Проект: «Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»

  • docx
  • 22.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект ОВЗ.docx

 

Тема проекта:

«Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»

 

Содержание

Введение…………………………………………………… ……………….. 3-5 Раздел 1. Теоретические аспекты использования современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания детей с ОВЗ……………………………………………………………………………... 6 1.1 Концептуальные основы…………………………………………….....… 5 1.2 Мероприятия по внедрению современных технологий в образовательный процесс …………………………………………………………………........… 6-7 1.3 Календарный план проведения мероприятий ………………………..…. 7-8 Раздел 2. Использование современных образовательных технологий в теории и практике школы при работе с детьми с ОВЗ ………………………. 9 2.1 Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания ………… 9 2.2 Технология воспитания на основе системного подхода ………..…….. 9-10 2.3 Технология гуманного коллективного воспитания.…………...….…… 10 2.4 Информационно-коммуникационные технологии ……  ………     ... 10-11 2.5 Здоровьесберегающая технология ……………………………………….. 11 Заключение ……………………………………………………………………... 11 Список использованной литературы……………………….…………………. 12

Приложение ……………………………… …………………………..….. 13-16






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

Стратегия развития воспитания определяет приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания детей - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основные направления развития воспитания:

- поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания;

- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (в области гражданского воспитания; патриотического воспитания; духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей; приобщения детей к культурному наследию; популяризации научных знаний среди детей; физического воспитания и формирования культуры здоровья; трудового воспитания и профессионального самоопределения; экологического воспитания).

         Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Проблема. Актуальным в этой связи становятся определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса использования воспитательных технологий. Гармонично развиваться ребенку позволят лишь грамотно подобранные воспитательные технологии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.

Цель проекта состоит в изучении современных технологий воспитания, определении влияния современных технологий на личностное развитие детей с ОВЗ и внедрении технологий в коррекционно-воспитательный процесс для повышения уровня воспитанности, познавательной активности, развития потенциальных способностей учащихся.

Задачи проекта:

1. Раскрыть понятие технологии воспитания.

2. Выявить и проанализировать современные технологии воспитания.

3. Создать такую модель воспитания детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

3. Сделать разработку коррекционно-воспитательного занятия.

Ожидаемые результаты проекта:

- повышение уровня воспитанности учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;

- совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

Сроки разработки и реализации проекта:

Проект долгосрочный, разработан в 2023 году. Осуществляться будет в течение 2023-2024 учебного года и будет состоять из нескольких этапов.

1 этап. Подготовительный (организационный):

2 этап. Основной (практический):

3 этап. Заключительный (аналитический):

Ресурсы проекта:

- Личностное общение педагога с ребенком;

- Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);

- Диагностический инструментарий для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса (тесты, анкеты);

- Наличие специально оборудованного кабинета;

- Программные и технические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети)

 

Раздел 1. Теоретические аспекты использования современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания детей с ОВЗ

1.     Концептуальные основы

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе.  Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

1.2 Мероприятия по внедрению современных технологий в образовательный процесс

- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;

- использование ИКТ;

- участие в олимпиадах, исследовательских проектах, конкурсах детского творчества;

- распространение своего опыта работы;

- расширение работы с социумом, встречи с интересными людьми;

- повышение квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Таблица 1

1.3 Календарный план проведения мероприятий

Мероприятия

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Ежедневно

- Повышение общего уровня развития ребенка, развития недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, его подготовку к восприятию учебного материала

- Развитие познавательной активности, самостоятельности и сознательности в обучении.

Использование ИКТ

По мере необходимости 10-15 минут на воспитательском занятии

- Улучшение качества обучения, рост интереса учащихся с ОВЗ к предмету, мотивации к получению и усвоению новых знаний.

- Повышение успеваемости и качества знаний.

Расширять работу с социумом, встречи с интересными людьми

2-3 раза в год

- Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленного на активное освоение мира;

Участие в олимпиадах, исследовательских проектах, конкурсах детского творчества

В течение учебного года

- Развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве;

Распространение своего опыта работы (МО, открытые занятия, в сети Интернет)

Каждую четверть

- Установление новых связей в образовательном Интернет – пространстве посредством активного обмена информацией;

- Решение профессиональных вопросов;

- Повышение профессионального уровня.

Повышение уровня своей квалификации (самообразование) по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

В течение учебного года

- Внедрение новых технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания;

- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- Разработка и проведение открытых занятий с использованием современных образовательных технологий.

 

Раздел 2Использование современных образовательных технологий в теории и практике школы при работе с детьми с ОВЗ

Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения и воспитания.

Овладение современными образовательными технологиями – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, которые возможно применять в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

2.1 Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса,      при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия воспитатель и воспитанник являются приоритетными.  

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

2.2 Технологии воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность ребёнка, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверх цель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

2.3 Технология гуманного коллективного воспитания

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Идеи и принципы:

-в воспитании нет главного и второстепенного;

-воспитание – это, прежде всего, человековедение;

-эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка;

-эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

-принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

-культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

-приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

2.4 Информационно-коммуникационные технологии

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ребёнка и воспитателя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

2.5 Здоровьесберегающая технология

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Данная технология включает в себя:

- Медико-гигиеническую технологию;

- Физкультурно-оздоровительную технологию;

- Экологическую здоровьесберегающую технологию;

- Технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Сохранение здоровья, в данной технологии, рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни.

Заключение

Освоение педагогами практик продуктивных педагогических идей - являются одними путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.





 

 

Список используемой литературы

1.     Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

2.     Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013.

3.     Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002.

4.     Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.

5.     Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

6.     Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

7.     Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

8.     Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.

9.     Новикова Л.И., В.А. Караковский В.А.,. Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.

10. 3. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 

11. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ

школьных технологий, 2006.

1.     Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

2.     Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

3.     Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

 

 

Приложение

Коррекционно-воспитательное занятие на тему

«Правила поведения на природе»

Цель:

1. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.

2. Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

3. Коррекция памяти, внимания, поведения.

Оборудование: доска, на плакате девиз урока «Сохранить природу – сохранить жизнь», картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица «Мы живем в лесу», четыре плаката о правилах поведения в природе.

I. Организационный момент.

Настрой: Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.

II. Сообщение темы.

- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. «Сохранить природу – сохранить жизнь» это девиз нашего занятия.

III. Основная часть.

1. Беседа.

- Попытайтесь ответить на вопросы:

Что такое природа?

Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

Примерные ответы учащихся:

- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.

- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений.

2. Рубрика «Знаете ли вы растения?».

Воспитатель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

- В какую группу их можно отнести?

(Лекарственные растения).

- При каких болезнях помогают эти растения?

Рассматривают плакат, воспитатель читает, все слушают, запоминают.

- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Воспитатель:

- Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.

3. Проблемная ситуация.

- Приходилось ли вам видеть такое?

Ученица:

- Бом-бом-бом!

Начинается погром

Выезжаем на природу,

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор.

- Хорошо ли это?

- Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?

(Собрать мусор).

- А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?

(Ответы учащихся).

Воспитатель:

- А наша березка вот что говорит.

Ученица изображает дерево-березку и говорит:

- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.

Воспитатель:

- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?

Воспитатель говорит варианты:

1. Пройду мимо.

2. Закрою ранку глиной или пластилином.

3. Попью соку и пойду дальше.

Рассматривают плакат, воспитатель читает, все слушают, запоминают.

- Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

4. Станция «Экологические знаки».

Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, воспитатель читает.

а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

- Почему нельзя это делать?

(Ответы учащихся).

б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Воспитатель:

- Почему нельзя рвать цветы?

(Ответы учащихся).

Воспитатель:

- Выросший на лугу цветок «у себя дома».

Вывод делает ученик, читая стихотворение:

- Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все мы, я и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

5. Воспитатель читает призывы о лесе ,учащиеся смотрят на доску.

Береги лес от пожара!

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои дары: орехи, ягоды и грибы.

Приумножай нашу природу.

Береги лес – дом для зверей и птиц.

6. Рубрика «знаешь ли ты?»

- Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)

- Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)

- У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)

- Из какого дерева делают спички? (из осины)

- Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

IV. Подведение итога.

Как нужно вести себя в природе?

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.