Проект
"Традиции и обычаи русского народа"
"Традиции и обычаи русского народа"
Актуальность:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Цель: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Формировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
4.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
5.Развивать память, воображение, речь.
6.Обогащать словарный запас за счет русских слов.
7.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.
8.Воспитывать уважение к русской культуре.
9.Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемый результат:
1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о
традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.
2.Знание русских народных подвижных игр.
3. Знание русских ремесел.
4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.
5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным
традициям.
Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный. (2 недели)
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Участники: дети средней группы, воспитатель ДОУ, музыкальный руководитель, родители.
План работы
1 этап – подготовительный
1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного
материала по теме.
2.Составление перспективного плана.
3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для
девочек и русскими рубахами для мальчиков.
4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и
филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными
сказками, потешками.
7.Подбор предметов народного быта.
8.Выбор формы работы с родителями.
9.Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»,
«Воспитание детей на традициях народной культуры»,
«Фольклор в воспитании детей»
2 этап – практический.
I Экскурсия в мини – музей детского сада «Русская изба»
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
6. Воспитывать патриотические чувства.
II Знакомство с русскими народными сказками
1.Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.
2.Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии
картинок. Развивать детское творчество.
3. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц:
- Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Пробуждать интерес к сказкам.
4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
5. Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»
Задачи:
•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;
•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);
•закрепление знаний русских народных сказок;
•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
6. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального
напряжения.
7 .Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через
народные игры.
III Просмотр фото «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».
Задачи:
1. Закрепить с детьми понятие изба.
2. Познакомить с традициями строительства избы, ее внешним и внутренним убранством.
3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.
IV Русский народный костюм.
1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским
народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.
2.Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему: «"Славянские узоры на рубашке, сарафане". Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Закреплять знания о русских народных промыслах. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали). Формировать представление о народном костюме. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.
4. Аппликация «Русские узоры»
Задачи:
1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.
2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.
3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.
4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа
5 Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие
по объему стихотворения. Развивать память детей.
V Подвижные, русские народные игры.
Задачи:
1. Познакомить детей с играми.
2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)
VI«Русь мастеровая»
1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными
профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.
Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.
3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.
4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,
сообразительность, память.
VII Презентация «Традиции
русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в
которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших
предков.
VIII Познавательная викторина «Наш дом –Россия»
Задачи:
• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);
• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;
• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;
• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
Консультации для родителей.
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
«Фольклор в воспитании детей»
3 этап – заключительный
1.Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ по проекту.
3.Презентация проекта с фото.
4.Выставка работ родителей.
Используемая литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду».
Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры».
Москва «Просвещение» 1986г.
4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения».
Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.
5.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры
ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.
6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство
«Просвещение» 1988г.
7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.