Проект урока русского языка "Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами" , 4 класс

  • doc
  • 29.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знаки препинания при однородных членах предложения.doc

Урок русского языка

4 класс

 

Методическая записка к уроку

             

Автор разработки урока:  Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов.

 

Учебная тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».

 

Тема урока:  «Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения »

 

Краткое описание урока: урок первичного  усвоения новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология развивающего обучения, технология учебного диалога. Во время выполнения предложенного задания, учащиеся испытывают дефицит знаний о постановке знаков препинания в предложении, возникает проблемная ситуация. Наблюдая над языковым материалом, учащиеся самостоятельно выводят правило постановки пунктуационных знаков (двоеточие и тире), составляя схему; выполняют задания для формирования умения применять изученное правило постановки знаков препинания в предложении.

 

Целевое назначение урока:  первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

 

Планируемый результат: открытие знаний о постановке знаков препинания (тире и двоеточия) при однородных членах предложения; воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.

            .

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                      Проект  урока

  Тема  урока:  Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения.

  Цели урока:

Образовательная: Создать условия для открытия обучающимися правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами; формировать понятие «обобщающее слово», умение находить в предложении обобщающее слово. Формировать умение применять правило постановки изучаемых знаков препинания (двоеточия, тире).

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему городу, Родине.

Развивающая: Развивать умения анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

 

  Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.

 

  Личностные результаты: 

  Осознавать смысл изучения правила постановки двоеточия и тире и  успешного  его использования,  

  понимать  значимость постановки пунктуационных знаков.

   

  Метапредметные  результаты:

  Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с

 ответами  одноклассников.

 Информационные: анализировать языковой материал.

  Коммуникативные:  уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь работать в группах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

  Предметные результаты:

Находить обобщающее слово в предложении с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания (двоеточие, тире).

 

 


 

 

Этап урока

    Задача      

     этапа

 

Деятельность          учителя

 

Деятельность обучающихся

    Результаты    этапа,

компетенции

1

 

 

 

 

Организацион-ный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организо-

вать напра-вленное внимание на начало уро -ка.

Создать положитель-ный эмоци- ональный настрой на работу.

 

 

Учитель входит в класс с зонтом:

 

- Ребята, какой же сегодня дождь! Пока я шла в школу, промокла почти до нитки! Но, всё же, я шла и думала: «Какой же прекрасный наш город Санкт- Петербург!»

-А вас восхищает город, в котором мы живём?

 

Учитель раскрывает зонт (на нём капли из бумаги), оставляет его сохнуть.

-Никакя погода не испортит нам настроение и  работу на уроке, который мы сегодня проведём вместе

 

 

 

 

 

 

      Высказывания детей.

Личностные результаты:

Положительный настрой на работу.   

2

Актуализация знаний.

 

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

Мотивиро-вать обучающихся  на изучение темы.

Создать ситуацию дефицита знаний, потребности получить недостаю-

щие знания.

СЛАЙД 2:

1. Санкт-Петербург является прекрасным, величественным, таинственным городом России.

2. На улицах, площадях, в парках – повсюду много достопримечательностей.

3. Восхищают здания: Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера.

 

-Что объединяет предложения?

- Есть ли у вас замечания к записи данных предложений?

- Где и почему необходимо поставить запятые? Обсудите это в группах.

(После обсуждения на доске появляются запятые)

 

- Какие ещё знаки препинания вы встретили в этих предложениях?

- Умеете ли вы ставить эти знаки препинания в предложениях? Есть у вас вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Распространённые, с однородными членами.

- Пропущены запятые между однородными членами.

Дети обсуждают в группах постановку запятых между однородными членами)

 

- Двоеточие и тире.

 

- Не умеем.

-Когда надо ставить тире и двоеточие в предложении?

Предметные результаты (предметная компетенция):  Понимают задание, как его надо выполнить, умеют применять изученное правило постановки запятых при однородных членах предложения.

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Коммуникативные:

Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

Информационные:

Анализируют языковой материал.

 

3

Целеполагание.

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

 

 

­Определить тему урока.

Сформули-ровать учеб -ные задачи, определить пути их реализации.

- Предположите тему нашего урока.

 

 

 

СЛАЙД 3:

 

-Какую учебную задачу вы для себя

 определите?

Овал: У.З.
 


                         Узнать –когда ставить двоеточие и тире

 

 


                                      Учиться правильно ставить         

                                                                    изучаемые знаки препинания

 

- Какую учебную задачу будем решать

   сначала?

- «Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами».

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебные задачи.

 

 

 

- Узнать…

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции):

Регулятивные:

Определяют и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

.           

4

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи.

 

Открытие правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулировать правило.

 

1) СЛАЙЛД 4.   Введение понятия «обобщающее слово». Работа с фотографиями  из конверта. (Групповая работа)

 

- Вскройте конверты. Распределите картинки по группам. Объясните, почему вы их так распределили.

 

- Т.е. вы определили обобщающие слова для каждой группы. Какие?

 

 

 

2) Наблюдение над яз.материал.

- Есть ли такие обобщающие слова в наших предложениях?

 

 

- Каким членом предложения является обобщающее слово «повсюду»?

- А однородные «на улицах, в парках, на площадях»?

 - То есть в предложении сначала однородные члены (обстоятельства), потом обобщающее слово.

 

- Каким членом предложения является обобщающее слово во втором предложении?

- Где те слова, которые конкретизируют, что значит «достопримечательности»?

- Каким членом предложения они будут являться?

 

 

 

- Обратите внимание, Обобщающее слово стоит «до» или «после» уточняющих однородных?

- То есть в предложении сначала идёт обобщающее слово, а затем однородные подлежащие.

 

3) Составление схемы – правила.

- Составьте схемы, когда в предложении надо ставить двоеточие, а когда – тире? Если двоеточие в схеме обозначается – круг с точкой в центре, а однородные – круги. Обсудите это в группах.

 

 

 

После работы в группах, результаты работы – схемы, дети вывешивают на доску. Комментируют свои наработки.

 

СЛАЙД 5:

- Сравните свои схемы со схемами на доске.

 

СЛАЙД 6:

- Как выдумаете, может ли в одном предложении с однородными членами быть и двоеточие, и тире?

 

На доске фиксируется ещё одна схема (с двоеточием и тире одновременно).

 

 

 

СЛАЙД 7:

- Какую учебную задачу мы решили?

 

 

 

 

1) Достают картинки из конверта: памятники: Медный всадник, Крылов, Суворов; мосты: Дворцовый, Большеохтинский, Троицкий;

Соборы: Казанский, Исаакиевский, Спас-на крови.

 

- Памятники, Соборы, Мосты.

 

 

 

 

 

- Повсюду. Здания.

 

 

 

 

- Обстоятельством.

 

- Тоже обстоятельства.

 

 

 

 

- Обобщающее слово «достопримечательности».

- Подлежащее.

- Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера.

 - Тоже подлежащими.

 

 

 

 

- До однородных.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. На листах маркерами изображают схемы постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Когда сначала стоит обобщающее слово, затем однородные члены предложения, а потом предложение продолжается.

 

 

 

 

 

- Узнали, когда ставить в предложении двоеточие, когда тире, а когда и двоеточие, и тире.

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции):

Регулятивные:   

Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

 

 

Познавательные:

Формулируют правило  постановки знаков препинания.

Самостоятельно создают схему постановки двоеточии и тире..

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

Информационные:

Анализируют языковой материал, правило, данное в учебнике с целью сопоставления

 

 

Предметные

результаты(предметная компетенция):

Узнают правило постановки знаков препинания.

5

 

 

 

6

Физкультминутка

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи.

 

Применение способа постановки изучаемых пунктуационных знаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снять мышечное и умственное

напряжение

 

 

 

Формиро-

вать умение

применять открытый способ постановки знаков препинания.

Под музыку дети выполняют танцевальные движения. На экране слайд-шоу «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

 

 

 

 

- Какую У.З. предстоит решать теперь?

 

 

 

 

- Что вам поможет правильно ставить знаки препинания?

- Прежде, чем воспользоваться схемой и расставлять знаки, что важно найти в предложении?

 

1) «Испытай себя» (групповая работа)

 

- Мы уже и тайну двоеточия и тире узнали, а капли на зонте всё ещё не высохли.(подходит к зонту)

- Так это не простые капли, они не высохнут, пока мы не выполним задания, которые есть на них.

- Предлагаю вам предложения, из которых исчезли  знаки препинания.

- Расставьте недостающие знаки препинания в предложения.

 

 

2) «Эксперты» (групповая работа)

-Проверьте работы друг друга.

 

 

3) «Сравни с эталоном»

 

 

4) «Конструктор из слов» (групповая работа)

- Вскройте конверты, достаньте слова. Слова у всех одинаковые. Только предложения вы должны составить разные:

 

1 группа – к 1 схеме

2 группа – ко 2 схеме

3 группа – к 3 схеме

 

После работы каждая группа вывешивает рабочие листы на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учиться, правильно ставить двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

- Схемы.

 

 

- Обобщающее слово.

 

 

 

 

Каждая группа берёт по 3 капли : белую, голубую, сиреневую (по 3 предложения)

Находят обобщающее слово в каждом предложении, однородные члены, объясняют постановку знаков препинания.

 

 

 

 

Группы обмениваются капельками с предложениями, проверяют др.др.

 

Сравнивают работы экраном.

 

 

 

Дети составляют предложения, наклеивают его на рабочий лист, расставляют знаки препинания.

 

 

 

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты(ключевые компетенции):

Регулятивные:

Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Самоопределяются в УД.

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

Предметные

результаты(предметная компетенция):

Применяют правило постановки изучаемых знаков препинания.

7

Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

.

Формиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты сво его труда.

СЛАЙД 9:

 

-Вы справились со всеми заданиями!

-Только посмотрите, над Петербургом небо всё затянуто тучами. Давайте попробуем разогнать эти тучи.

 

- Посмотрите, какое ясное небо теперь над нашим городом Санкт-Петербургом!

- И зонт нам теперь не нужен! (складывает зонт)

Дети снимают тучку, на обратной стороне которой есть начало фразы:

«На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я понял, что....»

Личностные результаты:

Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.

 

Метапредметные результаты(ключевые компетенции):

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

 



Скачано с www.znanio.ru