Мини - проект «Солдатская ложка».
На войне бывает, погибают.
И жетона нету, ну, и пусть!
Пусть меня по ложке опознают.
Все равно на родину вернусь!
С. Швецов
Актуальность проблемы:
Во все времена любовь к Родине, патриотизм, в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
Наши беседы тонут в объеме информации, которая выливается из ТВ. Понятно, что ребенок не смотрит новости, и взрослые передачи, но он воспринимает их фоном. При этом патриотическая информация в СМИ дается к только конкретным праздникам!
А "кровь", "убийство" и т.д. на постоянной основе и в любом выпуске и на любом канале и в очень большом объеме. Нужно больше показывать патриотических фильмов, мультфильмов наших советских, снимать новые с учетом сегодняшнего уровня развития детей их интересов.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Очень важно сохранить воспоминания о той жестокой войне, о цене, которую заплатил наш народ. Ведь еще древние говорили: "Если войну забывают, начинается новая".
На фронте у каждого солдата или офицера имелась собственная ложка. Как правило, взятая из дома, на память о семье. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. А если вернувшийся с фронта солдат приносил свою ложку, то она становилась памятью о прошедшей войне.
Передо мной встала проблема: как сохранить память о той войне для наших детей? Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Солдатская ложка».
Исходя из всего вышесказанного, целью моего проекта является развитие патриотических чувств у детей через освоение и наследование ценностей родного Отечества, обогащение детских впечатлений.
Цель наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению задач:
· Образовательные: помочь понять и познать нравственно — исторические корни, учить ценить подвиг своего народа во времена Великой Отечественной Войны
· Воспитательные: воспитывать нравственные качества детей: любовь к Родине, смелость и отвагу, желание стать защитником своего Отечества; воспитывать уважение и гордость в процессе знакомства с историей жизни наших прадедов в военные будни.
· Развивающие: развивать связную речь, упражняя в использовании лексико-грамматических форм, обогащать словарь.
В процессе работы должны были выполнены следующие принципы:
· Принцип наглядности
· Принцип доступности
· Принцип воспитывающего обучения
· Принцип индивидуального подхода к детям
· Принцип развития
План реализации проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему непосредственно - образовательной деятельности, игр и других видов деятельности.
5. Итог проекта: презентация, мини-музей, изготовление «красивых ложек для ветеранов».
Вид, тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, педагоги)
- по целевой установке: познавательный, творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Продукт проектной деятельности: презентация, красивые ложки для ветеранов, мини-музей.
Срок реализации: краткосрочный(5-8 мая).
Место проведения: Детский сад «Сказка», МОУ «Чойская СОШ»
Организация проекта: создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (беседа, вопросы, рассказ), наглядные (демонстрация презентации, рассматривание фотоальбома, газеты), практический (украшение ложки).
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
· Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне.
·
Изготовление
поделок на военные темы.
Слушание песен военно-патриотической тематики, заучивание стихов о войне, о
Победе.
· Слушание и обсуждение художественных произведений по теме проекта.
Основной этап:
· Беседа на тему: «Такая простая вещь – солдатская ложка».
· Проведение образовательной деятельности: «История ложки», «Красивая ложка для ветерана»
· Выставка художественной литературы о ВОВ.
· Знакомство с художественной литературой: «Солдатская ложка» Швецов Сергей, «Солдатская ложка» Шкапов Константин, Ю.М. Погорельский «Сказ о солдатской ложке».
· Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы».
Заключительный этап:
· Создание выставки – мини-музея о ложках.
· Разрисованные, красивые ложки для ветерана.
Гипотеза: на основе полученных знаний, учить ценить и уважать подвиг своего народа во времена Великой Отечественной Войны
Теоретическая часть:
Что мы понимаем под термином «патриотизм»? Каково значение этого слова?
Слово образовано от греческого «патрис» - «родина». Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова).
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей. В конкретных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому патриотическое воспитание детей старшего возраста – одна из самых актуальных задач нашего времени
Люди старшего поколения называют молодых людей бездуховными. Возможно, они правы, так как моральные ценности молодежи сейчас во многом другие. Однако мне кажется, любовь к Родине, патриотизм, выполнение своего гражданского долга, скромность и порядочность - это «вечные ценности» для всех поколений человеческого общества. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым встать на защиту Родины; представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Описание проекта:
В ходе проекта проводились тематическая образовательная деятельность, с применением презентаций. Во время познавательной деятельности «История ложки» дети узнали, что ложки могут быть сделаны из различных материалов, какие были первые ложки (Приложение №10, №2,2а - фото). А еще бывают ложки, которыми не едят, а одевают обувь! А самая главная ложка – алюминиевая, которой ели солдаты, т.е. солдатская ложка. Ложка была верным другом солдату во время войны! (Приложение №1). В ходе деятельности по развитию речи «Спасибо деду за Победу!» старалась превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Здесь они стараются по настоящему играть военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.
Во время изобразительной деятельности «Красивая ложка для ветерана» (Приложение № 6, 4-5 фото) обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дети как бы “возвращаются” вновь увиденным кадрам.
В помощь родителям выставляются папки-передвижки, даются консультации, рекомендации (Приложение № 3). Родители приняли участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». заполняя анкету (Приложение №11). Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы, чтение художественной литературы) (Приложение №7).
За 70 лет, прошедших с окончания Великой Отечественной войны, память о ней неизбежно стирается. Сохранить ее для новых поколений помогают книги и фильмы. Поэтому работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой (Приложение №9).
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития (Приложение №8).
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Поэтому знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.
Результативность:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с интересом рассматривали иллюстрации и фотографии, пели песни, узнают мелодии. Узнали, какую огромную роль играла обыкновенная ложка для солдата.
Мы пришли к выводу, что проведенные мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. Дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес. А самое главное, в душах детей возродились первые ростки патриотического сознания, сформировались начальные представления о годах войны, о мужественности и героизме солдат и народа.
Вывод: Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Литература:
1. Александрова Е. Ю., Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
2. Алябьева Е.А., “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
3. Зацепина М.Б., “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
4. Кондрыкинская Л.А.. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.