ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА
Оценка 4.7

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.11.2019
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА
УДК 374 валец статья.docx

УДК 374.1

 

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

Валец Татьяна Михайловна
Барановичский государственный университет

Руководитель: Ермакович Леонид Иванович

 

Младший школьный возраст является важнейшим этапом жизни человека, в этот период происходят большие изменения не только в организме ребенка, но и в его личности. Данный возрастной этап характеризуется поступление в школу, так ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей, потому вопрос о ее самоорганизации имеет большую значимость [1, с. 271].

На сегодняшний день существует большое множество методик направленных на  выявление уровня самоорганизации, ее поддержания и улучшения.

Одним из подходящих способов сбора информации можно выделить опросник, так как он не требует прохождения этапов стандартизации, и может быть составлен в свободном виде согласно психологическим особенностям данной возрастной категории [2, с. 271].

Однако при составлении опросника для младшего школьного возраста необходимо помнить несколько важных условий, соблюдение которых позволит получить наиболее достоверные ответы, а так же безошибочно интерпретировать результаты.

Во – первых, нужно помнить об особенностях развития устной и письменной речи школьника. Так, к моменту поступления в школу словарный запас увеличивается, но сложные грамматические конструкции и термины не всегда позволяют младшему школьнику понять содержимое предоставляемого текста [3, с. 271].Потому вопросы и ответы составляемого опросника должны быть доступны пониманию ребёнка.

Во – вторых, мышление школьника в шесть – семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции [4, с. 227]. Потому ответы должны быть подобраны так, что бы при выборе варианта, для ребенка не было смысловой запутанности, иначе учащийся не сможет правильно сопоставить предложенные ответы со своим.

Не стоит забывать о внимании младшего школьника, которое выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении.  Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается [1, с. 21]. Потому количество вопросов не должно быть слишком большим, иначе это может спровоцировать утомляемость, что в свою очередь способно повлиять на достоверность ответов и вообще на процесс проведения опроса.

Далее, нужно учесть тематику опросника. Для выявления данных об уровне самоорганизации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника необходимо составлять вопросы так, что бы интерпретация ответов ребенка позволила нам выявить уровень проявления ее показателей.

Таким образом, на основе данных о самоорганизации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мною был составлен опросник, для данной возрастной категории. Он представляет собой 16  вопросов и предполагаемых ответов к ним.

Немало важным этапом в разработке и проведении опроса является интерпретация данных. Поскольку в данном случае он нацелен на выявление уровня самоорганизации самостоятельной учебной деятельности школьника, будет целесообразно соотнести ответы с ее возможными уровнями: высоким, средним и низким.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке опроса следует уделять особое внимание психологическим особенностям возрастной группы, для которой он разрабатывается. Однако не стоит забывать о том, что неподходящие условия, индивидуальные проявления личности, а так же неправильно составленный опросник могут повлиять на достоверность получаемых ответов, а так же на правильность интерпретации данных. Следовательно, особое внимание нужно уделять не столько процедуре проведения опроса, а сколько процессу его разработки, так как неправильно составленный опросник при правильном проведении не позволит достичь поставленной цели.


Список использованных источников

 

1.     Дубровина И.В.  Младший школьник: развитие познавательных

способностей – М.: Издательство «Просвещение» 2003. – 157с.

2.     Ишков А.Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной

деятельности. [Электронный ресурс] – Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия – Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/21.11.19-uroven-samoorg-polnaya.pdf

3.     Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы

успешности: Монография. – М.: Издательство АСВ, 2004. – 224 стр.

4.     Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ РАЗРАБОТКИ ОПРОСНИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019