Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Маганская средняя общеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск»
Доклад на педагогические чтения
Проект «Содружество муз»
(интеграция видов искусства с предметами гуманитарного цикла)
Дьячковская Мария Степановна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Маганская СОШ»
Якутск 2021
В своей педагогической практике я руководствуюсь словами выдающегося учителя-новатора Е.Н. Ильина: «Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли». Сегодня много говорят о том, что изменилась шкала ценностей. И часто – не в лучшую сторону. В такое сложное время, мне кажется, особенно возрастает роль учителя как представителя самой гуманной профессии. Ведь школьный учитель по сути и в основе своей – воспитатель. Именно учитель помогает ребенку в его стремлении понять мир, в котором мы живем, целостность этого мира, помогает ребенку в постижении гармонии, в пробуждении интереса к людям, к природе, культуре, искусству. А учитель-словесник призван нравственностью литературы формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал. В своей работе я стараюсь, чтобы воспитательные возможности литературы реализовались не только на уроках, но и находили продолжение во внеклассной работе. Проведение литературных праздников, балов, различных конкурсов уже стало доброй традицией нашей школы. А дети уже в сентябре начинают спрашивать, когда у нас будет литературный вечер. И это очень радует и заставляет всегда держать планку выше.
Часто в различных жизненных ситуациях я вспоминаю свои школьные годы. Они у меня были самыми счастливыми, как в песне: «школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею». За это я бесконечно благодарна своим учителям. Таких же счастливых школьных воспоминаний я желаю и своим ученикам.
Проект «Содружество муз»
(интеграция видов искусства с предметами гуманитарного цикла)
г. Якутск 2018 г.
Исполнители проекта:
Методическое объединение учителей русского языка
Руководитель проекта: Дьячковская М.С., учитель русского языка и литературы.
Соисполнители проекта: Загудаева О.Г., учитель русского языка и литературы;
Борисова Э.С., учитель русского языка и литературы.
Даты начала и завершения проекта: декабрь 2018 г.- декабрь 2020 г.
Место реализации проекта: МОБУ «Маганская СОШ» г. Якутска
Актуальность: Сейчас, на наш взгляд, в обществе особенно остро встала проблема нравственного, духовного обнищания молодёжи. Одна из причин возникших проблем связана с обилием информации. Сегодня дети, испытывая неслыханный натиск массовой культуры, и в силу низкого уровня художественных знаний и отсутствия устойчивой эстетической позиции, быстро усваивают общепринятые идеалы, и потом их трудно убедить в ценностях классики, которая зачастую отделена от них барьером времени. В последнее время под влиянием СМИ и западной культуры, наряду с грубостью, цинизмом и вульгарностью, культивируется упрощенность речи, нигилизм по отношению к родной культуре.
Конечно, современные школьники неплохо владеют русским языком и даже успешно сдают ЕГЭ, но знание языка еще не гарантирует успешного публичного выступления, радости общения. Для того чтобы легко и свободно общаться, нужно преодолеть еще языковой барьер и барьер культурный. У большинства школьников отсутствует культура речи. Они стесняются красиво и выразительно излагать свои мысли; вследствие того, что мало читают, их словарный запас крайне беден, зато в изобилии присутствуют слова - паразиты, молодежный сленг, жаргон. Как следствие ограниченности речи у старшеклассников возникают проблемы с учебой, боязнь публичной речи, а в ситуации вынужденного выступления – неудовлетворенность собой, вместо радости общения – эмоциональный стресс. Чаще на уроках мы ограничиваемся фронтальным опросом, письменными ответами, чтением по домашним заготовкам. Устная монологическая речь заменяется заученным наизусть. Старшеклассники не владеют речевой ситуацией, забытое одно слово выбивает из колеи, неожиданный вопрос остается без ответа или отвечается невпопад. Ученики не умеют вести диалог.
Таким образом, перед нами встаёт проблема, как свести воедино в сознании и чувстве ребенка многоликую картину мира, чтобы разум его освещался высоким чувством. Выход многие педагоги видят именно в эстетическом воспитании, рассматривая его в тесной связи с нравственным и умственным развитием.
Объект исследования: культура речи и эстетическое развитие.
Предмет исследования: развитие монологической речи обучающихся через интеграцию предметов гуманитарного цикла с различными видами искусства.
Гипотеза: добиться успешной самореализации и социализации языковой личности можно, если через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла
1.расширить образовательное пространство.
2. реализовать межкультурную коммуникацию в контексте развития русской речи и восприятия искусства.
3. развить художественное мышление и творчество.
4. воспитать нравственные ценности
Концепция проекта
Содружество муз – это интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Мы, учителя-словесники, хотим видеть в учениках глубину переживаний, утонченность эмоциональных реакций от соприкосновения с классическими образцами искусства, без которых невозможен полноценный мыслительный процесс, невозможно подлинное творчество, хотим научить их понимать все прекрасное и наслаждаться им, хотим не только учить ум, но и воспитывать чувства.
Проектная идея
Школа - это главное звено в познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Современных педагогов на данном этапе волнует недостаточное внимание к духовно - нравственному воспитанию детей. Предметы гуманитарно-эстетического цикла должны стать курсами именно искусства, обеспечивающими эмоциональную, эстетическую сторону обучения, развития художественного мышления и творчества.
Содружество видов искусств на уроках литературы должно способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом
Работа строится по 4 основным направлениям:
1. Развитие представлений о специфике восприятия различных видов искусств.
2. Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусств. Понимание жанрового многообразия искусства.
3. Развитие навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности
4. Развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции.
Цель: развить коммуникативные компетенции, художественное мышление и творчество посредством интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла для успешной самореализации и социализации языковой личности.
Задачи:
- организовать деятельность педагогов по приобщению детей к духовной культуре и традициям русского народа через организацию сотрудничества с музеями, театрами;
- разработать программу элективных курсов по профильной подготовке;
- разработать систему внеурочных занятий по формированию нравственных идеалов;
- сформировать интеллектуально-речевую культуру учащихся, эстетический вкус, коммуникабельность.
Мобилизация ресурсов
Свою деятельность в рамках проекта мы планируем строить, опираясь на следующие принципы:
1. Принцип деятельности (постоянный процесс открытия нового, развитие навыков восприятия различных видов искусств)
2. Принцип вариативности (дает педагогу свободу выбора живописного, музыкального, кинематографического материала, не противоречащего позиции авторов)
3. Принцип креативности (организация, стимулирование и поощрение творческой деятельности детей, создание ситуаций, когда ребенок реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность)
4. Принцип гуманности (любовь к искусству, интерес к ребенку). Инструментом реализации данных принципов является коллективный диалог и предоставление возможностей для импровизации, как педагогу, так и ребенку.
Взаимодействие в социуме:
Реализация проекта
Основные направления работы:
1. Развитие представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусств
2 Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусств
3 Развитие представлений о жанровом многообразии искусства
4 Развитие навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (восприятие настроения, темпа, ритма, композиционного строения произведений искусства)
5 Развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции
Теоретической и методологической основой проекта является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства, как форм отражения
материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.
Методы и этапы реализации проекта:
Реализацию нашего проекта мы условно подразделяем на три этапа:
1 этап: подготовительно-организационный (декабрь2018)
- Создать творческую группу по работе над проектом, распределить должностные обязанности.
- Провести социологический опрос среди учащихся с целью выявления интересов школьников и степени их удовлетворённости организацией уроков литературы.
- Организовать обучающие семинары для учителей.
- Планировать интегрированные уроки
-Планирование Недели русского языка и литературы в соответствии с темой проекта.
2. этап: основной: практический (декабрь 2020)
- Разработка и проведение системы интегрированных уроков.
- Поиск литературы и работа с литературой по теме проекта с целью получения необходимой информации, пополнения копилки.
- Накопление и систематизация материала уроков и внеклассных мероприятий.
- Участие во внутришкольном смотре проектов методических объединений.
3 этап: заключительный: подведение итогов работы (декабрь 2020г.)
- Организация и проведение открытого заседания МО
- Проведение итогового диагностирования учащихся и целевой группы по результатам работы над проектом.
- Оформление накопленной копилки и обобщение опыта работы.
Планирование деятельности:
Виды работы |
Сроки |
Создать творческую группу, распределить должностные обязанности |
Декабрь 2018 |
Провести социологический опрос среди учащихся с целью выявления их интересов и степени удовлетворённости организацией уроков литературы. |
Январь 2019 |
Провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний школьников о видах и произведениях искусства. |
Январь 2019 |
Организовать обучающие семинары для учителей. |
Март 2019 |
Сбор необходимого материала для копилки сценариев уроков, внеклассных мероприятий. |
В течение года |
Разработка программ элективных курсов по профильной подготовке |
Сентябрь 2019 |
Составить перспективный план предполагаемых мероприятий на год; |
Сентябрь 2019 |
Организовать и провести общешкольную Неделю русского языка и литературы. |
В уч. году 1 раз |
Проведение интеллектуальных игр |
По отдельному плану |
Разрабатывать сценарии запланированных мероприятий, используя краеведческий материал. |
По отдельному плану |
Организация и проведение итоговых открытых уроков членов творческой группы |
Октябрь 2020 |
Организация и проведение итогового открытого заседания МО. |
Декабрь 2020 |
Провести итоговое диагностирование участников проекта, целевой группы по результатам работы над проектом |
Ноябрь 2020 |
Оформление копилки мероприятий и материалов по проекту |
Декабрь 2020 |
Мониторинг проведенной работы |
Декабрь 2020 |
Мониторинг проекта
Критерии |
Показатели |
Методы |
I. Количественный |
-востребованность проекта -охват школьников -количество конкретных дел |
Социологический опрос, наблюдения |
II. Качественный а) социальное развитие личности |
- динамика развития эмоционально положительных отношений к себе и другим - характер реализованных инициатив - качество продуктов социально- творческой деятельности |
Анкетирование, социологический опрос, анкетирование, социологический опрос, отзывы |
б) Общественное мнение |
- популярность - социально- профессиональный эффект - заинтересованность социальных партнеров |
социологический опрос, отзывы, наблюдения |
в) Технологический |
- уровень организации мероприятий - эффективность управления - организационная культура участников |
социологический опрос, наблюдения |
г) Образовательный |
- мониторинг ГИА, ЕГЭ - качество творческих работ - выбор гуманитарного профиля |
наблюдения |
Приложения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.