Проект "Традиции и обычаи русского народа"
Оценка 4.8

Проект "Традиции и обычаи русского народа"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
5 кл—7 кл
23.01.2024
Проект "Традиции и обычаи русского народа"
Познавательно-исследовательский проект для детей 5-7 лет
Проект традиции мой.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Проект

"Традиции и обычаи русского народа"

 

 

 

 

 

"Традиции и обычаи русского народа"

средняя группа

Актуальность:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Формировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов

Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

4.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

5.Развивать память, воображение, речь.

6.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

7.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

8.Воспитывать уважение к русской культуре.

9.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о

традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным

традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный. (2 недели)

Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.

Условия реализации: детский сад, семья.

Участники: дети средней группы, воспитатель ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

 

План работы

1 этап – подготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для

девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и

филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными

сказками, потешками.

7.Подбор предметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями:

 Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»,

 «Воспитание детей на традициях народной культуры»,

«Фольклор в воспитании детей»

 

2 этап – практический.

I  Экскурсия в мини – музей  детского сада «Русская изба»

Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.

4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

 

II Знакомство с русскими народными сказками

1.Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии

картинок. Развивать детское творчество.

3. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц:

-  Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

- Пробуждать интерес к сказкам.

4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

5. Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»

 Задачи:

•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;

•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);

•закрепление знаний русских народных сказок;

•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

6. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального

напряжения.

7 .Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через

народные игры.

 

III  Просмотр фото «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».

  Задачи:

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы, ее внешним и внутренним убранством.

3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

 

IV       Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему: «"Славянские узоры на рубашке, сарафане". Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Закреплять знания о русских народных промыслах. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали). Формировать представление о народном костюме. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

4. Аппликация «Русские узоры»

Задачи:

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.

2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.

3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

5 Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие

по объему стихотворения. Развивать память детей.

 

V Подвижные, русские народные игры.

Задачи:

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

 

VI«Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

 

VII  Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.

VIII Познавательная викторина «Наш дом –Россия»

Задачи:

• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);

• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;

• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;

• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

 

Консультации для родителей.

«Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Фольклор в воспитании детей»

 

3 этап – заключительный

1.Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3.Презентация проекта с фото.

4.Выставка работ родителей.

 

Используемая литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду».

Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры».

Москва «Просвещение» 1986г.

4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения».

Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры

ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство

«Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.


Проект "Традиции и обычаи русского народа"

Проект "Традиции и обычаи русского народа"

Традиции и обычаи русского народа" средняя группа

Традиции и обычаи русского народа" средняя группа

Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках

Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках

Познакомить детей с устройством русской избы

Познакомить детей с устройством русской избы

Познакомить с традициями строительства избы , ее внешним и внутренним убранством

Познакомить с традициями строительства избы , ее внешним и внутренним убранством

VII Презентация « Традиции русского быта»

VII Презентация « Традиции русского быта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2024