Постановка проблемы
Проблема формирования толерантных отношений приобретает новое значение в современных социокультурных условиях в связи с возрастанием в обществе негативных явлений: проявление неуважения к окружающим людям в любых сферах; нарушение традиционной иерархии внутрисемейных отношений, проявляющейся в утрате авторитета старших, родителей, в целом, нестабильной обстановкой в социуме. Требуются новые подходы к организации педагогической деятельности, направленной на обогащение нравственно-этической культуры школьников.
Цели проекта:
обосновать педагогические условия, способствующие формированию толерантных отношений у школьников в условиях современной социокультурной среды;
укоренение в школах духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
Задачи:
развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность;
развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применение их в повседневной жизни;
развитие способностей предупредить конфликты и разрешать их ненасильственными методами;
внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.
Целевая аудитория
Ученические коллективы 1 – 11 классов. В период взросления социальные ценности подвергаются испытаниям. Представляемый проект позволит найти себя каждому учащемуся через социально-значимую деятельность, привлечет интерес к социальной жизни. Он позволит разнообразить формы воспитательной работы внутри школы. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации.
Принципы, используемые для реализации проекта:
осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника;
комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие;
последовательность проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивость создания структур;
использование конкретных наборов методических приемов на различных ступенях образования.
Ожидаемые результаты:
формирование основ толерантного сознания;
профилактика национального экстремизма;
формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;
сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базовой программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.);
воспитание активной жизненной позиции: ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок;
повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей;
повышение социальной активности учащихся;
создание информационного ресурса поддержки проекта.
Описание проекта
Работа по реализации проекта осуществляется в четыре этапа
На первом этапе (теоретический) происходит изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы.
На втором этапе (информационный) происходит знакомство учащихся и педагогов с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.
На третьем этапе (творческий) создаются условия для выражения учащимися, педагогами своего отношения к проблеме толерантности.
На четвертом этапе (аналитический) подводятся результаты всех мероприятий и конкурсов, определяются победители по различным номинациям.
Виды толерантности
внешняя толерантность
(к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам
внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия
Принципы толерантности:
отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести»;
умение принудить себя, не принуждая других;
подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности;
принятие «другого», который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным
ІІІ этап - творческий
Конкурс рисунков, плакатов «Мы разные, но мы вместе»
Кулинарное путешествие по странам мира
Благотворительная акция «Лучше самая маленькая помощь, чем самое большое сочувствие»
Конкурс творческих работ «Счастье – это когда понимают»
Акция «Твори добро»
Фотоконкурс «Наш дружный класс»
Акция «Дай руку, друг!»
IV этап - аналитический
Подводятся результаты по номинациям:
лучший рисунок и плакат «Мы разные, но мы вместе»;
лучшая фотография классного коллектива «Наш дружный класс»;
лучшая творческая работа «Счастье – это когда понимают».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.