ЧДОУ Детский сад № 37 ОАО «РЖД»
Проект
в подготовительной группе «Театр и дети»
Выполнили:
Коваленко Т.Н.
Москва
2023 г.
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей... ”
(Б. М. Теплов)
Актуальность проекта:
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Новизна проекта:
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности.
Цель проекта:
Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания детей по теме проекта;
- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра;
- Развивать артистизм и навыки сценического воплощения.
- Формировать у педагогов, участников педагогического проекта практической готовности в оказании помощи при организации театрального воспитания.
- Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства;
- Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
- Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
- Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Консультации, анкетирование.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)).
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный (18.03-29.03)
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
2 этап – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
- Чтение художественной литературы, рисование
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр.
- Презентация «Театральные куклы»
- Видеофильмы «Театр для детей», «Дошкольникам о театре».
3 этап – заключительный
- Показ театра «Колобок»
- Подведение итогов проекта
Ожидаемые результаты
Дети:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка
- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
- активное участие в жизни группы.
Использованная литература:
1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
4.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей
4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений. М. Просвещение, 2005г.
5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника:
Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском
саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими
рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»:
Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных
руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека
воспитателя. Мозаика-синтез 2008
Приложение
Вопросы к беседе с детьми о театре
Цель: дать представление о театре, познакомить с видами театров (кукольный, настольный, пальчиковый, варежковый)
1. Знаешь ли ты, что такое театр?
2. Ты был в театре? Что там тебе больше всего понравилось?
3. Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
4. А кто занимается постановкой спектакля? Как называются люди, которые исполняют роли (смотрят спектакли?)
5. Как называется место, где актеры исполняют свои роли?
6. Чем украшают сцену?
7. Тебе нравится, когда действия актеров происходят под музыку? Почему?
8. Как ты думаешь, нужна ли музыка в спектакле?
9. Тебе приходилось когда-нибудь участвовать в спектакле?
10. Какую роль ты исполнял? Тебе понравилось? Почему?
11. Какая у тебя любимая роль?
12. Кого бы ты хотел (а) сыграть в спектакле?
Беседа «Правила поведения в театре»
Цель: познакомить детей с правилами поведениями в театре.
Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время представления кто-то рядом разговаривает, шепчется или шуршит фантиком от конфеты, у кого-то зазвонил мобильный телефон или еще хуже, — кто-то опоздал и пытается протиснуться между сиденьями в поисках своего места, то настроение наше будет уже совсем не праздничным!
Итак, какие же правила следует соблюдать при посещении театра и что следует рассказать ребенку?
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
· У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
· В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
· Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
· Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
· Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
· Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
· Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
· Если по каким-либо причинам ты опоздал, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своему месту.
· Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
· Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба, отключи звук свего мобильного телефона.
· В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
· Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
· Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой.
Дыхательная гимнастика
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей, развивать речевой аппарат.
1.
«Ворона»
Исходное положение: сидя на скамейке.
Упражнение: поднять руки через стороны вверх – вдох
Медленно опускать руки вниз – выдох
На выдохе громко произнести – «к-а-а-р»
Повтор 3-4 раза.
2. «Гуси»
Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам
Упражнение: Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный
выдох, с произношением звука «г-а-а» или «г-о-о»
Повтор 4-5 раз.
3. «Аист»
Исходное положение: стоя, ноги вместе.
Упражнение: поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть – вдох.
Медленно опустить руки и ногу – выдох.
На выдохе протяжно произнести звук «ш-ш-ш».
Повтор 3-4 раза.
4. «Коршун»
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове – вдох
Упражнение: быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени –
выдох. Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением «ф-ф-ф».
Повтор 3-4 раза.
5.«Журавли»
Исходное положение: ноги вместе, руки вниз.
Упражнение: поднять руки в стороны - (вдох),
опустить медленно вниз - (выдох) .
На выдохе громко произносить звук «у-у-у-р-р».
Повтор 3-4 раза.
Артикуляционная гимнастика
Цель: активизация речевой моторики перед коррекцией недостатков звукопроизношения.
Предлагаемый комплекс артикуляционных упражнений связан единым сюжетом и является основным артикуляционным комплексом.
Также данные упражнения можно использовать в качестве тренировочных для улучшения дикции.
Сказка
"Веселая прогулка"
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому
углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
Ежики, цветы
1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
2. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести:
«Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.
У меня в иголках шёрстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я - колючий серый ёж!
Футбол
1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел тоже поиграть. присоединиться к ним. Давай и мы вместе со Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка
с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.
Качели
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Индюк
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...
Я - индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Месим тесто
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его
сквозь зубы с усилием.
Блинчики
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Вкусное варенье
1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Чашка
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Чистим зубки
1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот приэтом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
2. После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта. Умылся Язычок и пошёл спать.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Колобок
(игра для развития высоты и тембра голоса)
1. Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев.
2. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами.)
3. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок,
я тебя съем!» разными голосами.
Лягушкина семейка
(игра для развития речевого слуха)
На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква. Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква. А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.
1. Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу.)
2. А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как лягушонок.
Варежковый театр
Цель: раскрепощение детей, речевое развитие, обучение выражению эмоций.
Варежка — простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Образ-варежка очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые нередко пугаются, не видя зрителей.
Варежки могут изготавливаться по-разному:
· они могут быть сшиты сразу с образом;
· на них могут прикрепляться различные мелкие мягкие игрушки или наклейки из ткани,
· на них могут быть закреплены вырезанные из ткани детские картинки.
Прикрепление игрушек и картинок идет с помощью пришивания к ним ленты-липучки.
Варежковый театр — не только развлечение; это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов; это пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия. Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Сказочные загадки
В этой книжке – именины, Много было там гостей. А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварному злодею Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»). |
Скок–поскок, скок–поскок – Через море и лесок! По пути нашёл Жар–птицу И красавицу-девицу, Ну а глупого царя Обмануть сумел не зря. Так Иванушке помог Умный маленький конёк, Всем известный… (Горбунок). |
Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, Но долго хвостиком тряслись. Сказка известна любому ребёнку И называется…(«Три поросёнка»). |
Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке её ожидает: Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка? («Дюймовочка» Г.-Х.Андерсена.) |
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой книжки… («Маша и медведь»). |
Укатился он из дома По дороге незнакомой… Ты узнал его, дружок? Это самый непослушный, Говорливый, простодушный И румяный…(Колобок).
|
Всех грязнуль отчистит быстро, Всех нерях умоет чисто Умывальников начальник И мочалок командир – Знаменитый…(Мойдодыр).
|
Работать умея красиво и ловко, В деле любом проявляя сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? (Васелиса Премудрая). |
Я на балу никогда не была, Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял; А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка). |
|
Настольно-печатные игры
«Любимые сказки»
Цель: научить решать предлагаемые в игре развивающие задачи.
В процессе игры у ребенка развивается внимание, мышление ,память, речь.
Пазловые замки на элементах тренируют у ребенка мелкую моторику, развивает глазомер, позволяет оценить правильность выполнения задания.
Наличие пазлового замка на элементах позволяет ребенку собирать карточки самостоятельно.
«Расскажи сказку»
Цель: развитие внимания, памяти, связной речи.
Описание игры:
Ведущий выкладывает по порядку маленькие карточки одной сказки. Ребенок вспоминает сказку и рассказывает ее. После этого ведущий просит ребенка отвернуться или закрыть глаза, затем две любые карточки меняет местами. Ребенок должен догадаться, что изменилось в сказке, и указать на ошибку.
Знакомство с эмоциями «Удивление»
Цели: -знакомство с чувством удивления;
- закрепление мимических навыков.
Материалы: -пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
-шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
- игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
Ход занятия:
Здравствуйте. Я рада вас видеть!
Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: "Доброе утро!" (Цель — создание чувства группового единства.)
Очень хорошо! Вспомним, о каких чувствах мы с вами уже говорили?.. Да, мы знаем такие чувства, как радость и страх. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится?.. Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?.. Какие у нас глаза в этот момент?.. Что происходит с нашими губами?..
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас будут движения?.. Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?..
Отлично! Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?.. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает.
(Показываем детям пиктограмму "удивление".)
Давайте рассмотрим пиктограмму... Что же происходит с нашими лицами? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву "О".
Пиктограмма "удивление"
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.
У вас замечательно получилось!
Теперь слушайте историю "Живая шляпа".
(Цель — закрепление мимических навыков.)
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
— Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?.. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?..
(Предложим детям разыграть эту сценку с предметами: шляпой, котенком.)
Замечательно!
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?..
(Можно нарисовать на листе всё то, о чём говорят дети).
Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивленный человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?.. А что может удивить вас?.. (Дети отвечают по кругу.)
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки — нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Конспект беседы «Театральная азбука»
Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».
Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.
Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.
Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)
• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.
(• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".
•Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.
• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.
• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.
• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.
Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
Вот спектакль подошел к концу. Понравился он ? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.
Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.
Детские скороговорки
Скороговорки - это ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки создавались с давних пор народом ради забавы детей, и надо заметить, эта забава оказалась весьма полезной. Ведь если использовать скороговорки для развития речи ребенка, можно добиться огромных успехов в корректировке и исправлении неправильного произношения звуков.
Скороговорки для развития речи
Пытаясь развить правильную речь ребенка, нужно как можно чаще применять скороговорки, поскольку дети их очень любят. Скороговорки произносятся в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Важно следить за четкостью произношения каждого звука, тогда речь будет развиваться правильно. Особое внимание необходимо уделять тем скороговоркам, в которых идет проработка звуков, вызывающих наиболее затруднительное произношение у ребенка
Дима дарит Дине дыни, Дыни Дима дарит Дине. |
До
города дорога в гору, |
У бабы бобы, у деда дубы. |
У Бобы винт, У Вити бинт. |
Фаня
в гостях у Вани. |
От
топота копыт пыль по полю летит, |
У пеньков опять пять опят стоят. |
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. |
Ткет ткач ткани на платки Тане. |
Булку,
баранку, батон и буханку |
Водовоз вёз воду из-под водопровода. |
Бык тупогуб, у быка губа тупа. |
По
дороге топал тополь. |
Стрекотали три сороки на рассвете во дворе, Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.
|
Грозно «сторож» зарычал, Со двора сорок прогнал.
|
Розу розовую Розе Боря в праздник подарил. Боря улыбается: роза Розе нравится! |
Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка. |
Свинка рылом землю рыла, Мыли рыло свинке мылом. |
Сашки шапка, у Пашки фуражка, Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.
|
Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька. Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс. |
Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька. |
В стружке шуршит мышка-норушка. Жестко спать мышке на стружке. |
Медведь Потап купил тапки для лап. Малы тапки, не лезут лапки.
|
Маленький карасик попал на удочку Тарасика. Пожалел Тарасик, отпустил карасика. |
Литературная викторина
"Наши любимые сказки»
(подготовительная группа)
Цели: 1. Закрепить знания по сказкам.
2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь
3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.
Оборудование: выставка книг-сказок, пазлы по русским народным сказкам, мяч.
Ход викторины:
Воспитатель. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину « Наши любимые сказки». Для проведения викторины нам необходимо выбрать жюри, которые будут внимательно наблюдать за ходом нашей игры.
Дети делятся на две команды: «Лисичка-сестричка» и «Зайчик-побегайчик»
1 конкурс «Разминка»
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
2конкурс «Назови сказку»
Дети по обложкам книг определяют название сказок.
3 конкурс «Угадай героя сказки»
«Только прыг через порог – И пошел гулять без ног». (Колобок)
|
«В огороде вырос овощ, Приходите все на помощь. Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка) |
«Бабке с дедом повезло: Много снегу намело. И слепили себе дочь, Чтобы им могла помочь. Но весна красна настала, Без следа их дочь пропала» (Снегурочка) |
«Уплетая калачи Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне» (Емеля)
|
«Уплетая калачи Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне» (Емеля)
|
«Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка) |
«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост. В проруби ее полно… Все, пора домой – темно. Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк) |
«От мачехи и от сестер Одни упреки и укор. Ох, не сносить головушку, Если бы не коровушка» (Хаврошечка)
|
«Волшебница из проруби – Бывает ли такое? Ни палочкой волшебною Не машет, ни рукою. Но по ее велению, Лишь было бы желание, Случаются явления, Достойные внимания» (Щука) |
Физминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая
Дыбом волосы стоят
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
5 конкурс «Ты мне я тебе»
Дети одной команды задают вопросы другой команде. Кому принадлежат эти слова.
Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)
Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)
Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)
Битый не битого везет,
Битый не битого везет (Лиса)
Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)
Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)
6 конкурс «Вспомни сказки»
Команды по очереди называют сказки, героями которых являются заяц и лиса
7 конкурс «Собери сказку»
Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку.
«Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»
Консультация для родителей
Игры - драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.
Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.
Театр мишки и куклы
Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек. Если вашему малышу уже исполнилось 6–7 месяцев, вы можете устраивать для него такие представления. Например, любимый утёнок , будет приходить и петь песенки. Кроха не останется равнодушным. Он будет улыбаться, пытаться достать утёнка и выразит желание участвовать в этом представлении. Для годовалого ребёнка можно разыгрывать маленькие сценки уже с двумя игрушками, например, с мишкой и куклой . Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий! Детям в возрасте около 2,5 лет уже доступны классические сказочные сюжеты – например, «колобок» или «теремок». Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной внешностью
Сначала ребёнок увидит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3–4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами.
Театр маленьких пальчиков
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Такие игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целыми фигурками с головой, туловищем, руками, ногами или лапками. Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.
С 3–4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Коза-дереза», «Бычок смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием показывают спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории .
В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актёры и декорации . Сделать такой театр совсем не трудно. Здесь может пригодиться всё – начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить, или вообще скомбинировать из различных материалов. На картонное туловище, например, можно надеть сшитый из ткани костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Ваш ребёнок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.
Театр на столе
Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр – как правило, начиная с 4 лет. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках . Все персонажи окрашены с двух сторон и отлично скользят по столу. Фанерный вариант более долговечен, что особенно актуально, если в семье двое и более детей Вначале этот театр привлекает ребёнка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями: например; Алёнушка, убегая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадёт домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д.
Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.
Домашний кукольный театр
Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками.
Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть «букой». Всё, что может испытывать ваш ребёнок, может испытывать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы надеваете куклу на руку – и в жизнь входит сказка.
Возможности этих кукол безграничны. Для самых маленьких театралов подойдут простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котёнок, с которым что-то происходит, и он, от избытка чувств, поёт и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать её хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами надевают куклу на руку и от её имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми детей с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что тревожит ребёнка, чем он огорчён, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «би-ба-бо», можно разыгрывать с ребёнком разные придуманные сценки или истории из жизни.
Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжёлой. Голова должна плотно сидеть на указательном пальце, и ребёнок должен легко её удерживать. Это очень важно помнить, так как куклы «би-ба-бо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребёнку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать её вместе с малышом.
Таких кукол можно также смастерить самостоятельно в домашн6их условиях, вместе с ребёнком. Связанные или сшитые своими руками, они будут для малыша более ценны
Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Перчаточным куклам присуще ещё одно очень важное качество: ребёнок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает «говорящую куклу» как живое, одушевлённое существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Поэтому психологи, логопеды и воспитатели часто используют кукол на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребёнка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия может проводиться как с группой детей, так и с одним ребёнком. Подобные занятия благотворно влияют на детей, страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.
Потомки Пульчинелло
Среди игрушек-актёров есть и ещё одни замечательные куклы – марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе (к ваге), которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть куклы-животные (сейчас очень популярны собачки-марионетки) или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребёнок её и водит.
Сначала ребёнку очень сложно научиться управлять этой куклой, он просто дёргает её за ниточки и заставляет подпрыгивать. Постепенно он учится координировать движения и управлять куклой. Детям любого возраста очень нравится общаться с окружающими людьми от имени этой куклы, они с радостью преодолевают эмоциональные и коммуникативные барьеры. Застенчивым и заторможенным малышам такие куклы помогут общаться с другими людьми: потявкать или заговорить от имени собачки гораздо проще, чем сделать это самому. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку управляя куклой, ребёнок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.
Сейчас появилось много игрушек, которые при нажатии на кнопочку «сами» произносят те или иные слова, выполняют запрограммированные движения. Но зачастую ребёнок быстро теряет к ним интерес, ведь такая игрушка не может стать в его руках артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.
В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.
Анкета для родителей
«Любите ли вы театр?»
Цель: определение степени отношения к театральному искусству.
Уважаемые родители! Уважаемые бабушки и дедушки! Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.
1. Как вы относитесь к театральному искусству? _________________________________________________________________
2. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?____________________________________________________
3. Как Вы относитесь к созданию в нашем детском саду кружка по театрализованной деятельности?______________________________________________________
4. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми в детском саду?______________________________________________________________
5. Какой вид театра Вам нравится больше всего: __________________________________________________________________
6. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:
__________________________________________________________________
«Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников»
(консультация для родителей)
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.
Театральные игры – это игры, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
Говоря о театральных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключён смысл театра как искусства игры.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем дошкольном возрасте.
Детям младшего дошкольного возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравиться выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.
В душе каждого ребёнка таиться желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная игра. И пожить, и порадоваться в ней может каждый ребёнок. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Например: читая с ребёнком сказки о животных «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и серый волк» и т. п. побеседуйте с ними о прочитанном, о героях сказки. Задайте ребёнку наводящие вопросы, это поможет ему представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса. Это подведёт ребёнка к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
Поиграйте с детьми в игры на угадывание эмоциональных состояний героев сказки, в таких играх дети по выразительному исполнению движений учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
В них они описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, браниться, прилагательных (маленький, большой, капризная, весёлая, грустная, наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные игры активизируют разнообразную лексику, сосредотачивают внимание дошкольников на значение слова, развитию самоконтроля.
Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирована выразительной речи ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.