Муниципальная общеобразовательная бюджетная учреждение Маганской средней общеобразовательной школы
Проект
«Толстовские правовые игры»
Выполнил:
учитель истории и обществознания
Спиридонова Татьяна Владимировна
Оглавление
Введение…………………………………………………………….. стр. 1
3. Заключение ……………………………………………………… стр. 18
3. Литература ……………………………………………………… стр. 19
Введение
Целью проекта является привлечение учащихся к правовой культуре через рассмотрение толстовских былин, рассказов, сказок.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. познакомиться с былинами , рассказами, сказками Л.Н. Толстого;
2. расширить представление детей о былинах ;
3. проанализировать былины , рассказы, сказки Л.Н.Толстого с правовой точки зрения.
4. Изучить правовые статьи.
Актуальность: Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную страницу в истории русской и мировой культуры, не может быть сведена только к литературе. Всесторонней и правильной оценки правовых взглядов Толстого по его сказкам, басням, былинам особенно актуальна в наши дни. Наследие Толстого представляет интерес и с правовой точки зрения. В исследовании отмечается, что являясь крупным и оригинальным общественно-политическим мыслителем, интересы которого были сосредоточены на решении важнейших вопросов современного ему общественного и государственного устройства, Толстой не обошёл своим вниманием и один из самых "больных" вопросов своего времени - вопрос о законности, о правосудии, о преступлении и наказании в эксплуататорском обществе, дал в высшей степени яркую критику буржуазной государственно-правовой науки. Это видно даже в его сказках, баснях. Изученность этой стороны толстовского творчества также оставляет желать лучшего. Правовым взглядам Толстого не посвящено ни одной специальной работы. Исходя из этого создается проект « правовые игры» по былинам, басням и сказкам Л.Н. Толстого.
Данная тема проекта была выбрана не случайно.
Во-первых, с точки зрения современности носит воспитательный характер. Исследуя работы Л.Н. Толстого, дети изучают право. Сегодня Россия переживает сложные времена: идёт процесс переустройства общества, порой небезболезненный для самого человека. Но, как и во все эпохи, вопрос долга и чести гражданина перед Отечеством являлся и является одним из важных.
Во-вторых, выбор темы проекта «Толстовские правовые игры»
С принятием Конституции всеобщим референдумом 12 декабря 1993 г. игры будут проводиться в правовой неделе Посвященный ко Дню Конституции.
В-третьих, для привлечения учащихся к правовой культуре через работы Л.Н. Толстого.
Обобщить знания детей об их правах.
• Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок, басен.
• Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; на неприкосновенность жилища: о праве на семью и сохранение семейных связей; о праве на отдых.
Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную страницу в истории русской и мировой культуры, не может быть сведена только к литературе. Общественно-политические взгляды Толстого длительное время не были предметом специального анализа.
Рассмотрение с точки зрения права былин и сказок Толстого
Мораль
басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так,
в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее
же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал мертвым, а лошади пришлось везти и
поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все
тащу, да еще и шкуру» .
Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту
(«Муравей и голубка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Два товарища» , «Старый дед
и внучек») . Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают
ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее:
«Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть»
. В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что
нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его
сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии
жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас
всякий легко погубит» .
В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который
обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк! » Когда же в самом деле пришла беда,
крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.
Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и
конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен
своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он
сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают» .
Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье,
заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый
дед и внучек» маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые
оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю.
Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни
Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры,
показывая сложную и противоречивую жизнь деревни. Глубокое содержание,
художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность —
характерные черты басен Л. Н. Толстого для детей.
Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения («От чего
зло на свете» , «Зайцы и лягушки») . Основная мысль их — призыв к терпению,
кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных
басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра
Л. Толстым.
Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать правовые знание и содержания произведения Л.Н. Толстого.
Игра основана на старших классах( 10-11кл.)
каждая команда получает задание: изучение басни Л.Н. Толстого и поиск по кодексу правонарушения.
Например сказка «Три медведя». Если сказку разложить по статьям то получится: ст. 5.35 КоАП – бродяжничество
Ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Ст. 35 Конституции РФ - Право частной собственности охраняется законом.
Ст. 25 Конституции РФ - Право на неприкосновенность жилища относится к личным правам и свободам.
Ст. 213 УК РФ – хулиганство
Ст. 168 УК РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества
Ст. 30 УК РФ – покушение на убийство
Ст. 32 УК РФ – соучастие в преступлении
И.т.д.
Заключение
Таким образом, потрясающие своим реализмом картины былин, рассказов и сказок, созданные Л.Н.Толстым нашли свое отражение на страницах правовых кодексов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.