Краткосрочный проект в старшей группе
«Русская матрешка»
Разработчик: Шебалина М.Н.
Паспорт проекта.
Тип проекта: |
исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный |
Сроки проведения: |
краткосрочный с 01.11.23г по 10.11.23г |
Участники проекта: |
дети старшей группы, родители, воспитатели. |
Актуальность проблемы:
|
матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее в жизни |
Цель проекта: |
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. |
Задачи проекта:
|
1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла. 2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции). 3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные). 4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания. 6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей. 7. Обогащать словарь детей. 8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Ожидаемые результаты проекта: |
1. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке. 3. Выставка поделок «Семейная матрешка». 4. Развлечение с детьми «День рождения Матрешки». 5. Создание альбома «Русская матрёшка» 6. Выставка творческих работ детей. |
План реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
-определение цели и задач проекта;
- подбор иллюстративного материала, дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед;
- сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
-работа с родителями по оформлению выставки «Семейная матрешка»
-подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
-создание альбома «Русская матрешка»
-Оформление выставки творческих работ детей
2.Основной, организационно-практический этап:
Работа с детьми
· Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
· Беседа: «Откуда появилась матрешка?».
·
· Рассматривание изображений разных матрешек.
· Чтение стихов и загадок о матрёшке.
· Чтение стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
· Чтение стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».
· Проведение игр с детьми: «Косынка», «Чудесный мешочек»
· Рисование «Такая разная матрешка» (работа с шаблонами и трафаретами)
· Раскрашивание русских матрешек
· Аппликация «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве приглашения на фольклорный праздник).»
· Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
· Дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди пару», «Эти удивительные узоры».
· Развлечение с детьми «День рождения Матрешки»
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к оформлению выставки «Семейная матрешка»
2. Папка передвижка «Русская матрешка»
3. Заключительный этап:
1.Организация выставки детских работ.
2.Проведение развлечения с детьми «День рождения матрешки»
3. Выставка «Семейная матрешка»
Список литературы:
1. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа .- М.: «Карапуз- Дидактика», 2006.
2. Л.А.Парамонова. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет.- М.: ОЛМА Медиа групп, 2013
3. Волчкова Н.В. Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.- Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Издательство «Детство- Пресс», 1988.
5.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. -М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Приложение № 1
Детские стихи про матрешку – короткие и длинные
***
Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
***
У мамы на комоде –
Стоят матрешки вроде.
Все яркие, нарядные –
Но что-то не по моде.
***
Среди моих игрушек
И кукол современных
Матрешки все ж в почете
Скажу вам без сомненья.
Матрешки тоже куклы
У них свои наряды.
Вот только их не снимешь
Не поменять ей платье.
На голове платочки
Есть красные и синие.
Ей не расчешешь волосы
Хотя видны косички.
***
На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.
***
Матрешки – лучшие друзья,
Скажу вам по секрету.
Они создания русские – как я
И сказано все этим.
***
Салов Н.
Матрешка — чудное создание.
Весёлое и компанейское.
В неё вместились, будто в здание —
Ещё три – каждая поменьше.
Разложишь и поставишь рядышком —
Настолько разных, озорных.
Малышка, дочка, мама, бабушка —
Так хочется назвать всех их.
В кружок поставишь — тут же за руки,
И хоровод начнут водить.
Напляшутся, друг в друга спрячутся.
Им в жизни не о чем грустить.
Глаза красивые, блестящие
Полны добра и чистоты.
Несут тепло, и настоящие
В Матрёшке русские черты.
***
Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Приходько В.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять…
Найденыш!..
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.
***
Матрешка пестрая, красивая, забавная
Со всех сторон нарядная.
В косу волосы убраны
У русской красавицы,
И она всем нравится.
Частушки
1.Я матрешка-сувенир, В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир Русская матрешка.
2.Я, матрешечка - краса, очень длинная коса. Ленту алую вплету, Хороводы заведу.
3.Мастер выточил меня, Из куска березы. До чего ж румяна я, Щечки словно розы!
4.Яркий сарафан на мне, Вышитая блузка. Как же он сейчас красив Мой костюмчик русский!
5.Вместе выйдем в хоровод, Ножкой топнем – топ – топ - топ! Будем петь и веселиться Вместе с нами весь народ!
6. Мы весёлые сестрицы, Мы матрёшки озорницы. Ой да все мы круглолицы Знаменитые сестрицы.
7. Мы умеем раскрываться, Друг из друга выниматься. Но не можем расставаться И боимся потеряться. И всегда нас аккуратно Надо всех вложить обратно.
8. Так похожи друг на дружку Деревянные подружки. Много нас или немножко Но зовут нас всех матрёшки.
9. Наша русская матрёшка Не стареет сотни лет. В красоте, таланте русском Весь находится секрет.
10. Никогда мы не скучаем, Есть секрет у нас внутри. В руки взял одну матрёшку- Оказалось целых три.
11. И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Спим мы вместе очень дружно Спим мы все одна в другой.
12 .Велика Россия наша,
И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах, На весь мир молва идет.
Приложение № 2
Консультация для педагогов и родителей «Как играть с матрёшкой?»
Матрёшку относят к дидактическим игрушкам. Это значит, что она создана в помощь по развитию у малышей речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества.
Это игрушка разборная. Она имеет гладкую, округлую форму. Чтобы добраться до следующей куклы, которая прячется внутри, нужно терпеливо и настойчиво открыть её. Поэтому тут понадобятся — и усидчивость, и крепость пальчиков, и настойчивость, и смекалка.
Когда все куколки извлечены и собраны, в них можно играть. При этом, можно дать каждой имя, строить по росту, воображать, что это семья или подруги. Ребёнку интересно прятать матрёшек друг в друга, подбирать подходящих по размеру.
Поскольку матрёшки бывают различных видов, их можно иметь несколько. Каждая поможет развивать кругозор и речь.
Так, матрёшка «Семья» воспитывает правильное представление о семье, вызывая положительные эмоции, привьёт понятия о предназначении каждого члена семьи.
Есть матрёшки в виде любимых героев из сказок или мультфильмов. Это так же развивает воображение и речь. С такими игрушками можно ставить спектакли в настольном театре.
Матрёшка – замечательная народная игрушка – получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрёшкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т. д.
В группе в достаточном количестве должны быть матрёшки с разным количеством вкладышей (от трех).
«Знакомство с матрёшкой»
Для детей, незнакомых с матрёшкой, очень важен момент первой встречи с ней. Нужно постараться сделать эту встречу интересной и радостной.
Педагог (взрослый) садится с ребёнком или двумя-тремя детьми за столик и говорит: «Посмотрите, какую интересную игрушку я вам сейчас покажу!» С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрёшку и обращает внимание малышей на её красоту: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёшка. Какой у неё платочек, какие, щёчки». Педагог даёт детям возможность рассмотреть игрушку, погладить её, подержать в руках. Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит: «Что-то наша матрёшка тяжёлая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (открывает матрёшку). Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!» Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить любопытство детей.
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!» Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая поменьше. Затем предлагает посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами: «Матрёшка- матрёшка, откройся немножко», - достаёт третью матрёшку. Педагог ставит матрёшек в ряд и сравнивает их. Таким образом, педагог достаёт остальных матрёшек и расставляет их по росту в порядке убывания.
Педагог (взрослый) вместе с детьми любуется матрешками: «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды и их различие). «Вот самая большая матрёшка – это мама, а вот матрёшка поменьше – наверное, это старшая сестричка. А это сестричка помладше, а это – совсем маленькая, самая младшая сестричка».
Педагог (взрослый) показывает детям, как матрёшки прячутся одна в другую. Потом раздаёт малышам матрёшек, состоящих из двух-трёх вкладышей, и предлагает разобрать и собрать их. Возможно, сначала дети будут стараться силой втиснуть одну матрёшку в другую. В этом случае следует помочь им подобрать соответствующие детали и научить соединять их.
«Матрёшки-крошки»
Эта игра поможет ребёнку освоить принцип действия с матрёшкой, то есть научит его вкладывать меньшую матрёшку в большую.
Педагог (взрослый) даёт ребёнку две матрёшки, которые могут различаться по числу вкладышей, размеру, внешнему облику. Задача ребёнка – сначала разобрать матрёшек, а затем правильно их собрать. При необходимости педагог (взрослый)помогает малышу, обращая его внимание на отличительные признаки матрёшек.
«Матрёшки играют в прятки»
Педагог (взрослый) говорит детям, что матрёшки решили поиграть в прятки. Маленькие матрёшки «просят» матрёшек побольше спрятать их. Дети прячут матрёшек и убеждаются, что спрятаться в матрёшке может только та матрёшка, что меньше ростом.
«Матрёшки обедают»
Для игры понадобятся матрёшки и соответствующее им количество тарелок (круги разной величины).
Педагог (взрослый) говорит детям: «Матрёшкам пора обедать. Давайте их покормим». Он помогает малышам подобрать матрёшкам подходящие тарелки: самая большая тарелка – для самой большой матрёшки, чуть поменьше – для матрёшки поменьше и т. д. Малыши расставляют матрёшек по росту и перед каждой из них ставят тарелку соответствующего размера.
«Уложим матрёшек спать»
Для игры понадобятся матрёшки и соответствующие им по размеру бумажные полоски, квадраты или круги разной величины («кроватки»).
Педагог (взрослый) предлагает малышам уложить матрёшек спать. Он помогает детям подобрать матрёшкам подходящие кроватки. Педагог (взрослый) объясняет ребятам, что сначала нужно уложить младших (маленьких, а потом старших (больших) матрёшек.
Матрёшки могут «закапризничать», например, две из них могут поспорить из-за одной кроватки, или большая матрёшка захочет улечься в маленькую кроватку. Но, в конце концов, дети укладывают матрёшек спать, каждую в свою кроватку.
Приложение № 3
Беседа по ООП «Познавательному развитию» на тему:
«Знакомство с русской матрёшкой»
Цель: приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.
Программное содержание:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуре, эстетический и художественный вкусы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, чтение стихов о русских народных промыслах.
Ход занятия:
- загадываю детям загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, а как вы догадались, что это матрёшка?
Ответы 2-3 детей.
Воспитатель: что можно с ней делать? (играть, любоваться, разбирать и собирать).
Вот послушайте, что я вам расскажу об этой игрушке.
Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.
Матрёшка- удивительная игрушка! Матрёшке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрёшка. Первая- раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали для них игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. Вот в одной семье родители решили своих детей потешить да повеселить. И сделали для них куколок из дерева, Но игрушки получились бледные да невеселые. И тогда разукрасили они их красками яркими да цветными. Получились матрешки красивые и яркие, Вот уж детям было радости! А потом родители детей своих научили матрешек делать, а те выросли - своим сыновьям и дочкам показали.
А знаете почему матрешку Матрешкой назвали? Потому что у мастера этого, который матрешку создал, доченька была Матрена. Очень она была похожа на эту веселую куколку, вот и стала она называться матрешкой!
По другой версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца, а по третьей версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрёшкой.
А ещё говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маши. И ещё в народе говорят, что у матрёшки два отца. Токарь- игрушечник из Подольска Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал её. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.
Как вы думаете из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей) – лиственница, липа, берёза, ольха, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух- трёх лет, а затем на станках вытачивают матрёшек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.
Матрешка является символом России, она своей красотой покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрёшек как сувенир, т. е. подарок на память о той стране, где они были.
Физкультминутка.
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопки)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Девчонки озорные, матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
Ладушки, ладушки весёлые матрёшки (хлопают).
Дети садятся на места.
Воспитатель:
Чтение стихотворения «Матрёшка»
Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные, складные и ладные
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся
Приложение № 4
Конспект НОД по ООП «Художественно – эстетическому развитию»
на тему: «Русские матрешки»
Цели:
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей создания русской матрешки, обратить внимание на характерные особенности внешнего вида и декора матрешки.
Воспитательные: воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус, внимание, аккуратность.
Материалы и оборудование: фигурки и картинки матрешек, листок с нарисованным силуэтом матрешки, акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…. (Матрешка)
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девочки, румяные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.
Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка.
По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.
Другая же версия заключается в том, что однажды из Японии один купец привез игрушку с сюрпризом – деревянного человечка с большой головой. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, только поменьше, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Мамотину. Выточили мастера фигурку из бруска, да и расписали её на новый лад. Расписали русские художники матрёшку на славу: щёчки, как румяные яблочки, губки бантиком, на голове платочек весёленький, из-под него коса толстая. И захотелось этой красавице русское имя дать. Дуняша? Маняша? Матрёша! Так и стали называть игрушку матрешкой.
А теперь, ребята, давайте с вами украсим сваю матрешку, но прежде, чем мы приступим к работе, немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая Гимнастика:
«МАТРЕШКА»
У матрешки нашей Мани
Пять девчоночек в кармане. (сжимаем руки в кулаки.)
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину.
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю. (на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно.)
Все девчонки из кармана
Вышли в красных сарафанах. (раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.)
Детям раздаются листы бумаги, на которых нарисован силуэт матрешки, они расписывают его узорами на свой «вкус».
Приложение № 5
Беседа по ООП «Познавательному развитию» на тему:
«История русской матрешки»
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;
Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Развивать творческую деятельность детей;
Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.
(Звенит колокольчик).
Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят вдруг дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Остановка «Откуда появилась матрешка».
Воспитатель.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.
А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок.
Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.
А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.
Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.
Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?
А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
(Звенит колокольчик)
Воспитатель: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)
Остановка «Какие они бывают?»
(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)
Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.
Эта игрушка походила на первую матрешку: также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.
В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трех разовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.
В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.
В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.
В какую одежду она одета?
Дети:- Вкрасный полушалок, передник с букетом ярких цветов.
Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?
Дети: - Собирать, разбирать.
Воспитатель:- Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.
-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!
(Звенит колокольчик)
Остановка «Мастерская художника».
Физкультминутка.
У кого в руках загорская матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках полхово – майдановская матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто семеновскую взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшки в руки взял,
Тот красиво приседал!
Воспитатель: Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?
Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.
Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?
Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.
Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.
Воспитатель: в мастерской нас ждут не расписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.
Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.
По окончании работы предложить детям:
-выбрать лучшего мастера художника;
- выбрать похожих матрешек;
-составить семейку матрешек;
-дать матрешкам имена.
Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств
Дидактическая игра
«Собери матрешку»
Цель: закреплять знания детей о матрешках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
Материал: картинки матрешек разрезать на 3-4 части. Дети должны собрать 1 целую матрешку.
Ход игры: Игра состоит из разрезных картинок (матрешек), из которых необходимо собрать целые картинки с изображением матрешек.
День рождения Матрёшки.
Сценарий развлечения для детей старшей группы.
Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»; Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.
Развивающие: Развивать творческо-исполнительские способности детей при чтении стихотворений.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому народному искусству.
Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми стихов про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», игра на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Материалы для проведения: 2 магнитных доски, пазлы на тему «Матрёшка» (4 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, торта, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная свистулька, деревянная ложка, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?
Дети: Нет. (Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).
Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?
Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?
Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.
Воспитатель: Но как же так?
Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.
Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?
Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.
Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?
Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.
Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?
Дети: Да.
Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»).
Вот первое задание: Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.
Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 4 человека (по 2 человека на каждую картинку).
Дети: (Выходят, собирают пазлы).
Воспитатель: Что за изображения получились?
Дети: Это изображения матрёшек.
Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?
Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было. Дети: (Радуются).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места. Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, торта, подарков, празднично украшенной комнаты).
Воспитатель: Дети: (Выходят к столу, совещаются).
Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение? Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и торт, и подарки, и украшенную комнату.
Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.
Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети! Дети: (Радуются).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места. Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Прочитать стихотворение про Матрёшку.
Воспитатель: Стихи рассказывать наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек. Дети: (Выходят, читают стихи про Матрёшку).
Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?
Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 2 человек. Минута на размышление. Дети: (Выходят, совещаются).
Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение? Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.
Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?
Баба-Яга (уныло): Они правы. Дети: (Радуются).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы,чтобы дети поиграли со мной.
Воспитатель: Хорошо, Баба- Яга,наши дети поиграют с тобой. Приглашаю всех детей на игру под песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой). Дети: (Играют).
Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?
Баба-Яга: Сейчас расколдую.
Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.
Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения! Дети: (Хлопают). Матрёшка: Спасибо большое!
Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста. Дети: (Читают поздравления).
Матрёшка: Большое спасибо, ребята! Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие. Дети: (Под музыку уходят в группу).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.