Проект урока русского языка "Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами" , 4 класс
Оценка 4.9

Проект урока русского языка "Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами" , 4 класс

Оценка 4.9
doc
русский язык
4 кл
29.12.2021
Проект урока русского языка "Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами" , 4 класс
Знаки препинания при однородных членах предложения.doc

Урок русского языка

4 класс

 

Методическая записка к уроку

             

Автор разработки урока:  Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов.

 

Учебная тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».

 

Тема урока:  «Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения »

 

Краткое описание урока: урок первичного  усвоения новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология развивающего обучения, технология учебного диалога. Во время выполнения предложенного задания, учащиеся испытывают дефицит знаний о постановке знаков препинания в предложении, возникает проблемная ситуация. Наблюдая над языковым материалом, учащиеся самостоятельно выводят правило постановки пунктуационных знаков (двоеточие и тире), составляя схему; выполняют задания для формирования умения применять изученное правило постановки знаков препинания в предложении.

 

Целевое назначение урока:  первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

 

Планируемый результат: открытие знаний о постановке знаков препинания (тире и двоеточия) при однородных членах предложения; воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.

            .

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                      Проект  урока

  Тема  урока:  Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения.

  Цели урока:

Образовательная: Создать условия для открытия обучающимися правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами; формировать понятие «обобщающее слово», умение находить в предложении обобщающее слово. Формировать умение применять правило постановки изучаемых знаков препинания (двоеточия, тире).

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему городу, Родине.

Развивающая: Развивать умения анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

 

  Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.

 

  Личностные результаты: 

  Осознавать смысл изучения правила постановки двоеточия и тире и  успешного  его использования,  

  понимать  значимость постановки пунктуационных знаков.

   

  Метапредметные  результаты:

  Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с

 ответами  одноклассников.

 Информационные: анализировать языковой материал.

  Коммуникативные:  уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь работать в группах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

  Предметные результаты:

Находить обобщающее слово в предложении с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания (двоеточие, тире).

 

 


 

 

Этап урока

    Задача      

     этапа

 

Деятельность          учителя

 

Деятельность обучающихся

    Результаты    этапа,

компетенции

1

 

 

 

 

Организацион-ный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организо-

вать напра-вленное внимание на начало уро -ка.

Создать положитель-ный эмоци- ональный настрой на работу.

 

 

Учитель входит в класс с зонтом:

 

- Ребята, какой же сегодня дождь! Пока я шла в школу, промокла почти до нитки! Но, всё же, я шла и думала: «Какой же прекрасный наш город Санкт- Петербург!»

-А вас восхищает город, в котором мы живём?

 

Учитель раскрывает зонт (на нём капли из бумаги), оставляет его сохнуть.

-Никакя погода не испортит нам настроение и  работу на уроке, который мы сегодня проведём вместе

 

 

 

 

 

 

      Высказывания детей.

Личностные результаты:

Положительный настрой на работу.   

2

Актуализация знаний.

 

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

Мотивиро-вать обучающихся  на изучение темы.

Создать ситуацию дефицита знаний, потребности получить недостаю-

щие знания.

СЛАЙД 2:

1. Санкт-Петербург является прекрасным, величественным, таинственным городом России.

2. На улицах, площадях, в парках – повсюду много достопримечательностей.

3. Восхищают здания: Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера.

 

-Что объединяет предложения?

- Есть ли у вас замечания к записи данных предложений?

- Где и почему необходимо поставить запятые? Обсудите это в группах.

(После обсуждения на доске появляются запятые)

 

- Какие ещё знаки препинания вы встретили в этих предложениях?

- Умеете ли вы ставить эти знаки препинания в предложениях? Есть у вас вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Распространённые, с однородными членами.

- Пропущены запятые между однородными членами.

Дети обсуждают в группах постановку запятых между однородными членами)

 

- Двоеточие и тире.

 

- Не умеем.

-Когда надо ставить тире и двоеточие в предложении?

Предметные результаты (предметная компетенция):  Понимают задание, как его надо выполнить, умеют применять изученное правило постановки запятых при однородных членах предложения.

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Коммуникативные:

Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

Информационные:

Анализируют языковой материал.

 

3

Целеполагание.

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

 

 

­Определить тему урока.

Сформули-ровать учеб -ные задачи, определить пути их реализации.

- Предположите тему нашего урока.

 

 

 

СЛАЙД 3:

 

-Какую учебную задачу вы для себя

 определите?

Овал: У.З.
 


                         Узнать –когда ставить двоеточие и тире

 

 


                                      Учиться правильно ставить         

                                                                    изучаемые знаки препинания

 

- Какую учебную задачу будем решать

   сначала?

- «Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами».

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебные задачи.

 

 

 

- Узнать…

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции):

Регулятивные:

Определяют и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

.           

4

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи.

 

Открытие правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулировать правило.

 

1) СЛАЙЛД 4.   Введение понятия «обобщающее слово». Работа с фотографиями  из конверта. (Групповая работа)

 

- Вскройте конверты. Распределите картинки по группам. Объясните, почему вы их так распределили.

 

- Т.е. вы определили обобщающие слова для каждой группы. Какие?

 

 

 

2) Наблюдение над яз.материал.

- Есть ли такие обобщающие слова в наших предложениях?

 

 

- Каким членом предложения является обобщающее слово «повсюду»?

- А однородные «на улицах, в парках, на площадях»?

 - То есть в предложении сначала однородные члены (обстоятельства), потом обобщающее слово.

 

- Каким членом предложения является обобщающее слово во втором предложении?

- Где те слова, которые конкретизируют, что значит «достопримечательности»?

- Каким членом предложения они будут являться?

 

 

 

- Обратите внимание, Обобщающее слово стоит «до» или «после» уточняющих однородных?

- То есть в предложении сначала идёт обобщающее слово, а затем однородные подлежащие.

 

3) Составление схемы – правила.

- Составьте схемы, когда в предложении надо ставить двоеточие, а когда – тире? Если двоеточие в схеме обозначается – круг с точкой в центре, а однородные – круги. Обсудите это в группах.

 

 

 

После работы в группах, результаты работы – схемы, дети вывешивают на доску. Комментируют свои наработки.

 

СЛАЙД 5:

- Сравните свои схемы со схемами на доске.

 

СЛАЙД 6:

- Как выдумаете, может ли в одном предложении с однородными членами быть и двоеточие, и тире?

 

На доске фиксируется ещё одна схема (с двоеточием и тире одновременно).

 

 

 

СЛАЙД 7:

- Какую учебную задачу мы решили?

 

 

 

 

1) Достают картинки из конверта: памятники: Медный всадник, Крылов, Суворов; мосты: Дворцовый, Большеохтинский, Троицкий;

Соборы: Казанский, Исаакиевский, Спас-на крови.

 

- Памятники, Соборы, Мосты.

 

 

 

 

 

- Повсюду. Здания.

 

 

 

 

- Обстоятельством.

 

- Тоже обстоятельства.

 

 

 

 

- Обобщающее слово «достопримечательности».

- Подлежащее.

- Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера.

 - Тоже подлежащими.

 

 

 

 

- До однородных.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. На листах маркерами изображают схемы постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Когда сначала стоит обобщающее слово, затем однородные члены предложения, а потом предложение продолжается.

 

 

 

 

 

- Узнали, когда ставить в предложении двоеточие, когда тире, а когда и двоеточие, и тире.

 

Метапредметные результаты (ключевые компетенции):

Регулятивные:   

Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

 

 

Познавательные:

Формулируют правило  постановки знаков препинания.

Самостоятельно создают схему постановки двоеточии и тире..

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

Информационные:

Анализируют языковой материал, правило, данное в учебнике с целью сопоставления

 

 

Предметные

результаты(предметная компетенция):

Узнают правило постановки знаков препинания.

5

 

 

 

6

Физкультминутка

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи.

 

Применение способа постановки изучаемых пунктуационных знаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снять мышечное и умственное

напряжение

 

 

 

Формиро-

вать умение

применять открытый способ постановки знаков препинания.

Под музыку дети выполняют танцевальные движения. На экране слайд-шоу «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

 

 

 

 

- Какую У.З. предстоит решать теперь?

 

 

 

 

- Что вам поможет правильно ставить знаки препинания?

- Прежде, чем воспользоваться схемой и расставлять знаки, что важно найти в предложении?

 

1) «Испытай себя» (групповая работа)

 

- Мы уже и тайну двоеточия и тире узнали, а капли на зонте всё ещё не высохли.(подходит к зонту)

- Так это не простые капли, они не высохнут, пока мы не выполним задания, которые есть на них.

- Предлагаю вам предложения, из которых исчезли  знаки препинания.

- Расставьте недостающие знаки препинания в предложения.

 

 

2) «Эксперты» (групповая работа)

-Проверьте работы друг друга.

 

 

3) «Сравни с эталоном»

 

 

4) «Конструктор из слов» (групповая работа)

- Вскройте конверты, достаньте слова. Слова у всех одинаковые. Только предложения вы должны составить разные:

 

1 группа – к 1 схеме

2 группа – ко 2 схеме

3 группа – к 3 схеме

 

После работы каждая группа вывешивает рабочие листы на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учиться, правильно ставить двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.

 

- Схемы.

 

 

- Обобщающее слово.

 

 

 

 

Каждая группа берёт по 3 капли : белую, голубую, сиреневую (по 3 предложения)

Находят обобщающее слово в каждом предложении, однородные члены, объясняют постановку знаков препинания.

 

 

 

 

Группы обмениваются капельками с предложениями, проверяют др.др.

 

Сравнивают работы экраном.

 

 

 

Дети составляют предложения, наклеивают его на рабочий лист, расставляют знаки препинания.

 

 

 

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты(ключевые компетенции):

Регулятивные:

Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Самоопределяются в УД.

 

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

Предметные

результаты(предметная компетенция):

Применяют правило постановки изучаемых знаков препинания.

7

Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

.

Формиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты сво его труда.

СЛАЙД 9:

 

-Вы справились со всеми заданиями!

-Только посмотрите, над Петербургом небо всё затянуто тучами. Давайте попробуем разогнать эти тучи.

 

- Посмотрите, какое ясное небо теперь над нашим городом Санкт-Петербургом!

- И зонт нам теперь не нужен! (складывает зонт)

Дети снимают тучку, на обратной стороне которой есть начало фразы:

«На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я понял, что....»

Личностные результаты:

Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.

 

Метапредметные результаты(ключевые компетенции):

Коммуникативные:    Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка 4 класс

Урок русского языка 4 класс

Проект урока Тема урока:

Проект урока Тема урока:

Этап урока Задача этапа

Этап урока Задача этапа

Умеете ли вы ставить эти знаки препинания в предложениях?

Умеете ли вы ставить эти знаки препинания в предложениях?

Решение учебной задачи. Открытие правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами

Решение учебной задачи. Открытие правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами

Сформулировать правило. 1 ) СЛАЙЛД 4

Сформулировать правило. 1 ) СЛАЙЛД 4

Применение способа постановки изучаемых пунктуационных знаков

Применение способа постановки изучаемых пунктуационных знаков

Физкультминутка Решение учебной задачи

Физкультминутка Решение учебной задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021