Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект
занятия по теме «Судьба и жизненный путь человека»
Педагог-психолог Маркарян А.С.
пос. Совхозный
Славянский район
Тема: «Судьба и жизненный путь человека».
Цель: формировать активную жизненную позицию, навык преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Задачи:
образовательная: информировать о способах снижения психоэмоционального напряжения;
развивающая: развивать навыки самоконтроля, умение анализировать собственные поступки и их последствия; формировать умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыки саморегуляции; формировать навык осознанного выбора;
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию и формировать позитивный образ будущего.
Оборудование: альбом для рисования, шариковые ручки, запись музыки, магнитофон.
Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами гештальт-терапии.
Ход занятия:
Вводная часть.
Педагог-психолог: Добрый день! Период взросления, юности — серьезный этап в жизни человека. Тебе предстоит выбор профессионального пути. В учебных заведениях, на будущей работе, в будущей семье, которая у тебя появится тебя ждут новый коллектив, новые требования, новые радости и новые трудности. Поэтому именно сегодня нужен и уместен серьёзный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах.
Основная часть.
Техника «Жизненная прямая».
Воспитаннику предлагается нарисовать линию и представить, что это — символический рисунок его жизненного пути. Нужно отметить главные, по его мнению, события, которые уже произошли с ним, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события были радостными.
Педагог-психолог: в жизни не всё гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды, но...
Педагог-психолог рассказывает притчу и читает рассказ, затем предлагает воспитаннику привести пример из жизни, когда терпение побеждало.
Притча Л. Пантелеева о лягушке.
Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна отчаялась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сметана постепенно сбивалась в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина.
Рассказ о моряке.
В древние времена в одной стране был обычай приговоренных к смерти преступников отвозить на корабле на необитаемый остров, где все источники воды были отравлены, и люди постепенно умирали там медленной мучительной смертью. Одного моряка за дерзость приговорили к смерти, посадили на корабль и повезли на остров. Путь до острова занимал четыре дня. Весь путь моряк, закованный в цепи, сидел на палубе и мысленно прощался с жизнью. Он решил, что не будет ждать мучительной смерти на острове, а, когда до конца пути останется немного, бросится за борт. Корабль был в пути уже три дня, когда поднялся страшный ураган. Капитан и экипаж отчаянно боролись за живучесть судна, но океан побеждал. Капитан приказал расковать пленника, а поскольку тот был очень опытным моряком, его умелые действия фактически спасли корабль и команду. Благодарный капитан доставил моряка в порт другой страны и подарил ему кошелек с золотыми монетами.
Составление портрета успешного человека.
Педагог-психолог: Откуда берутся успешные люди? Что помогает им стать успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше? Или это результат усилий самого человека?
Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростка, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко.
Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон, Виктор Франкл и др. Как они сумели добиться успеха наперекор судьбе?
Вывод: на каждом жизненном этапе будут определённые трудности, и побеждает в жизни тот, кто сумеет их преодолеть.
Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни».
Педагог-психолог: Каким вы представляете свое будущее? Какие трудности могут встретиться на вашем пути? Задумываетесь ли вы хотя бы иногда о том, как будете с ними справляться?
Для дополнительной стимуляции обучающегося к разговору следует заметить, что человек, который не видит трудностей, ещё незрелый и невзрослый. Если человек на вопрос о своих проблемах отвечает, что у него их нет, значит, он серьёзно не задумывается о жизни и, встретившись с трудностями, не сможет их решить конструктивно, так как не имеет опыта анализа проблем. Некоторые ребята, когда думают о своём будущем, представляют его в виде солнечной зеленой лужайки с цветочками, на которой никогда не бывает пасмурно. Но ведь как цветы не растут без дождя, так и жизнь человека не бывает без проблем.
В заключение делается вывод, что любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.
Гештальт-техника «Запретный плод».
Цель: в игровой форме происходит реализация способов поведения – совершение действий по отношению к воображаемому «запретному плоду». Участник показывает свой вариант отношения к нему, в результате работы становятся осознаваемыми способы отношения к запрету.
Ход техники.
В центре помещения педагог-психолог ставит стул и говорит: «Вообрази себе, что на этом стуле находится «запретный плод». Каждый волен представить себе то, что он под этим понимает. Далее воспитаннику предлагается подойти к «запретному плоду» и выразить своё отношение к нему через невербальные действия. Вариантов множество.
В итоге получаем одну из противоположных реакций. Воспитанник либо нарушил запрет (рискнул, предпринял активные действия по отношению к «запретному плоду), либо не нарушил запрет.
Вопросы для обсуждения.
Чем для тебя является запретный плод? Что ты чувствовал, когда выполняли это задание? Какие вопросы ты бы хотели задать? Почему запрет хочется преодолеть? Все ли запреты вызывают такое отношение? Как часто в твоей жизни встречаются запреты? Кто выступает автором запретов? Выступает ли запрет условием несвободы человека? Задумываешься ли ты над тем, что будет, если ты нарушишь запрет? Как, по твоему мнению, связаны нарушение запрета и свобода? Нарушение запрета и вседозволенность? Как взаимосвязаны нарушение запрета и ответственность?
Заключительная часть.
Упражнение «Релаксация».
Педагог-психолог: Закрой глаза. Вдыхай и выдыхай медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4.
Подведение итогов. Обратная связь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.