению с началом года наши дети могут назвать свои действия во время пожара; показатели высокого уровня увеличились на 7%, показатели среднего уровня увеличились на 12%, показатели низкого уровня уменьшились на 19%, что показывает положительную динамику и позволяет откорректировать работу с детьми на следующий учебный год.
ДИАГНОСТИКА №3.ОРИЕНТИРОВКА В ПЛАНЕ.
Цель: Выявить умение детей в ориентировании в плане и объяснять выбор своих действий.
Проведение диагностики.
Ребёнку предлагается указать выходы из горящего помещение по плану и объяснить свои действия, почему выбран данный путь.
Результаты:
Низкий уровень. Ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого, его наводящих вопросов.
Средний уровень. Ребёнок справляется с заданием с частичной помощью взрослого, может при помощи наводящих вопросов объяснить своё решение.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно находит выход из помещения, объясняя свой выбор.
Начало 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)
Конец 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)
Вывод: данная диагностика показывает, что дети в количестве 15 человек могут ориентироваться в плане на бумаге, могут объяснить свой выбор. Два ребенка имеют низкий уровень, что объясняется частым отсутствием данных двоих детей в детском саду из-за болезни.
Вывод: Данные диагностики показывают, что наши воспитанники имеют определённые знания правил пожарной безопасности и действий во время чрезвычайной ситуации; мы взрослые выражаем надежду, что проверять эти знания им в жизни не придется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.