Пояснительная записка:
Проект составлен с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 6-7 лет.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.
Гипотеза проекта:
Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель проекта:
формирование у детей умения решать логические задачи на разбиение по свойствам, предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
1. Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация, смысловое соответствие, ограничение.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству
Основные принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие логического и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.