Урок русского языка
4 класс
Методическая записка к уроку
Автор разработки урока: Савушкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
Учебная тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».
Тема урока: «Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения »
Краткое описание урока: урок первичного усвоения новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология развивающего обучения, технология учебного диалога. Во время выполнения предложенного задания, учащиеся испытывают дефицит знаний о постановке знаков препинания в предложении, возникает проблемная ситуация. Наблюдая над языковым материалом, учащиеся самостоятельно выводят правило постановки пунктуационных знаков (двоеточие и тире), составляя схему; выполняют задания для формирования умения применять изученное правило постановки знаков препинания в предложении.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Планируемый результат: открытие знаний о постановке знаков препинания (тире и двоеточия) при однородных членах предложения; воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.
.
Проект урока
Тема урока: Знаки препинания (двоеточие и тире) при однородных членах предложения.
Цели урока:
Образовательная: Создать условия для открытия обучающимися правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами; формировать понятие «обобщающее слово», умение находить в предложении обобщающее слово. Формировать умение применять правило постановки изучаемых знаков препинания (двоеточия, тире).
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему городу, Родине.
Развивающая: Развивать умения анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, способа действия постановки двоеточия и тире.
Личностные результаты:
Осознавать смысл изучения правила постановки двоеточия и тире и успешного его использования,
понимать значимость постановки пунктуационных знаков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников.
Информационные: анализировать языковой материал.
Коммуникативные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь работать в группах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
Находить обобщающее слово в предложении с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания (двоеточие, тире).
№ |
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результаты этапа, компетенции |
|||
1
|
Организацион-ный момент.
|
Организо- вать напра-вленное внимание на начало уро -ка. Создать положитель-ный эмоци- ональный настрой на работу.
|
Учитель входит в класс с зонтом:
- Ребята, какой же сегодня дождь! Пока я шла в школу, промокла почти до нитки! Но, всё же, я шла и думала: «Какой же прекрасный наш город Санкт- Петербург!» -А вас восхищает город, в котором мы живём?
Учитель раскрывает зонт (на нём капли из бумаги), оставляет его сохнуть. -Никакя погода не испортит нам настроение и работу на уроке, который мы сегодня проведём вместе |
Высказывания детей. |
Личностные результаты: Положительный настрой на работу. |
|||
2 |
Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации.
|
Мотивиро-вать обучающихся на изучение темы. Создать ситуацию дефицита знаний, потребности получить недостаю- щие знания. |
СЛАЙД 2: 1. Санкт-Петербург является прекрасным, величественным, таинственным городом России. 2. На улицах, площадях, в парках – повсюду много достопримечательностей. 3. Восхищают здания: Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера.
-Что объединяет предложения? - Есть ли у вас замечания к записи данных предложений? - Где и почему необходимо поставить запятые? Обсудите это в группах. (После обсуждения на доске появляются запятые)
- Какие ещё знаки препинания вы встретили в этих предложениях? - Умеете ли вы ставить эти знаки препинания в предложениях? Есть у вас вопросы?
|
- Распространённые, с однородными членами. - Пропущены запятые между однородными членами. Дети обсуждают в группах постановку запятых между однородными членами)
- Двоеточие и тире.
- Не умеем. -Когда надо ставить тире и двоеточие в предложении? |
Предметные результаты (предметная компетенция): Понимают задание, как его надо выполнить, умеют применять изученное правило постановки запятых при однородных членах предложения.
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Коммуникативные: Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Информационные: Анализируют языковой материал.
|
|||
3 |
Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
|
Определить тему урока. Сформули-ровать учеб -ные задачи, определить пути их реализации. |
- Предположите тему нашего урока.
СЛАЙД 3:
-Какую учебную задачу вы для себя определите?
Узнать –когда ставить двоеточие и тире
Учиться – правильно ставить изучаемые знаки препинания
- Какую учебную задачу будем решать сначала? |
- «Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами».
Формулируют учебные задачи.
- Узнать…
|
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Определяют и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
. |
|||
4
|
Решение учебной задачи.
Открытие правила постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.
|
Сформулировать правило.
|
1) СЛАЙЛД 4. Введение понятия «обобщающее слово». Работа с фотографиями из конверта. (Групповая работа)
- Вскройте конверты. Распределите картинки по группам. Объясните, почему вы их так распределили.
- Т.е. вы определили обобщающие слова для каждой группы. Какие?
2) Наблюдение над яз.материал. - Есть ли такие обобщающие слова в наших предложениях?
- Каким членом предложения является обобщающее слово «повсюду»? - А однородные «на улицах, в парках, на площадях»? - То есть в предложении сначала однородные члены (обстоятельства), потом обобщающее слово.
- Каким членом предложения является обобщающее слово во втором предложении? - Где те слова, которые конкретизируют, что значит «достопримечательности»? - Каким членом предложения они будут являться?
- Обратите внимание, Обобщающее слово стоит «до» или «после» уточняющих однородных? - То есть в предложении сначала идёт обобщающее слово, а затем однородные подлежащие.
3) Составление схемы – правила. - Составьте схемы, когда в предложении надо ставить двоеточие, а когда – тире? Если двоеточие в схеме обозначается – круг с точкой в центре, а однородные – круги. Обсудите это в группах.
После работы в группах, результаты работы – схемы, дети вывешивают на доску. Комментируют свои наработки.
СЛАЙД 5: - Сравните свои схемы со схемами на доске.
СЛАЙД 6: - Как выдумаете, может ли в одном предложении с однородными членами быть и двоеточие, и тире?
На доске фиксируется ещё одна схема (с двоеточием и тире одновременно).
СЛАЙД 7: - Какую учебную задачу мы решили?
|
1) Достают картинки из конверта: памятники: Медный всадник, Крылов, Суворов; мосты: Дворцовый, Большеохтинский, Троицкий; Соборы: Казанский, Исаакиевский, Спас-на крови.
- Памятники, Соборы, Мосты.
- Повсюду. Здания.
- Обстоятельством.
- Тоже обстоятельства.
- Обобщающее слово «достопримечательности». - Подлежащее. - Эрмитаж, Адмиралтейство, Кунсткамера. - Тоже подлежащими.
- До однородных.
Работа в группах. На листах маркерами изображают схемы постановки двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.
- Когда сначала стоит обобщающее слово, затем однородные члены предложения, а потом предложение продолжается.
- Узнали, когда ставить в предложении двоеточие, когда тире, а когда и двоеточие, и тире.
|
Метапредметные результаты (ключевые компетенции): Регулятивные: Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: Формулируют правило постановки знаков препинания. Самостоятельно создают схему постановки двоеточии и тире..
Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Информационные: Анализируют языковой материал, правило, данное в учебнике с целью сопоставления
Предметные результаты(предметная компетенция): Узнают правило постановки знаков препинания. |
|||
5
6 |
Физкультминутка
Решение учебной задачи.
Применение способа постановки изучаемых пунктуационных знаков.
.
|
Снять мышечное и умственное напряжение
Формиро- вать умение применять открытый способ постановки знаков препинания. |
Под музыку дети выполняют танцевальные движения. На экране слайд-шоу «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
- Какую У.З. предстоит решать теперь?
- Что вам поможет правильно ставить знаки препинания? - Прежде, чем воспользоваться схемой и расставлять знаки, что важно найти в предложении?
1) «Испытай себя» (групповая работа)
- Мы уже и тайну двоеточия и тире узнали, а капли на зонте всё ещё не высохли.(подходит к зонту) - Так это не простые капли, они не высохнут, пока мы не выполним задания, которые есть на них. - Предлагаю вам предложения, из которых исчезли знаки препинания. - Расставьте недостающие знаки препинания в предложения.
2) «Эксперты» (групповая работа) -Проверьте работы друг друга.
3) «Сравни с эталоном»
4) «Конструктор из слов» (групповая работа) - Вскройте конверты, достаньте слова. Слова у всех одинаковые. Только предложения вы должны составить разные:
1 группа – к 1 схеме 2 группа – ко 2 схеме 3 группа – к 3 схеме
После работы каждая группа вывешивает рабочие листы на доску.
|
- Учиться, правильно ставить двоеточия и тире в предложениях с однородными членами.
- Схемы.
- Обобщающее слово.
Каждая группа берёт по 3 капли : белую, голубую, сиреневую (по 3 предложения) Находят обобщающее слово в каждом предложении, однородные члены, объясняют постановку знаков препинания.
Группы обмениваются капельками с предложениями, проверяют др.др.
Сравнивают работы экраном.
Дети составляют предложения, наклеивают его на рабочий лист, расставляют знаки препинания.
Обсуждение. |
Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Регулятивные: Сохраняют учебную задачу. Оценивают ход и результат выполнения задания; сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Самоопределяются в УД.
Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные результаты(предметная компетенция): Применяют правило постановки изучаемых знаков препинания. |
|||
7 |
Итог урока. Рефлексия деятельности.
. |
Формиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты сво его труда. |
СЛАЙД 9:
-Вы справились со всеми заданиями! -Только посмотрите, над Петербургом небо всё затянуто тучами. Давайте попробуем разогнать эти тучи.
- Посмотрите, какое ясное небо теперь над нашим городом Санкт-Петербургом! - И зонт нам теперь не нужен! (складывает зонт) |
Дети снимают тучку, на обратной стороне которой есть начало фразы: «На уроке я узнал… Мне было интересно… Теперь я могу… У меня получилось… Я понял, что....» |
Личностные результаты: Способность к самооцен -ке, ориентация на понима- ние причин успеха в У.Д.
Метапредметные результаты(ключевые компетенции): Коммуникативные: Слушают друг друга; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.