Проект урока. Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»
Оценка 4.9

Проект урока. Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
10 кл—11 кл
16.12.2020
Проект урока. Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»
Тип урока: • по ведущей дидактической цели урок комплексного применения знаний и умений • по способу организации: синтетический; • по ведущему методу обучения: проблемный. Методы обучения: • основной: проблемный; • дополнительные: беседа, объяснение, самостоятельная работа и др. Средства обучения: 1.Учебно-методический комплект: Физика. 10 класс: учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский под ред. Н А.Парфентьевой – М.: Просвещение, 2020. 2.Мультимедийное оборудование; 3.Листы бумаги в клеточку для самостоятельной работы; 4.Дидактический материал (карточки с задачами);
конспект урока.docx

Проект урока

 

Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»

 

Цели урока:

 

1.             Деятельностная: формирование и развитие универсальных учебных действий при решении задач с использованием законов Ньютона при движения по окружности с постоянной по модулю скоростью.

2.     Предметно-дидактическая: развитие умений применять законы динамики при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью.

3.     Планируемые результаты урока:

Предметные:

·         знают основные понятия и формулы характеризующие движения по окружности с постоянной по модулю скоростью, законы Ньютона.

·         умеют показать направление сил, действующих на физическое тело, находить равнодействующую сил, центростремительное ускорение и записать его формулу ;

4.             применяют полученные знания для решения задач с использованием законов Ньютона при движения по окружности с постоянной по модулю скоростью.

·                Метапредметные:

·         участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы;

·         совершенствуют навык самоконтроля;

·         развивают умение применять знания в новой нестандартной ситуации, анализировать, делать выводы.

Личностные:

·         овладевают системой ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу .

Тип урока:

·         по ведущей дидактической цели урок комплексного применения знаний и умений

·         по способу организации: синтетический;

·         по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

·         основной: проблемный;

·         дополнительные: беседа, объяснение, самостоятельная работа и др.

 

Средства обучения:

1.Учебно-методический комплект: Физика. 10 класс: учебник  Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский под ред. Н А.Парфентьевой – М.: Просвещение, 2020.

2.Мультимедийное оборудование;

3.Листы бумаги в клеточку для самостоятельной работы;

4.Дидактический материал (карточки с задачами);

 

 

 

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие учащихся;

Фиксация учащихся.

2 мин

2

Повторение пройденного материала

Индивидуальный опрос учащихся у доски;

Фронтальный опрос.

7 мин

3

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальное решение задач;

Обсуждение решения задач в группах.

10 мин

12 мин

4

Проверка усвоения пройденного материала

Самостоятельная работа.

10 мин

5

Подведение итогов урока, рефлексия.

Вывод по уроку;

Оценивание работы на уроке.

2 мин

6

Домашнее задание

Запись домашнего задания.

2 мин

 

 

Ход урока:

Психологическое обоснование

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

Переключение внимания учащихся на учебную деятельность Отработка навыков самоорганизации.

Фиксация учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Настраиваются на урок

Сообщение темы урока

Повторение пройденного материала

Вызывает 5 учеников к доске. Задание: расставить силы, действующие на тело и ускорения в следующих случаях:

Летчик выполняет «мертвую петлю»;

Конькобежец на повороте;

Вагон на повороте;

Тело на вращающемся диске;

Конический маятник.

Выполняют задание на доске

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках. Отработка    коммуникативных навыков

С остальными учащимися проводится фронтальный опрос с использованием презентации

 

Отвечают на вопросы

Актуализация изученных знаний для повторения и закрепления навыков, полученных ранее. Формулирование познавательной деятельности

Проверяет выполнение индивидуального задания учащимися у доски. Задает дополнительные вопросы.

Проверяют выполнение задания. Отвечают на дополнительные вопросы.

Установление правильности выполнения задания, коррекция

 ошибок. Подготовка к решению учебных задач Развитие общеучебных навыков, умений самостоятельно мыслить

 

Подведение итогов повторения

Оценивают ответы на вопросы

Эмоциональная оценка, поощрение учащихся. Развитие умений оценивать свои достижения

 

Закрепление пройденного материала

Объяснение правил деятельности учащихся на уроке

Записывают в тетради число и тему урока.

Переключение внимания учащихся

Раздает карточки с заданиями по вариантам каждому ученику

(приложение 1)

Самостоятельно в тетрадях решают задачи

Развитие умения самостоятельного использования полученных знаний в процессе решения задач

Предлагает учащимся систему подсказок

Желающие ученики решают задачи с использованием карточек-подсказок

Стимулирование учащихся; помощь ученикам при затруднении.

Делит класс на группы по 4 человека

Объясняют решение своей задачи остальным учащимся; происходит обсуждение задач в группах

Анализ и обсуждение полученного результата. Развитие умения слушать другого ученика.

Проверка усвоения пройденного материала

Объясняет условия проведения проверочной работы

 

Переключение внимания учащихся на проверочную работу

Раздает задания проверочной работы по вариантам (Приложение 2)

Самостоятельно на листочках решают задачи

Дифференциация учащихся по уровню обучаемости для самостоятельного закрепления способов решения задач с использованием новых знаний:

Задачи аналогичные решенным на уроке;

Задачи с незначительно измененным условием;

Задачи на применение теоретических знаний в новых условиях.

Подведение итогов урока

Обобщает результаты урока. Оценивает работу учащихся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке

Акцентирование внимания учащихся на основных моментах урока и полученных знаниях, умениях, навыках. Оценка работы на уроке класса и отдельных учащихся. Развитие регулятивных и коммуникативных умений

Домашнее задание

Задает домашнее задание:

Прорешать задачи из самостоятельной работы для другого варианта (варианта соседа);

Повторить теоретический материал ( тетрадь), §15,21-23

Записывают задание в дневник

Постановка учебной задачи по закреплению изученного материала для самостоятельного выполнения дома. Перспективное планирование дальнейшей деятельности. Развитие регулятивных и коммуникативных

 

Приложение 1

Задачи для работы учащихся в группах

                    Самолет, летящий со скоростью 720км/ч, описывает «мертвую петлю» радиусом 200м в вертикальной плоскости. Чему равна сила, прижимающая летчика к сиденью в наивысшей точке, если масса летчика 70кг?

 

                    Найти силу упругости нити в момент, соответствующий рисунку, если масса груза равна 100г, скорость 2м/с, угол отклонения нити от вертикали 600, длина нити 40см.

 

                    Определите радиус круга, который может описать мотоциклист, если он едет со скоростью 36км/ч, а предельный угол его наклона к дороге равен 600.

 

                    На вращающемся горизонтальном столике, на расстоянии 50см от оси вращения лежит груз массой 1кг. Коэффициент трения груза о поверхность столика 0,25. Какова сила трения, удерживающая груз, если столик вращается с частотой 0,2Гц? Определите максимальную силу трения покоя.

 

 

Приложение 2

Самостоятельная работа

ВАРИАНТ 1:

                    Конькобежец движется со скоростью 12м/с по закруглению радиусом 50м. Под каким углом к горизонту он должен находиться, чтобы сохранить равновесие.

                    Чему равен минимальный радиус дуги, которую может описать мотоциклист, если его скорость 21м/с, а коэффициент трения резины о землю 0,3?

                    Поезд движется по закруглению радиусом 765м со скоростью 72км/ч. Определить, на сколько внешний рельс должен быть выше внутреннего, чтобы сила давления на рельсы была одинаковой. Расстояние между рельсами принять 1,5м. (При расчетах считайте угол наклона α  малым, т.е. tg α = sin α)

ВАРИАНТ 2:

                    Человек стоит неподвижно на краю круглой горизонтальной платформы, вращающейся вокруг вертикальной оси. Определите линейную скорость человека при вращении платформы, если ее радиус 4м, а коэффициент трения равен 0,2.

                    Диск вращается в горизонтальной плоскости с частотой 0,5Гц. На расстоянии 20см от оси вращения на диске лежит тело. Каким должен быть коэффициент трения, чтобы тело удержалось на диске?

                    Тело массой 1 кг, помещенное на расстоянии 40см от оси на горизонтальном плоском диске, оказалось сброшенным с него в тот момент, когда диск стал вращаться, совершая 30 оборотов за минуту. Найдите коэффициент трения тела о поверхность диска. Определите силу трения тела по диску при частоте 0,1Гц.

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 3:

                    Самолет, летящий со скоростью 720км/ч, описывает «мертвую петлю» радиусом 200м в вертикальной плоскости. Чему равен вес летчика в нижней точке мертвой петли, если масса летчика 70кг.

                    С какой скоростью должен лететь самолет, чтобы в верхней точке «мертвой петли» летчик испытал состояние невесомости. Радиус орбиты 360м.

                    Ведро с водой вращается в вертикальной плоскости. С какой минимальной частотой нужно вращать ведро, чтобы вода не выливалась. Длина веревки, к которой привязано ведро 1м.

ВАРИАНТ 4:

                    Определите массу шарика, если сила натяжения нити в момент времени, соответствующий рисунку равна 2Н. Скорость шара в этот момент равна 2 м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Длина нити  1м.

                    Определите силу натяжения нити в момент прохождения шариком положения равновесия, если известно, что в момент времени, соответствующий рисунку, сила натяжения 2Н, скорость шарика 1м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Скорость шарика в момент прохождения равновесия 2 м/с. Длина нити 1м.

                    Груз, подвешенный на нити длиной 60см, двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростью движется груз, если во время его движения нить образует с вертикалью постоянный угол 300.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бугаев А.И. «Методика преподавания физики в средней школе» М. «Просвещение», 1981.

 

Древе У., Фурманн Э. «Организация урока» М. «Просвещение», 1984.

 

Железнякова О.М. «Как конструировать проблемное изложение учебного материала» «Физика в школе» № 6,1999.

 

Зверева Н.М. «Активизация мышления учащихся на уроках физики» М. «Просвещение», 1980.

 

Зотов Ю.Б. «Организация современного урока» М. «Просвещение», 1984.

 

Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий» СПб. «Каро», 2002.

 

Махмутов М.И. «Проблемное обучение» М. «Педагогика», 1975.

 

Степанов Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в работе педагога» М. «Творческий центр», 2004.

 

Суворов В.И. «Создание на уроке проблемной ситуации» «Физика в школе» №3, 1982.

 

Тереньтьев М.М. «Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении» М. «Просвещение» 1978.

 

Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. «Совершенство», 1998.

 

Яковлев Н.М., Сохор А.М. «Методика и техника уроков в школе М.» «Просвещение» 198

Сайты, используемые при подготовке к уроку:

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/prep/phis001/kin/kin6.html 

- теория  по теме  «Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение»

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f180875c-b346-40c2-8f56-9e28adb6848e/9_229.swf

- подборка задач на равномерное движение по окружности для 9 класса.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/894823c2-346d-41e1-b255-3fbc2a811fc8/9_231.swf

- формула центростремительного ускорения.

 

http://physics38.3dn.ru/load/18-1-0-193 

-  разноуровневая самостоятельная  работа  по теме: «Равномерное движение по окружности»

 

http://festival.1september.ru/articles/312898/ 

- деятельностный подход к обучению.

 

http://www.physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph6/theory.html 

- теория  по теме  «Движение по окружности».


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект урока Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»

Проект урока Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Динамика движения по окружности»

Тип урока : · по ведущей дидактической цели урок комплексного применения знаний и умений · по способу организации : синтетический; · по ведущему методу обучения…

Тип урока : · по ведущей дидактической цели урок комплексного применения знаний и умений · по способу организации : синтетический; · по ведущему методу обучения…

Ход урока: Психологическое обоснование

Ход урока: Психологическое обоснование

Подведение итогов повторенияОценивают ответы на вопросыЭмоциональная оценка, поощрение учащихся

Подведение итогов повторенияОценивают ответы на вопросыЭмоциональная оценка, поощрение учащихся

Раздает задания проверочной работы по вариантам (Приложение 2)

Раздает задания проверочной работы по вариантам (Приложение 2)

На вращающемся горизонтальном столике, на расстоянии 50см от оси вращения лежит груз массой 1кг

На вращающемся горизонтальном столике, на расстоянии 50см от оси вращения лежит груз массой 1кг

ВАРИАНТ 3: •

ВАРИАНТ 3: •

Зверева Н.М. «Активизация мышления учащихся на уроках физики»

Зверева Н.М. «Активизация мышления учащихся на уроках физики»

http://www.physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph6/theory.html - теория по теме «Движение по окружности».

http://www.physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph6/theory.html - теория по теме «Движение по окружности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2020